Цели:
- ввести в круг чтения детей новые авторские сказки;
- учить сравнивать сказки по темам, авторам; учить составлять схематический план и пересказывать по плану;
- учить сравнивать поступки героев;
- воспитывать чувство взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу.
Оборудование: портрет автора, иллюстрации и модели обложек к сказкам В. Сутеева, ранее изученным в 1 классе, карточки со словами и предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.
Тихо будем мы сидеть, чтобы знать и всё уметь.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Называние учащимися заголовка сказок по краткому описанию, нахождение иллюстрации к ним и соединение иллюстраций с моделями обложек к этим сказкам.
- Ребята, давайте вспомним и назовём некоторые произведения, которые мы читали на предыдущих уроках литературного чтения по краткому описанию.
а) В этом произведении говорится о том, как насекомые и животные прятались от сильного дождя и им вместе не было тесно (учащиеся называют сказку “Под грибом”, выбирают иллюстрацию на доске и соединяют её с моделью обложки).
б) В этом произведении маленький глупый щенок искал того, кто сказал “Мяу!” (“Кто сказал “мяу”?).
в) В этом произведении снеговик отправился в дремучий зимний лес с письмом от детей к деду Морозу (“Ёлка”).
г) В этом произведении маленькие котята бегали за мышкой, лягушкой и рыбкой (“Три котёнка”).
д) В этом произведении одной кошке не понравился рисунок девочки, который она нарисовала для неё (“Капризная кошка”).
е) В этом произведении заяц, ворона и ёж поссорились из-за одного фрукта (“Яблоко”).
2. Обобщение: определение общего (жанра) в данных произведениях, называние автора и темы.
- Итак, что общего в этих произведениях? (это всё сказки)
- Кто является автором этих сказок? (на доске: Владимир Георгиевич Сутеев)
- Если у этих сказок есть один автор, как тогда они называются? (авторские)
- Про кого пишет В. Сутеев? (про животных и детей)
III. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним произведением В. Сутеева, которое называется “Палочка-выручалочка”. Как вы думаете, о какой палочке пойдёт речь в этом произведении? (мнение детей). Давайте узнаем об этом из текста.
2. Слушание сказки “Палочка-выручалочка” В. Сутеева (читает учитель).
В. Сутеев “Палочка-выручалочка”.
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.
До дома далеко – идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.
- Ах, ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ёжа палку, удивился:
- Зачем тебе палка? Что в ней толку?
- Это палка не простая, - объяснил Ёжик. – Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья.
Заяц одним прыжком перескочил ручей и крикнул уже с другого берега:
- Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
- Я прыгать совсем не умею, - сказал Ёжик, - это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
- Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
- Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ёжику:
- Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
- Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка.
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
- Помогите, помогите! – чирикали они.
Гнездо высоко – никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо.
Думал Ёжик, думал и придумал.
- Становись лицом к дереву! – скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.
Птенец ещё раз пискнул и прыгнул в гнездо.
Вот обрадовались его пап и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
- Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу: - Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
- Что ты! Это всё палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.
И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
- Стой!
Остановились Заяц с Ёжиком.
Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
- Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком и съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас его Волк съест.
Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул – и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
- Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
- Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, - ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт.
Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
- Ничего, - сказал Ёжик, - держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору.
И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
- Смотри-ка, - говорит он Ежу, - твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
3. Беседа после чтения:
- Понравилось это произведение? Какое настроение оно вызвало? Почему?
- Назовите героев произведения (Заяц и Ёжик).
- Опишите, каким вы представили себе Ёжика, Зайца (мнение детей).
- Объясните заголовок произведения.
- Какую помощь оказывала друзьям эта палочка?
- Как называл её Ёжик? (на доске вывешиваются карточки со словами: палочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка).
- Хотите узнать, попал ли домой Заяц и что важного он для себя понял?
- Прочитайте окончание текста сами.
(Учащиеся самостоятельно читают конец сказки в учебнике):
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
- Кабы не эта волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
- Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё раз пригодится.
Заяц даже опешил:
- А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
- Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себя по лбу, - а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял заяц:
- Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
- Попал ли домой Заяц?
- Кто его там ждал?
- За что благодарил Заяц Ёжика?
- Почему палочку зайчик назвал волшебной?
- Правда ли, что эта палочка была такой волшебной? Почему? Прочитайте об этом в тексте.
- Найдите и прочитайте предложение, в котором заключается важная и основная мысль этого произведения.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельное моделирование учащимися обложки. Проверка по образцу учителя: называется автор, заголовок, жанр и тема.
В. Сутеев Палочка-выручалочка. |
2. Повторное чтение учителем сказки по частям, учащиеся выбирают соответствующий заголовок к каждой части и составляют на доске схематический план произведения.
План.
- Как Ёжик нашёл палочку.
- Палочка помогла Ёжику перейти через ручей.
- Палочка вытянула Зайца из болота.
- Ёжик и заяц спасли птенца.
- Ёжик напугал и прогнал Волка.
- Заяц и Ёжик поднялись на гору.
- Заяц понял, что важна умная голова!
3. Обобщение:
- Чему учит сказка В. Сутеева? (быть умным, добрым, дружным, готовым помочь в любых ситуациях своим друзьям и товарищам).
4. Самостоятельная работа в рабочей тетради на печатной основе.
а) № 2: дописать слова из сказки (в словах палочка-скакалочка, палочка-выручалочка, палочка-вытягалочка, палочка-поднималочка, палочка-ударялочка учащиеся вписывают пропущенные буквы);
б) № 3: прочитать последнее предложение сказки и подчеркнуть слова, в которых говорится о том, что самое важное.
V. Итог урока.
- Назовите заголовок и автора произведения с которым вы познакомились на уроке.
- Кто из героев вам больше понравился? Почему?
- Что главное из этой сказки вы узнали для себя?