Учимся писать грамотно

Разделы: Русский язык


Корень ЛЕС

Занятие 1. Понятие о родственных словах.

Вводная беседа. Все слова нашего языка имеют какую-либо основу, как корень у каждого дерева. Группы слов, имеющие один корень и значение, называются родственными. Возьмем, например, слово ЛЕС. Что такое лес? Это достаточно большая территория, где растут разные деревья, грибы, растения, живут животные и птицы. Попробуем теперь от этого слова образовать родные слова, те, которые будут иметь общее значение со словом ЛЕС.

- Кто ухаживает за лесом, следит за порядком в лесу? ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ.

- Как называется небольшой молодой лес? ЛЕСОК

- Небольшой участок леса? ПЕРЕЛЕСОК

- Тропинка в лесу - ЛЕСНАЯ

- Животные, которые живут в лесу - ЛЕСНЫЕ

- Болото в лесу – ЛЕСНОЕ

Заданиею Запишите получившиеся слова в тетради. Гласную в корне пишите красным цветом. Выделите корень, проставьте ударение. Устно поставьте вопрос к каждому слову, определите, к какой части речи оно относится.

Словарная работа. Ответьте на вопросы:

- Чем занимается ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ?

- Какие ЛЕСНЫЕ ягоды, грибы, деревья, животных и птиц вы знаете?

- Как вы понимаете слово ЛЕСОК?

Задание. Нарисуйте ЛЕС, ТРОПИНКУ В ЛЕСУ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ, ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Задание. Подберите подходящие существительные к данным прилагательным.

ЛЕСНОЙ воздух, дом, гриб
ЛЕСНАЯ тропинка, ягода
ЛЕСНОЕ озеро, болото
ЛЕСНЫЕ птицы, звери, цветы

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем ЛЕС.

В ____ живут волки и медведи. На ________полянке много цветов. Черника, малина, брусника, клюква – это ______ ягоды. Чист и свеж ______ воздух.

Задание. Прочтите текст. Найдите все слова с корнем ЛЕС. Выпишите эти слова и подходящие им по смыслу слова, образующие словосочетания.

Каникулы

Каникулы Миша провёл у дедушки. Мишин дедушка – лесник. Он охраняет лес. Избушка лесника стояла на лесной полянке. Рядом с избушкой рос могучий дуб. Много походил Миша с дедушкой по лесу. Много полезного узнал мальчик.

Задание. Диктант “Каникулы”.

Корень ЛИС

Задание: Подобрать родственные слова.

Лиса, лисичка, лисица, лисята, лисёнок, лисья, лисий, лисьи, лисы.

Задание.

- Запишите получившиеся слова в тетради.

- Гласную в корне пишите красным цветом.

- Выделите корень, проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову и определите, к какой части речи оно относится.

Задание. Подберите подходящие существительные к прилагательным

ЛИСЬЯ шуба, нора, морда
ЛИСЬИ следы, повадки,
ЛИСИЙ хвост, нос, след
ЛИСЬЕ ухо, чутьё.

Обратить внимание на произношение и написание данных прилагательных. Подчеркнуть сочетания СЬЯ, СЬЕ, СЬИ.

Задание. Нарисовать: лису, лисёнка, лисий хвост, лисью нору.

Задание. Допишите предложения, используя и изменяя слово ЛИС.

Вот .... нора. В ней живёт .... . У .... пять маленьких .... . ... играют у норы.

Задание. Прочтите текст.

В лесной глуши.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Задания:

- Подчеркни слова с корнем ЛИС.

- Составь свои предложения с этими словами.

- Выдели корень и гласную в словах с корнем ЛИС и проставь в них ударение.

Дифференциация ЛЕС-ЛИС.

Задание. Данные слова записать в два столбика:

Лесные, лисица, лесок, лесничий, лисёнок, в лесу, лесник, лисичка.

Задание. Проверочный диктант.

В лесу.

Хорошо летом в лесу. Созрела лесная земляника. Чист и свеж лесной воздух. Лесник ходил по лесу. Он увидел лису. Лисица несла лисятам утку.

Корень ЛИСТ

Задание. Подберите родственные слова.

Листок, листочек, листва, листопад, лиственные, листья, листочки, лиственница.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставить ударение.

- Задать вопрос к каждому слову и определить к какой части речи оно относится.

Словарная работа.

- Объясните значение слова листопад, листва, лиственные, лиственница.

- Назовите лиственные деревья.

- Составьте устно предложения со словами: листопад, листва, лиственные, лиственница.

Задание. Нарисовать: опавшую листву, лиственные деревья, листопад.

Задание. Допишите предложения, используя и изменяя слово ЛИСТ.

На деревьях пожелтела ... . На ветру .... шумят. Весной появляются молодые .... .

Задание. Прочтите текст.

Осень в лесу.

Красиво в осеннем лесу. Вся л_ства на деревьях преобразилась. Берёзка нарядилась в золотистые л_сточки. У клёна – разноцветный наряд. Вот жёлтый л_сточек, красный, оранжевый. Даже л_ственница свои зелёные иголочки на жёлтые поменяла. Как великолепны л_ственные деревья осенью!

Задания:

- Спишите текст, вставляя пропущенные гласные красным цветом.

- В данных словах выделите корень и проставить ударение.

- Нарисуйте описанные в тексте деревья.

Дифференциация ЛЕС-ЛИС-ЛИСТ

Задание. Прослушайте предложения. Из каждого предложения запишите в три столбика слова с корнем ЛЕС, ЛИС, ЛИСТ.

Тихо в лесу. Шумит листва. Лесник нашёл нору лисы. Рыжая лисица ушла на охоту. Пять лисят играют у норы. Они ловят листочки.

Задание. Запишите предложения под диктовку.

Корень САД

Задание. Подберите родственные слова.

Садовник, садовый, палисадник, садовод, сажать, посадить, саженцы, садик.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову, и определить к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните значение слов: саженцы, палисадник, садовник.

- Составьте устно предложения с данными словами.

- Назовите садовые деревья и цветы.

Задание. Подберите подходящие существительные к прилагательным

САДОВАЯ малина, беседка, скамейка

САДОВЫЙ инвентарь,

САДОВОЕ растение,

САДОВЫЕ деревья, цветы.

Задание. Нарисуйте: садовые деревья, садовые цветы, садовника, саженцы.

Задание. Допишите подходящие названия:

САДОВЫЕ деревья: ....., ....., ...... .

САДОВЫЕ цветы: ....., ....., ..... .

САДОВЫЙ инвентарь: ......, ....., .....

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем САД.

В ... работает .... . Он .... молодые деревья. Это ... яблонь и груш. Скоро зацветут .... деревья.

Задания:

- Выделите корень и проставьте ударение в данных словах.

- Гласную в корне выделите красным цветом.

Задание. Проверочная работа.

Прочтите внимательно предложения. Найдите и исправьте допущенные ошибки.

Вот фруктовый сад. В соду растут яблони, груши, сливы и вишни. За садом ухаживает содовник. Он окапывает деревья и поливает их вадой. За садом есть небольшой вадоём. Там цветут вадяные лилии.

Задания:

- Спишите текст правильно, выделите гласные красным цветом.

Корень ВОД

Задание. Подберите родственные слова.

Вода, водичка, водяной, водопад, водные, водоросли, водопровод, наводнение, подводная, водолаз.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните из каких двух слов образовались слова: водопровод, водопад, водолаз, водоросли.

- Объясните, как образовались слова: наводнение, подводная.

- Составьте устно предложения со словами: наводнение, подводная, водолаз, водопад.

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем ВОД.

Из крана течёт ... . Корабль наскочил на .... скалы. Дно моря исследует ... В морях и океанах ... солёная.

Задание. Прочтите внимательно предложения.

В ручейке течёт холодная водичка. Зимой вода в реке замерзает. Над водопадом сверкает радуга. Слесарь починил водопровод. На водной глади качались водяные лилии.

Задания:

- Найдите в предложениях слова с корнем ВОД.

- Выпишите из предложений словосочетания с этими словами.

Задание. Проверочная работа.

Спишите слова, вставляя нужную гласную красным цветом.

Л_сник, л_сточки, в_да, л_сята, л_са, в_дичка, л_ства, подв_дная, л_стопад, л_сная, в_дица, л_сёнок, л_сничий.

Задание. Запишите под диктовку.

Лесничий, лисята, листопад, водичка, лисёнок, листики, водопад, лисица, лесная тропинка, в дремучем лесу, увидели лису, опавшая листва, шумит вода.

Задания:

- Прочтите внимательно каждое слово.

- В изученных словах выделите корень.

- Красным цветом выделите гласную в корне.

Корень ТРАВ

Задание. Подберите родственные слова.

Трава, травинка, травушка, травы, разнотравье, травянистый (склон), травяной, травница.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните значение слов: травница, разнотравье, травяной.

- Составьте устно предложения с этими словами.

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем ТРАВ.

В поле выросла высокая ... . По ... полз муравей. Мы взобрались на ... склон. Мама заварила ... чай.

Задания:

- Выделите корень и проставьте ударение в данных словах.

- Гласную в корне выделите красным цветом.

Задание. Проверочная работа.

- Прослушайте предложения.

- Назовите слова из пройденных групп родственных слов.

- Устно выделите корень и назовите гласную.

- Спишите предложения, вставляя нужную гласную красным цветом.

- Выделитекорень и проставьте ударение.

Течёт в_дичка. Зеленеет тр_ва. Тихо в с_ду. Л_сничий обходит участок леса. Желтеет л_ства. Бежит л_сица. Л_сные ягоды поспели.

Задание. Диктант.

Раннее летнее утро. Над водой поднимается туман. Блестит на травинках роса. Ветерок шевелит листочки. Лисица с лисятами вышла на лесную полянку.

(Выделенные слова диктуются так, как произносятся).

Задания:

- Найдите в тексте слова из пройденных групп.

- Выделите корень и гласную, проставьте ударение.

Корень КОТ

Задание. Подберите родственные слова.

Котята, котёнок, кошка, котище, кошачья, кошачий, кошачьи, коты.

Задания.

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову и определите, к какой части речи оно относится.

Задание. Подберите подходящие существительные к прилагательным

КОШАЧЬЯ морда, лапа
КОШАЧИЙ глаз, хвост
КОШАЧЬЕ ухо
КОШАЧЬИ усы, лапы, повадки

Обратите внимание на произнесение и написание данных прилагательных. Задание. Подчеркните сочетания: ЧЬЯ, ЧЬЕ, ЧЬИ, ЧИЙ

Задание. Нарисуйте: кошку, котёнка, кошачью лапу, кошачий хвост.

Задание. Допишите предложения, используя и изменяя слово КОТ.

На крыльце сидит пушистый .... . Рядом с ним играют три .... . Подошла ... и к ней побежали .... .

Задания:

- Выделите корень и проставьте ударение в данных словах.

- Гласную в корне выделите красным цветом.

Задание. Диктант.

Котята.

У кошки Мурки родились котята. Один котёнок рыжий, а три котёнка - белые. Быстро растут кошачьи детёныши. Скоро это будут большие пушистые коты.

(Выделенные слова диктуются так, как произносятся).

Задание. Проверочная работа.

Составить и записать предложения, используя слова с корнем САД, ТРАВ, КОТ, ВОД.

В .... растёт ... .По ... бегает маленький .... . Вот лужа. В луже ... . Маленький .... попил ... из лужи.

Задания:

- В данных словах выделить корень и гласную, проставить ударение.

Корень ДОМ

Задание. Подберите родственные слова.

Домик, домишко, домашняя, домашний, домашнее, домашние, домоводство, домохозяйка, домовой, по-домашнему, домработница, (идти) домой.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос каждому слову, и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объяснить значение слов: домовой, домоводство, домохозяйка, домработница, домишко. Из каких двух слов образовались данные слова.

- Устно составить с данными словами предложения.

Задание. Подберите подходящие существительные к прилагательным:

ДОМАШНЯЯ работа, собака
ДОМАШНИЙ обед, кот
ДОМАШНЕЕ задание, дело
ДОМАШНИЕ животные, птицы

Задание. Допишите подходящие названия

ДОМАШНИЕ животные: ...., ..., .... .

ДОМАШНИЕ птицы : ...., ..., ...

Задание. Нарисуйте: домового, домашнее животное, домашнюю птицу

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем ДОМ

На краю деревни стоял ветхий .... . Корова, коза, собака – это ... животные.

Петя выполнял .... задание.

Задание. Проверочная работа.

Вспомните и запишите по три слова с корнем: ЛЕС, ЛИС, ЛИСТ, ВОД, САД, ТРАВ.

Задание. Самостоятельная работа.

Спишите, вставляя нужную гласную красным цветом.

Сухая тр_винка, яблоневые с_ды, пожухлая л_ства, крошечные д_мишки, игривый к_тёнок, хитрый л_сёное, трудолюбивый с_довник, молодые л_сточки, студёная в_дичка, дальний л_сок.

Задание:

- В словах с пропущенной гласной выделите корень и проставьте ударение.

Задание. Напишите под диктовку.

Травяной чай, домашние тапочки, лесная тропинка, садовые цветы, лиственные деревья, кошачьи повадки, водяная баня, лисицына нора.

(Выделенные слова диктуются так, как произносятся).

Задания:

- Найдите и подчеркните слова из изученных групп родственных слов.

- Выделите в них корень и гласную в корне красным цветом, проставьте ударение.

- Проверьте каждое слово (вспомните от какого слова или корня оно происходит).

Корень КОРМ

Задание. Подберите родственные слова.

Кормушка, кормилица, кормить, выкормить, покормить, прокормить, подкормить, корма, выкормыш, накормленный, выкормленный.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным цветом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните значение слов: кормилица, выкормыш.

- С данными словами составьте устно предложения.

- Объясните образование слов: выкормить, прокормить, покормить, подкормить, накормить.

- Объясните значение каждого из этих слов.

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем КОРМ.

Ребята построили .... для птиц. Корова Бурёнка – наша .... . Мы ... маленького лосёнка.

Задание:

- Выделите корень и гласную в корне красным цветом, проставить ударение.

Задание. Проверочная работа.

Диктант.

Лесничий шёл по лесной опушке. У норы лежал слепой лисёнок. Лесничий принёс его домой. В доме жила кошка с котёнком. Она выкормила и лисёнка. Котёнок и лисёнок дружили. Они весело играли в саду на траве.

(Выделенные слова диктуются так, как произносятся).

Задания:

-Найдите и подчеркните в тексте слова из изученных групп родственных слов.

- Выделите корень и гласную в корне, проставьте ударение.

- Проверьте каждое слово ( вспомнитеот какого слова или корня оно происходит).

Корень СНЕГ

Задание. Подберите родственные слова.

Снеговик, снежинка, снега, снегопад, Снегурочка, снежная, заснеженный, снежок, снегирь, наснежил, подснежник.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным карандашом.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову, и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните образование и значение слов: снегопад, Снегурочка, снегирь, заснеженный, наснежил, подснежник.

- Устно составьте предложения с этими словами.

Задание. Подберите подходящие существительные к прилагательным.

СНЕЖНАЯ зима, буря
СНЕЖНЫЙ ураган, человек
СНЕЖНОЕ чудо, облако
СНЕЖНЫЕ комья, фигуры

Задание. Нарисуйте: снежинку, снеговика, Снегурочку, снегиря, подснежник.

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем СНЕГ.

Началась .... буря. Был сильный .... . На .... ветках деревьев нахохлились ..... .

Задания:

- Выделите корень и проставьте ударение в данных словах.

- Гласную в корне выделите красным цветом.

Задание. Проверочная работа.

Вспомните и запишите самостоятельно по два слова с корнями: ЛЕС, ЛИС, ЛИСТ, ВОД, САД, ТРАВ, КОТ, КОРМ, СНЕГ.

- В каждом слове выделите корень и гласную в корне красным цветом, проставьте ударение.

- Проверка вслух.

Корень ЗИМ

Задание. Подберите родственные слова.

Зима, зимний, зимняя, зимнее, зимние, зимушка, зимовье, зимовка, зимующие, зимовать, перезимовать, зазимовать, зимой, по-зимнему

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя красным цветом гласную в корне.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову, и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните значение слов: зимовье, зимовка, зимующие (птицы).

- Объясните образование слов: перезимовать, зазимовать, по-зимнему, зимушка.

- Составьте устно предложения с данными словами.

Задание. Подберите подходящие существительные к прилагательным.

ЗИМНЯЯ дорога, одежда
ЗИМНИЙ день, вечер
ЗИМНЕЕ утро, чудо
ЗИМНИЕ забавы,

Задание. Нарисуйте: зимовье, зимующих птиц, зимнюю одежду.

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем ЗИМ.

Дети повесили кормушки для .... птиц. На лесной опушке охотник построил ... . ..... утро было ясное и морозное.

Задания:

- В данных словах выделите корень.

- Гласную в корне выделите красным цветом, проставьте ударение.

Задание. Проверочная работа.

Спишите самостоятельно словосочетания, вставляя нужную гласную.

Сн_жная буря, остались перез_мовать, падали сн_жинки, вык_рмить малыша, тонкая тр_винка, с_довые цветы, чистая в_дица, осенний л_стопад, дремучие л_са, попалась л_са.

Задания:

- В словах с пропущенной гласной выделите корень.

- Гласную в корне выделите красным цветом.

- Вспомните от какого слова или корня происходит слово.

- Внимательно проверьте каждое слово.

Корень МОРОЗ

Задание. Подберите родственные слова.

Морозит, Морозко, заморозит, морозильник, заморозки, морозная, морозно, морозное, отморозить.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя красным цветом гласную в корне.

- Выделите корень и проставьте ударение.

- Задайте вопрос к каждому слову, и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа.

- Объясните значение слов: морозильник, заморозки.

- Объясните образование слов: заморозить, отморозить

- Составьте устно предложения с этими словами.

Задание. .Подберите подходящие существительные к прилагательным.

МОРОЗНАЯ зима,
МОРОЗНЫЙ день
МОРОЗНОЕ утро
МОРОЗНЫЕ дни

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем МОРОЗ.

Поздней осенью по утрам начинаются ..... В .... хранятся .... продукты. Зимой можно ... нос и уши.

Задания:

- Выделите корень и гласную в корне.

Задание. Проверочная работа.

Спишите слова, вставляя пропущенные гласные.

Д_мище, пок_рмить, сн_жинка, з_мовье, л_дянка, зам_р_зки, л_сник, л_сёнок, л_сточки.

Задание

- С каждым словом составьте и запишите словосочетание.

Задание. Диктант.

Наступила морозная зима. Глубокие снега легли на леса и поля. Реки покрылись толстой ледяной коркой. Трудно в лесу всему живому. Лесник добрался до зимовья. Тут для лосей и кабанов готовы кормушки.

(Задания аналогичны предыдущим).

Корень ЛЁТ

Задание. Подберите родственные слова

Летать, прилететь, полёт, лётчик, перелётные, самолёт, вылететь, отлететь, перелететь.

Задания:

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделяя гласную в корне красным цветом;

- Выделите корень и проставьте ударение;

- Задайте вопрос к каждому слову, и определите к какой части речи оно относится.

Задание. Словарная работа

- Объясните значение слов: перелётные.

- Назовите перелётных птиц; насекомых, которые летают.

- Объясните образование слов: самолёт, вертолёт, вылетел, залетел.

Задание. Нарисуйте перелётных птиц, насекомых, которые летают.

Задание. Составьте и запишите словосочетания со словами:

Летел, влетел (а, и), залетел (а, и), перелетел (а, и), вылетел (а, и), отлетел (а, и), полетел (а, и)

Задание. Допишите предложения, используя слова с корнем ЛЁТ.

Из гнезда ..... птенцы. Весной с юга вернулись .... птицы. В комнату .... муха.

Выполните задания (аналогичные предыдущим).

Задание. Проверочная работа

Самостоятельно спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ранние зам_р_зки, л_тят сн_жинки, высокогорные л_дники, окна зал_денели, м_розное утро, з_смовье л_сника, шустрый л_сёнок, л_дяная в_да, вл_тел в окно, отл_тела от гнезда.

Проверка выполненного задания вслух с объяснением.

Задание. Найдите ошибки в тексте (ошибки допущены на безударную гласную в слове). Спишите правильно. Выделите корень. Проверьте гласную.

Наступила весна. Стало тепло. Потекли ручьи. На реке начался лидоход. Появилась зелёная трова. На деревьях распустились молодые лесточки. Стали прилитать перелётные птицы. Грачи вьют гнёзда на деревьях. Дети мастерят скворечники.