Материалы к классным часам (родительским собраниям) о вредных привычках

Разделы: Классное руководство


Здоровье - это первая и естественная потребность человека. Если нет здоровья, все остальное - уже не важно. Мы часто воспринимаем наше здоровье, как данность, как нечто само собой разумеющееся. Мы считаем нормальным заботиться о вещах, которые нас окружают, и очень часто откладываем на потом заботу о собственном здоровье. А между тем, все труднее и труднее оставаться здоровым в агрессивной окружающей среде (экология, стрессы, некачественное питание и др.).

Средняя продолжительность жизни в России:

  • мужчины - 59 лет,
  • женщины - 62 года,

что значительно меньше, чем в других странах. 

Мы привыкли считать, что наше здоровье зависит от кого угодно, но только не от нас самих. Мы привыкли все списывать на существующие проблемы системы здравоохранения и коммерциализацию медицины. Эти проблемы действительно существуют, но научные исследования доказывают, что здоровье современного человека лишь на 15-20% определяется работоспособностью системы здравоохранения и на 80-85% здоровье человека обуславливается качеством жизни, состоянием окружающей среды, полноценностью питания и общей культурой человека (т. е. тем, насколько он сам хорошо содержит свой организм). Другими словами, наше здоровье на 80% зависит от нас самих. Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально уравновешенными, преуспевающими в делах и учебе, разносторонне развитыми. Словом, хотели бы воспитать полноценную личность. Умение выдвинуть гуманные цели, найти способы их воплощения, усовершенствовать замысел и реализовать его по плечу только здоровому человеку.

Поэтому одна из задач, стоящих перед классным руководителем – формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для достижения этой цели в 2006 – 2007 учебном году нами в содружестве с отделением реабилитации Детского соматического отделения ФГУП ЦМСЧ – 81 г. Северска была начата разработка проекта “ЗОЖ: я знаю как и расскажу другим!”. Проект направлен не только на работу с детьми, но и на работу с их родителями, т.к. у большинства родителей нет знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания у детей потребности к здоровому образу жизни.

С целью воспитания у ребенка правильного отношения к своему здоровью наш проект выдвигает следующие задачи:

  • создание положительного отношения у детей и родителей к своему здоровью и его охране;
  • формирование всесторонне развитой личности через обучение;
  • создание необходимой мотивации для здоровьесбережения;
  • выбор методов и приемов для педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия и содержания обучения.

Основные принципы проекта.

В процессе выполнения проекта дети и родители усваивают принципы бережного отношения к своему организму. При соблюдении научного характера сообщаемых детям сведений им прививается умение заботиться о собственном здоровье. Проект рассчитан на длительный период.

Основная цель - формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, осуществления комплексных профилактических мероприятий, направленных на формирование негативного общественного отношения к асоциальному поведению.

В рамках этого проекта на данный момент разработаны:

  • серия буклетов о здоровом образе жизни;
  • цикл родительских собраний (с привлечением медицинских работников);
  • цикл классных часов, бесед, ролевых игр с элементами театрализации.

Работа по формированию психологического иммунитета к вредным привычкам будет более эффективной и результативной, если:

  • детям и взрослым предоставлять объективную информацию о последствиях этих привычек, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  • понимание детьми сущности этих привычек идет параллельно с формированием негативного личностного отношения к ним;
  • дети приобретают навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями;
  • учащиеся приобретут опыт решения проблем без помощи наркотиков, спиртного, сигарет…;
  • в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги будут едины.

Одно из направлений этого проекта – “Это плохо. Почему?”. Целью этого направления является выработка отрицательного отношения к вредным привычкам.

Мы представляем две работы, выполненные в среде MS PowerPoint: “Пивной алкоголизм” и “Скажем наркотикам – нет!”. Эти работы можно использовать на классных часах (в средней и старшей школе), на родительских собраниях и конференциях.