Доктор педагогических наук М.И. Лукьянова в статье “Конкурс лучших учителей как способ творческой самореализации педагога в профессиональной деятельности” пишет, что “неотъемлемыми составляющими педагогического профессионализма следует признать сознательный анализ собственной педагогической деятельности, открытость профессиональным новшествам, стремление к творческой самореализации”.[1]
Рассматривая педагогическое творчество как основу педагогической деятельности, автор статьи отмечает, что “творчество педагога, реализуемое в условиях публичной деятельности, стимулирует учителя к дальнейшим поискам, импровизациям”.[1]
Действительно, участие в работе научно-практических конференций, чтений, семинаров - это возможность соотнесения результативности своей работы с творчеством коллег, “экзамен” на актуальность выбранного направления исследовательской и педагогической деятельности, а также перспектива “нахождения” в системе непрерывного образования. На научно – культурологических форумах выступают не только учителя общеобразовательных школ, но и ученые, духовенство, преподаватели высших учебных заведений, представители других специальностей – все, кому не безразлично духовно-нравственное воспитание и образование молодых россиян.
Анализ тем и содержания научных мероприятий, выступлений, авторских публикаций, “защита” своего педагогического опыта, наконец, оформление “Портфолио” - мой собственный вклад на пути профессиональной самореализации. “Портфолио”, на мой взгляд, наиболее продуктивная и перспективная форма “собирания” творческого опыта учителя, публичная “презентация” которого полно и разносторонне представляет системную и многолетнюю педагогическую деятельность. Я думаю, что именно “Портфолио”, в отличие от других конкурсных форм, позволяет “увидеть” созидательную активность учителя, развитие направления его педагогических приоритетов.
Так, анализируя свою педагогическую и публицистическую деятельность, я обратила внимание на то, что в начале 2000-х годов для меня, учителя предметов искусства, была актуальна деятельность по следующим направлениям: “Развитие самостоятельности творческого мышления учащихся”, “Технология воспитания навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры”.
Последующие годы моя педагогическая, исследовательская, публицистическая деятельность была направлена на “Воспитание активной гражданской позиции посредством исследовательской деятельности учащихся через изучение регионального культурологического компонента “Краеведение”. Отсюда и звучание таких тем, как “Реализация регионального компонента в преподавании предметов эстетического цикла”, “Военные страницы в жизни и творчестве А.Н. Либерова”, “Исследовательская деятельность учащихся как условие воспитания гражданской позиции”, “Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова”, “Исследовательская деятельность по искусству как один из видов научного творчества”, “Музей “Либеров-центр” и исследовательская деятельность учащихся”, “Исследовательские проекты в условиях профильного обучения”…
В настоящее время потребность в духовно-нравственном “воспитании” всех участников учебно-воспитательного процесса, и обучающегося и учителя, направляет не только к изучению историко-культурологической “кладовой” родного региона, но и к проверенному веками, “пропитанному” опытом наших дедов и прадедов, Духовному наследию.
Следовательно, и личностный, и профессиональный интерес к теме “Духовное краеведение на уроках музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства” очевиден, что и подтверждается моими выступлениями на конференциях различного уровня по темам: “Нравственные аспекты в исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы”, “Нравственно-этическая ценность искусства /по материалам I и II этических чтений/”, “Ответственность как нравственный аспект исследовательской деятельности обучающихся”, “Культурологический подход к исследовательской деятельности обучающихся /на материале творчества Г.Ю.Мысливцевой”, “Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся”.
Представляется мой опыт участия в научно-культурологических форумах, публицистической деятельности, также дается краткая информация о себе и награждениях.
Участие в работе конференций
2001
Научно-практическая конференция
- Областное отделение педагогического общества РФ и институт непрерывного образования Омский государственный педагогический университет / рук. И.М. Чередов/
- Тема выступления “Развитие самостоятельного мышления учащихся на занятиях”
Научно-практическая конференция, посвященная 90-летию А.Н. Либерова
- Главное управление культуры и искусства администрации Омской области
- Государственный областной художественный музей “Либеров-центр”
- Омский государственный университет
- Сибирский филиал Российского института культурологи
- Омская областная организация ВТОО “Союз художников России”
- Тема выступления “Региональный компонент в преподавании мировой художественной культуры в общеобразовательной школе”
Областная конференция Секция областного совещания работников образования
- Омский государственный педагогический университет
- Тема выступления “Технология воспитания навыков исследовательской деятельности учащихся 7 – 8 классов на уроках МХК”
Областная августовская конференция
- Омский областной институт повышения квалификации работников образования, кафедра истории и обществознания /заведующая кафедрой, кандидат исторических наук В.В. Мезенцева/
- Тема выступления “Реализации регионального компонента в преподавании предметов эстетического цикла”
2002
Научно-практическая конференция “Человек и война”, секция № 2
- “Повседневность и культура в условиях войн”
- Омский областной институт повышения квалификации работников образования, кафедра истории и обществознания /кандидат исторических наук В.В. Мезенцева/
- Тема выступления “Военные страницы в жизни и творчестве А.Н. Либерова”
Региональная научно-практическая конференция “Сибирский сад – территория мечты”
- Министерство культуры Омской области
- Государственный областной художественный музей “Либеров-центр”
- Сибирский филиал Российского института культурологи Министерства культуры Российской Федерации
- Омский государственный университет
- Омский государственный историко-краеведческий музей
- Тема выступления “Исследовательская деятельность учащихся как форма экологического и патриотического воспитания”
Межшкольные педагогические чтения
- Управление образования администрации города Омска
- Тема выступления “Исследовательская деятельность учащихся как условие воспитания гражданской позиции”
2003
Городские педагогические чтения
- “Организация учебной деятельности школьников в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, решения”
- Управление образования администрации города Омска
- Тема выступления “Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова”
2004
Областной педагогический марафон, День учителя искусств
- Омский областной институт повышения квалификации работников образования
- Кафедра гуманитарного образования /заведующая кафедрой кандидат педагогических наук А.П. Сухарева/
- Тема выступления “Исследовательская деятельность по искусству как один из видов научного творчества”
Региональный Научно-практический семинар “Малые музеи в контексте местной культуры”
- Министерство культуры Омской области
- Государственный областной художественный музей “Либеров-центр”
- Сибирский филиал Российского института культурологи Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
- Омский государственный университет
- Тема выступления “Музей “Либеров-центр” и исследовательская деятельность учащихся”
Городские педагогические чтения
- “Современный урок в условиях профильного обучения”
- Управление образования администрации города Омска
- Тема выступления “Исследовательские проекты в условиях профильного обучения”
Городские этические чтения учителей
- Управление образования администрации города Омска,
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, кафедра теологии и мировых культур /декан факультета, кандидат философских наук Д.П.Синельников/
- Тема выступления “Нравственный аспект в исследовательской деятельности учащихся”
2005
Всероссийская научно-практическая конференция “Молодежь и ценности современного российского общества”:
- Министерство образования и науки российской Федерации
- Правительство Омской области
- Законодательное собрание омской области
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского
- Институт философии Российской Академии Наук
- Междисциплинарная научная ассоциация “Человек. Культура. Общество”
- Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Молодежь и ценности современного российского общества”; С. 78
- Тема выступления и публикация “Нравственные аспекты в исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы”
IV Педагогические этические чтения
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур /декан факультета, кандидат философских наук Д.П.Синельников /
- Тема выступления “Нравственно-этическая ценность искусства /по материалам I и II этических чтений/”
2006
V Педагогические этические чтения
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур /декан факультета, кандидат философских наук Д.П.Синельников /
- Тема выступления “Ответственность как нравственный аспект исследовательской деятельности обучающихся”
VI Всероссийская конференция
- С международным участием “Культура и интеллигенция России от ХХ века ХХI веку. Интеллектуальные диалоги меняющихся регионов. Россия-Сибирь-Казахстан”. 3-5 октября 2006 г
- Российский институт культурологи Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского
- Сибирский филиал Российского института культурологи
- Городской музей “Искусство Омска”
- Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
- Омское отделение межрегионального Российского “Общества интеллектуальной истории”
- Тема выступления “Публикации омского искусствоведа Г.Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся”
Семинар “Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла”
- Институт развития образования омской области, Кафедра гуманитарного образования
- Тема выступления “Культурологический подход к исследовательской деятельности обучающихся /на материале творчества Г.Ю.Мысливцевой”
Городской семинар учителей музыки “Соблюдение принципа преемственности в обучении музыке по программам Д.Б. Кабалевского, В.В. Алеева, Е.С. Критской”
- Муниципальное образовательное учреждение Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива” Городской методический центр
- Тема выступления “Системный подход на уроках музыки по программе В.В. Алеева”
2007
VI этические чтения
- Департамент образования администрации города Омска,
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур /декан факультета, кандидат философских наук Д.П.Синельников /
- Тема выступления “Духовное краеведение на уроках музыки”
Городская августовская конференция “Роль муниципальной системы образования в воспитании подрастающего поколения”
- Секция “Реализация воспитательных задач на современном уроке и во внеурочной деятельности”
- Тема выступления “Воспитание гражданственности на уроках музыки с использованием краеведческого материала”
IV Областной педагогический марафон – 2007
- Государственное образовательное учреждение Дополнительного педагогического образования “Институт развития образования омской области”
- Кафедра гуманитарного образования /заведующая кафедрой кандидат педагогических наук А.П. Сухарева/
- День искусства Тема выступления “Особенности работы с одаренными детьми”
Омская научно-практическая конференция
- “Сохранение и развитие русской культуры и православной духовности”
- Департамент культуры Администрации города Омска,
- Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского,
- Омский филиал Российского фонда культуры,
- Сибирский филиал
- Российского института культурологи
- Тема выступления “Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно – нравственной культуры обучающихся”
Мои публикации
В рамках реализации регионального культурологического компонента на уроках мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства “Краеведение”
2001
- Региональный компонент в преподавании мировой художественной культуры в общеобразовательной школе // Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей и материалов проекта “Учителя и ученики. Связь поколений”.- Омск: 2001. - С. 67
- Региональный культурологический материал на уроках мировой художественной культуры // Россия между Западом и Востоком выпуск 2. Актуальные проблемы школьного, высшего и дополнительного образования. - Омск: 2001.-С. 203
2002
- Мир красоты в творчестве Анны Адаевой // Журнал “Мир увлечений” № 5.- Омск: 2002.- С. 36
- Военные страницы в жизни и творчестве Алексея Либерова // Журнал “Мир увлечений” № 6.- Омск,: 2002.- С. 25
- “Глиняное кружево” Ларисы Ивановой // Журнал “Мир увлечений” № 6.- Омск: 2002.- С. 50
- С любовью говорю / творчество омского художника М.И. Разумова // Журнал “Мир увлечений” № 8-9.-Омск: 2002.- С. 34
2003
- “Прогулка по выставке” как условие развития самостоятельности мышления // Ассоциированные школы Юнеско в Сибири. - Омск: 2003.-С. 19
- Я считаю его своим учителем! // Ассоциированные школы Юнеско в Сибири.-Омск: 2003.-С.8
- Из опыта работы. “Прогулка по выставке” на уроке МХК //Искусство в школе. № 3.-Москва: 2003.-С. 80
- Программа Спецкурса “Искусство Омска” // Омское Прииртышье: вехи истории. Учебно-практическое пособие. - Омск: 2003.-С. 76
2004
- Исследовательская деятельность учащихся как условие экологического и патриотического воспитания //Сибирский сад – территория мечты. Сборник материалов регионального научно-художественного проекта. Омск-Новокузнецк. 2002 год. - Омск:: 2004.-С. 125
- “Подвиг Ермака” Региональный компонент для омичей.- Учительская газета. № 7.-Москва: 2004
2005
- Нравственные аспекты в исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы //Молодежь и ценности современного российского общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Омск: 2005.-С. 79
- Городские Этические чтения как праздник нравственности // Омские епархиальные ведомости № 8.- Омск: 2005
- Нравственные ценности и искусство // Омские епархиальные ведомости № 12.- Омск: 2005
2006
- Омское учительство и Православная культура: учить или не учить // Омские епархиальные ведомости № 7. - Омск: 2006
- Праздник нравственности // Омские епархиальные ведомости № 7.- Омск: 2006
- Осенние каникулы для учителя // Омские епархиальные ведомости № 12.- Омск: 2006
2007
- Святочные каникулы для учителя // Омские епархиальные ведомости № 2.- Омск: 2007
- Творчество омского художника Н.Я. Третьякова // Перспектива Педагогический альманах “Изучаем краеведение” /3 выпуск/.-Омск: 2007.-С. 63
- Ученики – на весенние каникулы, учителя – на обучающий семинар! // Омские епархиальные ведомости № 5.- Омск: 2007
- Молодежь выбирает нравственность! // Омские епархиальные ведомости № 5.- Омск: 2007
Награждена
2003
Почетная грамота
за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся
Главное управление образования Администрации Омской области
Начальник главного управления А.В. Ткаликов
Благодарность
за участие в Апрельских детских искусствоведческих чтениях
Государственный областной художественный музей “Либеров – центр”
Директор музея Н.С. Курупа
Почетная грамота
за успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов
Управление образования администрации города Омска /Начальник образования С.Н. Канунников/
2005
Благодарность
за плодотворное сотрудничество в области развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников региона.
Государственное образовательное учреждение Омской области
Дополнительного профессионального образования “Институт повышения квалификации работников образования”
Ректор Государственного образовательного учреждения Дополнительного профессионального образования “Институт повышения квалификации работников образования” - И.К. Дракина
2006
Благодарность
за подготовку участников Ш Юношеских искусствоведческих чтений
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Директор музея Б.А.Коников
Благодарность
за многолетнее активное участие в подготовке и проведении городских этических чтений, организуемых Управлением образования администрации города Омска и ОмГУ. Благодарим за высокий уровень профессионализма и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур
Ректор Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского /Г.И. Геринг/
2007
Почетная грамота
за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов
Министерство образования Омской области
Министр образования А.М. Соломатин
Диплом
Фестиваль исследовательских и творческих работ “Портфолио”
Диплом № 335285
Председатель оргкомитета А.С. Соловейчик
Благодарность
Оргкомитет и жюри Конкурса
Всероссийский конкурс исторических и исследовательских работ “Человек в истории. Россия ХХ век”
За историко- просветительскую работу с молодежью и активную помощь в организации VIII конкурса
Председатель Жюри Конкурса
Академик Российской Академии образования С.О. Шмидт
Председатель Оргкомитета Конкурса И.Л. Щербакова
Немного о себе:
1981 год – музыкальное училище, Алтайский край /Диплом с отличием/
1985 год – Куйбышевский Государственный Педагогический институт имени В.В. Куйбышева.
Имею Приложение к диплому - Удостоверение - Специализация “Преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин в среднем учебном заведении”
2001 год – Омский Государственный Педагогический Университет, факультет искусств /Диплом с отличием/, специальность “Изобразительное искусство и черчение”; дипломная работа по теме “Первобытное искусство омского Прииртышья и современность”
Библиографический список литературы
Инновации в образовании № 10 октябрь Москва: 2007, с.165