ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения письма и его роли в развитии человечества.
- Пробудить интерес к истории письменности и культуре своего народа.
- Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
- Привлечь учащихся к изготовлению наглядного материала.
- Воспитывать уважение и понимание к русской культуре, к нашим славянским традициям.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Выставка книг по теме.
- Галерея творческих очерков учащихся.
- Портрет Нестора – летописца.
- Иллюстрация с изображением памятника Кириллу и Мефодию.
- Рисуночное письмо Гайаваты.
- Старославянский алфавит.
- Музыкальное оформление.
- Столик со свечой.
- Красочное оформление доски (число, месяц, год написаны на старославянском языке).
ХОД УРОКА
(звучит музыка)
Карнизова Н.В.: Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости нашего первого урока, урока литературы в новом учебном году. Каждый год для учащихся первого курса я провожу вводные уроки, посвященные какой – либо знаменательной дате. Тема данного урока оформлена на доске с помощью компьютерного дизайна и называется “Дневник славянской письменности и культуры”. Помогут мне помощники, учащиеся 2 курса (говорит о целях и задачах урока).
Эпиграф урока взят у Ф. И. Буслаева: “Пришло, наконец, время, когда словесность перестали ограничивать тесным кругом общественных интересов, когда постигли, что настоящая ее опора и твердая основа состоит в нравственных убеждениях всего народа”.
В этом году весь славянский мир праздновал День славянской письменности и культуры, а православная церковь поминала святых Кирилла и Мефодия – апостолов славян, создателей славянской азбуки. Но на российскую землю этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям-просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
Учащийся (1): До сих пор кириллицей в разных ее вариантах пользуются в России, Болгарии и Югославии. Но уже никак нельзя восстановить, вспомнить, почтить имена людей, от которых не меньше зависела судьба славянской письменности. С утра до глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры.
Учащийся (2):
На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит он пером.
И между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку; веселыми цветами,
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных фантазии своей,
Искусной вязью – вдоволь есть сноровки -
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прервет, чтоб луки заострить,
Перо гусиное, и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил.
Рой тучек в небе; плавными кругами
Летают ласточки над хлебными полями,
Шумящими вдали; а здесь, возле окна,
Малиновка поет и плещется волна.
Склонившись над листом, заставки вновь выводит
Он тусклым серебром; неслышно день проходит.
Уж скоро будет ночь, и первая звезда
Благословит конец успешного труда.
Карнизова Н.В.: Ребята! Скажите, пожалуйста, можно ли представить жизнь без телевизора, без электричества?
Учащийся: Просто невозможно.
Учащийся: На пороге XXI век, так зачем же жить как в древние времена.
Карнизова Н.В.: Известно, что раньше люди писали, читали при лучинах, свечах. Но можно ли представить себе жизнь без письменности? Кто-то сейчас скажет: “Вот было бы здорово, если бы исчезла письменность, не надо будет писать диктанты, сочинения…”.
Ребята! А как же тогда библиотеки, книги, афиши, письма, билеты на поезда. Без этого мы просто не сможем жить. Недаром русский писатель, историограф Н.М. Карамзин говорил: “История ума представляет две главных эпохи: изобретение букв и типографий, а все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума”.
Учащийся (3): Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло “ Песнь о Гайавате”, о легендарном вожде индейцев.
Учащийся (4):
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных весей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для Земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски -
Тучи, дождь и непогоду.
Карнизова Н.В.: Ребята! Что изобрел Гайавата? (письмо)
А как можно назвать такое письмо? (рисуночное)
(на плакате в виде рисунков показаны отрывки из поэмы)
Затем на смену рисуночному письму пришли “священные знаки” - иероглифы, а когда 2 тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился 1-ый алфавит (греческий), который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
Учащийся (5): События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – “Повести временных лет” (обращение к портрету Нестора).
На пергаментные листы этого рукописного храма вписывались самые важные дела и свершения общерусского значения. Так, например, 988 год – год крещения Руси и год открытия в Киеве дворцовой школы “Учения книжного”. Наряду с латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) и его братом Мефодием в 863 году. Но первая школа была открыта в столице Моравского княжества Велиграде. Преподавали на старославянском языке (обращается внимание на написание числа, месяца и года на старославянском языке, зачитывается небольшой текст на старославянском языке). Было воспитано около 200 книжников. Азбуку называли “кириллицей”. В демократических школах давался 32-буквенный кириллический алфавит, а в монастырских 45-буквенная кириллица.
Карнизова Н. В.: Ребята! Какой же язык помог развитию русского языка? (старославянский) А какие книги пришли на Русь первыми? (церковные)
Употребляя пословицу: “Устами младенца глаголет истина”, мы и не задумываемся, что не используем при этом, по существу, ни одного “чисто” русского слова. Поэтому поговорим о буквицах древнерусского письма.
Для древнерусского человека и даже само небо, весь мир был книгой, развернутым свитком, который не каждому удалось прочесть.
Само начертание букв нашло в себе чертеж мира, где можно увидеть изгиб крыла, сплетение корней, солнце. Буквы поют, щебечут, издают звериный рык, говорят человеческим голосом. Каждая буква индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.
Учащийся (1):
- Вижу Русь!
- Торжественно-сурово
- Вслушиваюсь в темную строку.
- Так и есть, сначала было “слово”
- Это было “Слово о полку…”
Всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древнерусской литературы, величайший памятник, “Слово о полку Игореве”.
Давайте поговорим о старых названиях букв, которые широко использовались в русской литературе в художественных целях.
Учащийся (2): Первая буква алфавита – АЗ (А) в наши дни продолжает свою жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах. О человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком – либо деле, могут сказать: он аза не знает в глаза.
Карнизова Н.В.: БУКИ (Б) – название второй буквы русской азбуки входит в пословицу: аз да буки – все науки, используется в выражении: не суйтесь буки наперед азов, говорящем о том, что каждый должен знать свое место.
Учащийся (3): ВЕДИ (В) – третья буква старинного русского алфавита. АЗ, БУКИ, ВЕДИ – нередко обыгрываются писателями для обозначения основы знаний, того, с чего нужно начинать всякую учебу вообще:…” Нам аз, буки, веди – вот с чего надо учиться” (А. Н. Толстой. Петр Первый).
Карнизова Н.В.: ГЛАГОЛЬ (Г) – это представляющее собой форму слова ГЛАГОЛАТИ (говорить). В выражении НЕ МИНОВАТЬ ГЛАГОЛЯ – “быть повешенным”. В прошлом веке глагольчиками называли мелкие кондитерские изделия в виде различных фигур и букв. Существует в народе и присказка: Буки букашки, веди таракашки, глаголь кочерыжка (кочерга).
Учащийся (4): I – называли раньше “И десятеричное”, а было еще “И восьмеричное” - это наше И. Когда мы хотим сказать: ставить точки над И, когда хотим окончательно выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца. Например, у Тургенева: Марья Николаевна обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на И (Вешние воды).
Карнизова Н.В.: ЛЮДИ (Л):
В волненье сидя на постели,
Татьяна чуть могла дышать,
Письма не смея в самом деле
Ни перечесть, ни подписать,
И думала, что скажут люди.
И подписала: Т. Л. (Пушкин)
Прочтя эти инициалы по-современному, мы потеряем и пушкинский ритм, и пушкинскую рифму.
Учащийся (5): МЫСЛЕТЕ (М)- мыслить. Слово мыслете дало жизнь и шутливому, не употребляемому в наши дни фразеологизму ПИСАТЬ (выписывать) мыслете. Посмотрите начертание этой буквы – непрямая, ломаная линия, и вы поймете, почему возникло это выражение, - так, к сожалению, ходят весьма нетрезвые люди: Смотрите, смотрите: на ногах не держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет (Гоголь. Женитьба).
Карнизова Н.В.: ФЕРТ (Ф) – происхождение слова не установлено. По внешнему виду начертание буквы напоминает подбоченившегося человека. Существуют выражения: стоять фертом, ходить фертом – важничать, рисоваться: У стенки фертик молодой/ Стоит картинкою журнальной. (Пушкин)- франт, щеголь.
Учащийся (1): ЯТЬ – происходит от ЯДЬ в значении “еда, пища”, обозначала особый гласный звук – очень узкий [э], близкий по звучанию к [и], или звук средний между [э] и [и], который к 18 веку уже произносился в литературном языке как [е]. Буква сохранилась в 18–19 и даже начале 20 века в русском алфавите лишь по традиции и только после революции была упразднена, но слово не совсем ушло из языка, оно осталось в составе просторечного выражения: сделать на ять – очень хорошо, отлично.
Карнизова Н.В.: ЮС БОЛЬШОЙ и ЮС МАЛЫЙ – происхождение слова ЮС неясно. Эти буквы в старину служили для обозначения гласных О и Е с носовым призвуком. Были упразднены реформой Петра Первого в 1708 – 171- годах, но слово, обозначающее эти буквы, ЮС, употреблялось в русском языке в 19 веке, известно по сей день в русских народных говорах, со значениями: приказный, подьячий, законник, крюк.
Учащийся (2): ФИТА – слово происходит от названия этой же буквы, заимствованной из греческого алфавита, но имеющей там иное значение – ТЕТА. Под влиянием несколько отрицательного восприятия буквы слово, ее обозначающее, приобрело переносное значение с таким же отрицательным оттенком: несерьезный, легкомысленный человек. От этой буквы образовано слово ФЕТЮК, обозначающее: нерасторопный, глупый, несообразительный человек. Н. В. Гоголь это слово характеризует как обидное для мужчины.
Карнизова Н.В.: ИЖИЦА – название последней буквы старого русского алфавита, пришедшей из греческого алфавита, была упразднена реформой Петра Первого, но вошла в состав фразеологизма: дойти до ижицы в значении: завершить, закончить что-либо. Известны также поговорка: не суйся ижица наперед аза – т.е. каждый знай, свое место, а выражение: прописать ижицу – т.е. проучить, жестоко наказать кого-либо.
Учащийся (3): Как мы уже говорили, в 1708 году Петр Первый приказал вместо церковнославянской ввести в школы гражданскую азбуку. Но самой дорогой буквой русского алфавита считали Ъ (ер) (показывает текст: ЖИЛЪ, БЫЛЪ, КОТЪ, ОНЪ, ЕЛЪ, БУТЕРБРОДЪ). Когда убрали эту букву, то получилась экономия и краски, и времени, и денег. Но эта буква и самая молчаливая, ее называли еще тунеядицей, так как пожирала более 8% времени и бумаги, стоила России ежегодно более 400 000 рублей! Молчание этой буквы – чистое золото. Ребята! А какую роль выполняет Ъ (ер) в современном русском языке? (это разделительный твердый знак, который пишется после согласных перед гласными Е, Ю, Я).
Карнизова Н.В.:
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
Учащийся (4): Проведем небольшую викторину: вспомните пословицы со словами азбука и грамотность.
Учащиеся 1 курса:
- Азбуке учиться всегда пригодится.
- Побольше грамотных, поменьше дураков.
- Азбуку учат, во всю избу кричат.
- Пишет грамотки, да просит памятки.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Азбука наука, а ребятам мука.
Учащийся (4): Назовите русских писателей, которые использовали буквы старого русского алфавита?
Учащиеся 1 курса: Пушкин, Лермонтов, Фонвизин, Гоголь, Тургенев, Чехов, Горький, Лесков.
Карнизова Н.В.:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Учащийся (5): Иван Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы, преподаватели литературы также призываем вас, наше молодое поколение к бережному отношению и уважению и пониманию русской культуры, к нашим славным традициям.
Карнизова Н.В.: Совершить своеобразное путешествие во времени, перенестись в минувшее мне помогло изучение исторических источников, воспоминаний, устного народного творчества, так как в событиях прошедшего можно узнать какие-то черточки нашей эпохи, из этих произведений мы извлекли для себя уроки жизни, уроки любви к Родине.
Учащийся (1): Русь…Россия…Россияне…Русские…Русины – в этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска волны на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов…
Карнизова Н.В.: В этих сладостных звуках есть что-то от истока, истока жизни, нарастающего и бегущего то в солнечных просветах, то в туманных дебрях истории:
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О Росси петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забывать,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Учащийся (2):
Россия! Русь моя!
Не перечесть твоих страданий,
Всего, что ты перенесла
В годины тяжких испытаний.
Люблю тебя, Родная Русь,
Твои леса, твои разливы,
Твою задумчивую грусть
И горы, реки, и долины.
Учащийся (3):
О Русь моя, земля моя!
Одной тобой дышу, живу,
О Русь моя, любовь моя,
Одну тебя я лишь люблю.
Мне не любить тебя нельзя,
О Русь моя, страна моя,
Ведь твой успех и мой успех –
Ты боль моя, судьба моя,
Моя Святая Русь!
Карнизова Н.В.: Я считаю, что такие прекрасные стихотворения могут писать только русские, только благодаря нашему родному языку.
Учащийся (4): (рассказывает о стенде, об очерках, написанных учащимися 2 курса).
Карнизова Н.В.: Всем спасибо за внимание. Особая благодарность помощникам, учащимся 2 курса, членам литературного объединения “Прометей”.
Урок литературы, посвященный славянской письменности, мне хочется завершить замечательными строками А. С. Пушкина: “В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному”.
(звучит музыка)
Использованная литература
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
- Матвеева Н.П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. для учащихся 8-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993.