Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле.
Ф. М. Достоевский
Цели: Показать истоки и смысл теории Раскольникова, трагизм и ее претворение в жизнь, определить одну из особенностей жанра романа.
Задачи:
1. Проанализировать теории, представленные в романе.
2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.
Предварительное домашнее задание:
1. Выяснить, сколько человек в семье погибло в годы октябрьской революции, гражданской войны, в сталинских концлагерях, в годы Великой Отечественной война.
ХОД УРОКА
1. Определение темы урока.
Задание: Заполните таблицу, проведя соответствия:
Название произведения | Жанр | Основная проблема |
“Евгений Онегин” | Философско-психологический роман | Типичный представитель 30 годов XIX столетия”Лишний человек” |
“Герой нашего времени” | Роман в стихах | Типичный представитель 40 годов XIX столетия “Лишний человек” |
“Обломов” | Социально-психологический роман | Человек идеи |
“Преступление и наказание” | Социально-бытовой роман | Типичный представитель 20 годов XIX столетия “Лишний человек” |
Что же главное в романе “Преступление и наказание”:
Хронология одного преступления. ИЛИ Кому важно мысль разрешить ?
2. Проанализируем жанровое своеобразие романа
Разбор жанровой специфики романа, доказательство учащихся по каждому напрвлению, отражённому на слайде№2
СЛАЙД №2
Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? - ответ на этот вопрос - цель нашего урока
ТЕМА УРОКА СЛАЙД №1-
Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа “Преступление и наказание”
Работая по теме урока, будем помнить слова самого Ф. М. Достоевского: “Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле”.
3. Анализ теорий, представленных в романе по следующим вопросам
- кому принадлежит теория,
- в чём её суть,
- ваше понимание теории с точки зрения сегодняшнего дня
Работая с каждой страницей слайда, отвечаем на вышеуказанные вопросы
СЛАЙД №3
“Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было”.
СЛАЙД №4
“Возлюби, прежде всех одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел!”
СЛАЙД №5
“Человеку всё позволено!”
СЛАЙД №6
“ “необыкновенный” человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!”
СЛАЙД №7
“Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово! . Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение через кровь!”
СЛАЙД №8
“Да ведь тут арифметика!” (За одну жизнь - тысяча жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
4. Анализ теорий, предложенных учителем
СЛАЙД №9
Что такое закон? Выражение воли господствующих классов.
Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт.
(В. И. Ленин) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии
СЛАЙД№10
“Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью”. . .
(И. В. Сталин ) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии
СЛАЙД №11
“Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей”
(Гитлер) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии
5. Анализ последствий теорий
СЛАЙД №12
СЛАЙД №13
СЛАЙД №14
СЛАЙД №15
6. Рефлексия по теме урока
Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь?
7. Вывод: каков же жанр романа?
СЛАЙД №16
СЛАЙД №17
Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? - ответ на этот вопрос
- Предупреждение
9. Домашнее задание
Мини-сочинение “Теория Раскольникова в истории моей семьи”.