Учебно-игровое занятие "На что имеем право"

Разделы: Классное руководство


Цель: дать детям первоначальные правовые знания, представления о правах ребёнка; объяснить, что означает понятие «право», где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника; дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Оборудование: плакат, знаки к игре, карточки для викторины, пиктограммы «добро» и «зло», таблички – характеристики доброго и злого человека, изображение дуба, листья дуба с правилами общения, «Декларация прав ребенка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

2. Сообщение воспитателем темы и цели занятия

– Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о ваших правах и обязанностях, о правилах общения людей.
– Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое право?

Воспитатель вывешивает на доску табличку.

Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей? (Ответ детей: Да, есть.)
– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых.)
– Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка. (Воспитатель демонстрирует детям книгу). Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

3. Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.

4. Викторина

– А сейчас мы проведём небольшую викторину. На доске на плакате, а у вас на карточках написаны с левой стороны – названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны верно соединить чертой название сказки с нарушенным правом.

«Гарри Поттер» Нарушено право на отдых
«Золотой ключик» Нарушено право на жизнь
«Золушка» Нарушено право на неприкосновенность

– Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь вспомните персонажей этих сказок: Волан де Морта, который пытался убить Гарри, Карабаса Барабаса, который жестоко обращался с куклами, мачеху, которая заставляла Золушку много работать. Как вы можете охарактеризовать этих персонажей? (Ответ детей: Они плохие, злые, жестокие.)
– А каким вы представляете себе доброго человека? Назовите черты его характера. (Ответ детей: Он добрый, вежливый, справедливый.)

5. Характеристика добра и зла

– Ребята, перед вами плакаты «добро» и «зло», на табличках написаны характеристики. Верно расположите характеристики под плакатами, соответствующими добру и злу.

ЗЛОЙ
ЖЕСТОКИЙ
ГРУБЫЙ
ВЛАСТНЫЙ
ЛЖИВЫЙ
СОВЕРШАЕТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

ДОБРЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СОВЕРШАЕТ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ

– И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы!

6. Психогимнастика «Выйди к свету»

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

7. Правила общения

– Ребята, вы живёте среди людей, общаетесь друг с другом. А знаете ли вы правила общения? Давайте вместе вспомним их. На плакате изображён дуб. Это дуб мудрости. На его листочках написаны правила общения. Каждый из вас по очереди подойдёт, прочитает правило вслух и прикрепит лист к дереву.

Правила общения:

– умейте выслушать собеседника, не перебивая;
– умейте признавать, что были не правы;
– помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
– говорите всегда только правду;
– радуйтесь успеху товарища;
– дал слово – держи его, дал обещание – выполни.

Ребята выполняют задание.

– Кто запомнит, эти правила будет умным, а кто их будет выполнять, будет мудрым.

8. Итог занятия.

– Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня поговорили о правах детей, о добре и зле, о хороших и плохих поступках, вспомнили правила общения. Я советую вам учиться контролировать своё поведение в общении с другими людьми, знать и соблюдать свои права и права другого человека. А так же помнить одно из главных правил: Плохо тому, кто добра не делает никому!