Правописание безударной гласной

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формировать представление у учащихся о двух способах проверки безударных гласных в корне слова: изменением формы числа и подбором однокоренных слов;

  • Задачи урока:
  • Через слого-звуковой анализ слов показать возможное
  • расхождение произношения и написания слов;
  • способствовать развитию орфографической зоркости.
  • Прививать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: Компьютеры, экран для демонстрации презентации.

Приложения:

  1. Презентация
  2. Тест

Ход урока.

1. Организационный момент.

Какое время года сейчас идёт?

Весна.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.

- А какие признаки весны вы можете сейчас наблюдать?

Тает снег, текут ручьи, прилетают птицы, появляются первые проталины, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля.

Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы.

- Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок!

- Весной хочется писать стихи.

Так что же пишут поэты о весне?

(Дети рассказывают четверостишья о весне).

Ребята, а я вам хочу рассказать весеннюю сказку.

Весенняя сказка.

Собралась Вена-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.

Просит Весна перелётных птиц – лебедей, гусей: “Отнесите меня в северные края, там меня ждут, не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки – паучки”. Но птицы побоялись лететь: “ Там, говорят, снег и лёд, холод и голод. Сколько Весна ни просила, никто не хотел её отнести. Совсем она загрустила. Вдруг слышит голос от куда-то с вершины: “ Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро доставлю”. Взглянула она вверх, а над ней плывёт белое пушистое Облако. Весна забралась на Облако и полетела. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными почками. А вслед за Весной потянулись в родные края перелётные птицы: гуси, лебеди, жаворонки, скворцы, зяблики, пеночки.

Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое Облако – так, значит, жди теперь со дня на день тепла жди с юга весёлых крылатых гостей…

Вот эти весенние вестники солнышко и облачко будут с нами весь урок.

- Где Весна была всю зиму?

- Когда Весна решила лететь в северные края?

- Как встретили весну на земле?

- Какие птицы прилетели вслед за Весной?

II Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, повторяя правописание безударных гласных в корне.

- Ребята, вспомните какие слова называются однокоренными?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Как проверить безударный гласный в корне?

III Чистописание.

IV. Словарная работа.

Ребята, я вам прочитала сказку о весне.

А как вы думаете, куда пришла Весна?

Гор…д, д…ревня

А кто встречал Весну?

За…ц, м…дведь, в…рона, с…рока, в…р…бей.

 Списать слова, поставить знак ударения, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные.

V. Работа над деформированными предложениями.

Ребята, Весну встречают, конечно же, все и люди, и животные, и птицы, и растения.

А вот облачко предлагает о некоторых из них составить предложения.

Весна, в лес, просыпаться, звери.

Весною в лесу просыпаются звери.

Вылезать, из берлога, медведь.

Выползает из берлоги медведь.

Греются, зайцы, солнышко, на.

На солнышке греются зайцы.

1. Записать предложения в тетрадь.

2. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи.

( Дети записывают предложения с комментированием)

VI. Работа над текстом.

1. Прочитайте текст, выделяя интонацией каждое предложение.

2. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

3. Выпишите слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова, выделите корень.

Наступила ранняя в…сна яркое солнце рушит последние снежные крепости звонкая капель стучит (по) з…мле в л…су пахнет душ…стыми почками. з…лёные ёлочки важно выт…нули свои к…лючие ветки лучи солнца осв…тили всю окрестность ожил лес (над) г…ловой послышалась звонкая трель (за) ств…лами д…ревьев мелькнула стайка птиц. в…сной много хл…пот и забот (у) пернатых друзей.

Звукобуквенный анализ слова весна. (Устно)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить тест на компьютере.

А компьютер поставит вам оценку.

Дети выполняют тест на компьютерах и получают соответствующую оценку, которую ставит компьютер.

VII. Итог урока.

  • В какой части слова мы учимся проверять правописание безударной гласной, проверяемой ударением?
  • Как проверить правильность написания безударной гласной в корне?

Домашнее задание.

Страница 79 упражнение 34 .

Повторить правила о проверке безударных гласных.