Цели и задачи
Образовательные
- Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы со словарём, привитие интереса к поиску толкований непонятных слов.
- Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений.
- Повторение и закрепление знаний учащихся по отдельным темам курса истории России за 6 -7 класс.
Развивающие
- Развитие творческих способностей учащихся в процессе инсценирования.
- Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки.
Воспитательные
- Воспитание у учащихся чувства ответственности за успех общего дела.
- Воспитывать в учениках средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
- Воспитывать активную жизненную позицию, честность.
- Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением художественной литературы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ
Ведущие: учитель истории и учитель литературы.
Помощники ведущих:
- Станционный смотритель (ученик 10 или 11 класса).
- Четыре девочки в народных костюмах (выносят реквизит и контролируют результаты игры на табло).
- Звукооформитель (ученик 10 или 11 класса, знающий сценарий и умеющий обращаться со стереосистемой и видеомагнитофоном в соответствии с инструкцией и правилами техники безопасности).
Состав участников игры
- 4 команды из состава учащихся 8-9-х классов. Каждая команда в начале игры получает свой цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
- Капитаны команд (далее именуются как игроки).
- Группы поддержки.
Оборудование
- Табло для отслеживания результатов игры (можно начертить табло на магнитной доске). По 3 магнита четырёх цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
- Стереосистема, кассета с записью музыкального сопровождения.
- Видеомагнитофон, кассета с записью учебного фильма “Берег, милый для меня”.
- Словарь устаревших слов для демонстрации его зрителям.
- Изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка (на отдельных листах формата А5, ориентация альбомная).
- 4 кубика разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). На верхней грани кубика изображение эмблемы игры, на боковых гранях – названия исторических произведений А. С. Пушкина.
- 4 подноса с реквизитом, накрытые платками.
- Тексты с заданиями и вариантами ответов.
- Портреты исторических деятелей.
- Хлопушка или бенгальский огонь.
Помещение
Зал, где есть возможность использовать занавес, четыре столика для команд, места для зрителей.
Предварительная подготовка к игре
- Капитан команды получает за два дня до игры отрывок из произведений Пушкина, где упоминается одно транспортное средство, используемое в XIX веке. Капитанам предоставляется возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида транспорта. Отрывок необходимо выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению.
- Командам за две недели даётся задание ознакомиться с историческими произведениями А. С. Пушкина и вспомнить историю описанных событий.
- Каждая команда готовит инсценировку отрывка из какого-либо произведения, определенного учителем литературы (см. приложение).
Правила игры. Результаты игры фиксируются на игровом поле (табло). Образец табло приводится в приложении. Отвечая правильно, команды продвигаются по игровому полю на 10 верст, перемещая горизонтально магниты соответствующего цвета. Столбцы игрового поля могут быть оформлены в виде верстовых столбов, строки - в виде дорог. Количество столбцов соответствует количеству заданий. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Капитан этой команды участвует в суперигре.
Звучит музыка. Учитель литературы: вступительное слово о Пушкине
Подходит к завершению неделя литературы и истории, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину и его творчеству. Мы привыкли к расхожей формуле “Пушкин – это наше все”. Но теперь, я думаю, она наполнится для вас новым содержанием. В истории русской культуры можно назвать десятки имен художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Пушкин – это Гений Возвышения. Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений. Во всех своих произведениях Пушкин – художник слова стремится постичь законы и смысл истории. Но постичь законы и смысл истории нельзя, не зная, чем и как живет народ. О жизни народа Пушкин знал не понаслышке. Поэт исколесил всю Россию: Кавказ и Крым, Кишинев и Одесса, село Михайловское в Псковской губернии, Болдино в Нижегородской; второе путешествие на Кавказ, поездка на Урал с целью собрать материал о Пугачевском бунте.
Поэт любил путешествовать.
Звучит выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Дорожные жалобы”.
Сейчас вместе с ним мы отправимся в путешествие по страницам его исторических произведений. Приглашаем вас на игру “КОЛЕСО ИСТОРИИ”.
Звучит народная музыка.
На сцене появляются четыре девушки в народных костюмах, танцуют, вынося изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка.
Устанавливают картинки на 5 стульев.
Учитель истории: каждый участник получил отрывок из произведений Пушкина, где упоминается транспортное средство, используемое в XIX веке. Игроки имели возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида транспорта. Просим участников, прочитав свой отрывок выразительно вслух, найти это средство передвижения на картинке.
1 игрок:
Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью преданный возок.
- Я думаю, это возок изображен здесь (выбирает одно из изображений), потому, что возок - это…(зимняя крытая повозка на полозьях с дверцами и окнами)
(Игрок получает эмблему красного цвета и садится на 1-й стул. Изображение возка помещается на табло)
2 игрок:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Евгений поскакал.
- Я думаю, это карета изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что карета - это…(закрытый со всех сторон четырехколесный экипаж с дверцами и окнами)
(Игрок получает эмблему жёлтого цвета и садится на 2-й стул. Изображение кареты помещается на табло)
3 игрок:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В кафтане, в красном кушаке.
- Я думаю, это кибитка изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что кибитка - это…(зимняя крытая повозка на полозьях)
(Игрок получает эмблему синего цвета и садится на 3-й стул. Изображение кибитки помещается на табло)
4 игрок:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
- Я думаю, что коляска изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что коляска - это…(экипаж на четырех колесах с откидным верхом)
(Игрок получает эмблему зеленого цвета и садится на 4-й стул. Изображение коляски помещается на табло)
Учитель, показывая на пятую картинку: - А это этот двухместный открытый экипаж называется беговые дрожки. Кажется, я слышу их приближение.
Слышен топот лошадей.
Голос: - Тпру-у-у-у! Стой, милая, приехали!
Из-за ширмы выходит станционный смотритель. Снимая пальто и фуражку, отряхивается, бормоча под нос:
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
- Позвольте представиться: начальник почтовой станции или, как говорится, станционный смотритель - Иван Иванович. Путь нам предстоит неблизкий, дороги никудышние. Но ничего, на больших дорогах лошадей можно поменять на станциях, а заодно и дух перевести. Путь будем мерить верстами, вон вдоль дороги столбы стоят (показывает на табло). Каждый дорожный столб и есть верста (садится на 5-ый стул).
РОЗЫГРЫШ ПЕРВЫХ 10 ВЕРСТ
Учитель истории: действительно, дорожный столб, именуемый верстой, отмечал отрезки длины, которые были чуть больше современного километра. Участники - игроки, напишите, на сколько метров верста длиннее километра. Кто ближе всех окажется к истине, тот первым тронется в путь.
Проверяем. Станционный смотритель читает: Верста - устаревшая мера длины, равная 1км и 60 м.
СТАНЦИЯ “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА”
Учитель: Итак, наш путь лежит на станцию “ Исторические произведения А. С. Пушкина”.
Звучит народная музыка. На сцене появляются четыре девушки в народных костюмах, танцуют, вынося разноцветные кубики с названиями исторических произведений А. С. Пушкина. Кубики в зависимости от цвета помещаются в центр стола команд.
Учитель: посмотрите на названия исторических произведений Пушкина. Сейчас вам предстоит встретиться с героями этих произведений.
ПЕРВАЯ СЦЕНКА “ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” (встреча Олега с кудесником)
Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Определите литературный жанр “ Песни о Вещем Олеге”. Это -
- историческая легенда
- литературная баллада
- семейная баллада
- басня
Станционный смотритель читает: Правильный ответ - литературная баллада, основанная на исторической легенде, изложенной монахом-летописцем Нестором в “Повести временных лет”
Учитель истории, демонстрируя портрет Олега Вещего: Известно, что Олег – родственник легендарного князя Рюрика получил в истории прозвище “Вещий”. Что это означает?
- Всемогущественный
- Предвидящий
- Богатый
- Красивый
Станционный смотритель читает: Правильный ответ даёт словарь устаревших слов (показывает словарь): Вещий, вещун – мудрый, предвидящий, прорицательный.
ВТОРАЯ СЦЕНКА “БОРИС ГОДУНОВ” (Пимен пишет перед лампадой)
Учитель литературы: какое из драматических произведений является историческим?
- Д. И.Фонвизин “ Недоросль”
- А. С.Грибоедов “Горе от ума”
- А. С. Пушкин “ Борис Годунов”
- Н. В. Гоголь “Ревизор”
Станционный смотритель читает: правильный ответ - исторической драмой является произведение А. С. Пушкина “Борис Годунов”, опубликованное в 1831 году.
Учитель литературы: известно, что замысел трагедии “Борис Годунов” возник у Пушкина после прочтения одного известного исторического произведения, опубликованного в начале XIX века. Что это за произведение?
Станционный смотритель читает правильный ответ: в 1824 году вышли в свет 10 и 11 тома “Истории государства Российского” Карамзина, содержавшие историю Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин нашел, что история эта напоминает его время. По просьбе дочерей Карамзина Пушкин посвятил издание памяти великого историка.
Учитель истории: Какой период в истории нашей Родины мастерски показан Пушкиным в произведении “Борис Годунов”?
- Дворцовые перевороты
- Смутное время
- Монголо-татарское иго
- Церковный раскол
Станционный смотритель читает правильный ответ: события, описанные Пушкиным, происходили в конце XVI– начале XVII века и сопровождались мятежами, гражданской войной, появлением самозванцев. Они получили название Смутное время или Смута. Одной из центральных фигур Смуты был Борис Годунов.
Учитель истории: в начале произведения Пушкин устами одного из действующих героев говорит, что Борис Годунов “не внемлет голосу Великого Собора”. Что такое Великий Собор?
Станционный смотритель читает правильный ответ: речь идет о земском соборе 1598 года с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных.
ТРЕТЬЯ СЦЕНКА “ПОЛТАВА” (разговор Мазепы и Орлика)
Учитель литературы: Вы узнали это произведение?
Одна из строк “Полтавы” звучит так:
“Горит восток зарёю новой”. Какой литературный приём использует поэт?
- Сравнение
- Метафора
- Антитеза
- Эпитет
Станционный смотритель читает: правильный ответ – метафора или скрытое сравнение.
Учитель истории: победоносное сражение под Полтавой привело к перелому в Северной войне в пользу России. Когда же была Северная война?
- 1700 – 1712
- 1701 – 1721
- 1700 – 1721
- 1703 – 1724
Станционный смотритель читает: Северная война началась в 1700 году. Отвоевав у шведов выход на Балтику, Россия превратилась в сильнейшую морскую державу в Европе. В 1721, после победоносного окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец Отечества”.
Учитель истории: D поэме среди “птенцов гнезда Петрова” упоминаются и Шереметьев, и Брюс, и Боур , и Репнин, и некто “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”. Кто этот реальный исторический персонаж?
Станционный смотритель читает правильный ответ: “Полудержавный властелин” - князь Меншиков. Он командовал левым флангом; на войска левого фланга выпала наиболее ответственная часть военных операций во время Полтавского сражения.
ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНКА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”
Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Кто из героев произведения “Капитанская дочка” поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:
- Пугачев
- Капитан Миронов
- Гринев
- Савельич
Станционный смотритель читает: правильный ответ речь идет о предводителе крестьянского бунта, донском казаке Емельяне Ивановиче Пугачеве.
Учитель истории: Если верить словам Пугачева – он, государь Петр III, спасся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. Кто же она, та императрица, которая сурово покарала самозванца за ложь?
- Елизавета Петровна
- Анна Иоанновна
- Екатерина Вторая Великая
- Екатерина Первая
Станционный смотритель читает правильный ответ: Речь идет о Екатерине Второй Великой. Самозванец Пугачев серьезно напугал правящие круги. Предательски выданный, он был казнён. Императрица повелела предать забвению пугачевский бунт. Река Яик, первый очаг неповиновения была переименована в Урал, родная столица Пугачева Зимовейская стала Потёмкинской, казачье войско было расформировано.
СТАНЦИЯ “ЗАСТОЛЬНАЯ”
Учитель истории: Вот мы и добрались до следующей станции пора и отдохнуть. Станция называется “Застольная” потому, что задание сейчас окажется у вас прямо на столе.
Входят под музыку девушки с накрытыми подносами. Они останавливаются .
Учитель истории: На этих подносах предметы, которые фигурировали в исторических произведениях А. С. Пушкина. Вам нужно определить, что это за произведение и обосновать свой ответ.
Предметы наугад выбирают игроки, обсуждают, отвечают, аргументируют.
Содержание подносов:
- Резная скульптура орла и в рамке текст калмыцкой сказки
Станционный смотритель читает: “ Слушай” - сказал Пугачев с каким –то диким вдохновением – “Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка”.
“Капитанская дочка”
- Кинжал и герб города Углича
Станционный смотритель читает:
“Гляжу: лежит зарезанный царевич
Царица-мать в беспамятстве над ним”
“Борис Годунов”
- Заздравный кубок и медаль с изображением Петра
Станционный смотритель читает:
“Пирует Петр…
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает”
“Полтава”
- Змея и горсть земли
Станционный смотритель читает:
“Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала”
“Песнь о Вещем Олеге”
СТАНЦИЯ “ЧИТАЯ ПУШКИНА”
Учитель: А теперь – последняя станция, после которой мы выявим победителя. Она называется “Читая Пушкина”. Вам нужно составить краткое послание Александру Сергеевичу. Можно использовать некоторые высказывания.
- “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека” В. Г. Белинский
- “Чувства добрые я лирой пробуждал…” А. С. Пушкин
- “Общий колорит поэзии Пушкина – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность” В. Г. Белинский
- “Никогда ещё ни единый русский писатель… не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин” Ф. М. Достоевский.
Учителя литературы оценят это обращение и добавят 10 верст тому, кто окажется лучше всех.
СУПЕРИГРА
Учитель: А теперь победителю нужно отправиться в ПЕТЕРБУРГ. На столы четырех команд расставляются портреты Александра I, Николая I, Петра I, Петра III.
Вопрос: - О ком из этих людей Александр Сергеевич написал эти строки?
САМОДЕРЖАВНОЮ РУКОЙ
ОН СМЕЛО СЕЯЛ ПРОСВЕЩЕНЬЕ,
НЕ ПРЕЗИРАЛ СТРАНЫ РОДНОЙ:
ОН ЗНАЛ ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
ТО АКАДЕМИК, ТО ГЕРОЙ,
ТО МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ТО ПЛОТНИК,
ОН ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДУШОЙ
НА ТРОНЕ ВЕЧНЫЙ БЫЛ РАБОТНИК.
Если игрок направится по правильному пути, Петербург встретит его аплодисментами и фейерверком! (правильный ответ: эти строки о Петре Великом из стихотворения “Стансы”. А адресовано оно было Николаю Первому как напутствие, как план прогрессивной политики.
Учитель литературы, зажигая бенгальский огонь: Наш путь подошел к концу. Благодарим всех за участие!