Историко-литературная игра "Колесо истории"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи

Образовательные

  • Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы со словарём, привитие интереса к поиску толкований непонятных слов.
  • Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений.
  • Повторение и закрепление знаний учащихся по отдельным темам курса истории России за 6 -7 класс.

Развивающие

  • Развитие творческих способностей учащихся в процессе инсценирования.
  • Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки.

Воспитательные

  • Воспитание у учащихся чувства ответственности за успех общего дела.
  • Воспитывать в учениках средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
  • Воспитывать активную жизненную позицию, честность.
  • Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением художественной литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

Ведущие: учитель истории и учитель литературы.

Помощники ведущих:

  1. Станционный смотритель (ученик 10 или 11 класса).
  2. Четыре девочки в народных костюмах (выносят реквизит и контролируют результаты игры на табло).
  3. Звукооформитель (ученик 10 или 11 класса, знающий сценарий и умеющий обращаться со стереосистемой и видеомагнитофоном в соответствии с инструкцией и правилами техники безопасности).

Состав участников игры

  1. 4 команды из состава учащихся 8-9-х классов. Каждая команда в начале игры получает свой цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
  2. Капитаны команд (далее именуются как игроки).
  3. Группы поддержки.

Оборудование

  1. Табло для отслеживания результатов игры (можно начертить табло на магнитной доске). По 3 магнита четырёх цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
  2. Стереосистема, кассета с записью музыкального сопровождения.
  3. Видеомагнитофон, кассета с записью учебного фильма “Берег, милый для меня”.
  4. Словарь устаревших слов для демонстрации его зрителям.
  5. Изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка (на отдельных листах формата А5, ориентация альбомная).
  6. 4 кубика разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). На верхней грани кубика изображение эмблемы игры, на боковых гранях – названия исторических произведений А. С. Пушкина.
  7. 4 подноса с реквизитом, накрытые платками.
  8. Тексты с заданиями и вариантами ответов.
  9. Портреты исторических деятелей.
  10. Хлопушка или бенгальский огонь.

Помещение

Зал, где есть возможность использовать занавес, четыре столика для команд, места для зрителей.

Предварительная подготовка к игре

  1. Капитан команды получает за два дня до игры отрывок из произведений Пушкина, где упоминается одно транспортное средство, используемое в XIX веке. Капитанам предоставляется возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида транспорта. Отрывок необходимо выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению.
  2. Командам за две недели даётся задание ознакомиться с историческими произведениями А. С. Пушкина и вспомнить историю описанных событий.
  3. Каждая команда готовит инсценировку отрывка из какого-либо произведения, определенного учителем литературы (см. приложение).

Правила игры. Результаты игры фиксируются на игровом поле (табло). Образец табло приводится в приложении. Отвечая правильно, команды продвигаются по игровому полю на 10 верст, перемещая горизонтально магниты соответствующего цвета. Столбцы игрового поля могут быть оформлены в виде верстовых столбов, строки - в виде дорог. Количество столбцов соответствует количеству заданий. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Капитан этой команды участвует в суперигре.

Звучит музыка. Учитель литературы: вступительное слово о Пушкине

Подходит к завершению неделя литературы и истории, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину и его творчеству. Мы привыкли к расхожей формуле “Пушкин – это наше все”. Но теперь, я думаю, она наполнится для вас новым содержанием. В истории русской культуры можно назвать десятки имен художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Пушкин – это Гений Возвышения. Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений. Во всех своих произведениях Пушкин – художник слова стремится постичь законы и смысл истории. Но постичь законы и смысл истории нельзя, не зная, чем и как живет народ. О жизни народа Пушкин знал не понаслышке. Поэт исколесил всю Россию: Кавказ и Крым, Кишинев и Одесса, село Михайловское в Псковской губернии, Болдино в Нижегородской; второе путешествие на Кавказ, поездка на Урал с целью собрать материал о Пугачевском бунте.

Поэт любил путешествовать.

Звучит выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Дорожные жалобы”.

Сейчас вместе с ним мы отправимся в путешествие по страницам его исторических произведений. Приглашаем вас на игру “КОЛЕСО ИСТОРИИ”.

Звучит народная музыка.

На сцене появляются четыре девушки в народных костюмах, танцуют, вынося изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка.

Устанавливают картинки на 5 стульев.

Учитель истории: каждый участник получил отрывок из произведений Пушкина, где упоминается транспортное средство, используемое в XIX веке. Игроки имели возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида транспорта. Просим участников, прочитав свой отрывок выразительно вслух, найти это средство передвижения на картинке.

1 игрок:

Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью преданный возок.

- Я думаю, это возок изображен здесь (выбирает одно из изображений), потому, что возок - это…(зимняя крытая повозка на полозьях с дверцами и окнами)

(Игрок получает эмблему красного цвета и садится на 1-й стул. Изображение возка помещается на табло)

2 игрок:

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Евгений поскакал.

- Я думаю, это карета изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что карета - это…(закрытый со всех сторон четырехколесный экипаж с дверцами и окнами)

(Игрок получает эмблему жёлтого цвета и садится на 2-й стул. Изображение кареты помещается на табло)

3 игрок:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В кафтане, в красном кушаке.

- Я думаю, это кибитка изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что кибитка - это…(зимняя крытая повозка на полозьях)

(Игрок получает эмблему синего цвета и садится на 3-й стул. Изображение кибитки помещается на табло)

4 игрок:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

- Я думаю, что коляска изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что коляска - это…(экипаж на четырех колесах с откидным верхом)

(Игрок получает эмблему зеленого цвета и садится на 4-й стул. Изображение коляски помещается на табло)

Учитель, показывая на пятую картинку: - А это этот двухместный открытый экипаж называется беговые дрожки. Кажется, я слышу их приближение.

Слышен топот лошадей.

Голос: - Тпру-у-у-у! Стой, милая, приехали!

Из-за ширмы выходит станционный смотритель. Снимая пальто и фуражку, отряхивается, бормоча под нос:

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

- Позвольте представиться: начальник почтовой станции или, как говорится, станционный смотритель - Иван Иванович. Путь нам предстоит неблизкий, дороги никудышние. Но ничего, на больших дорогах лошадей можно поменять на станциях, а заодно и дух перевести. Путь будем мерить верстами, вон вдоль дороги столбы стоят (показывает на табло). Каждый дорожный столб и есть верста (садится на 5-ый стул).

РОЗЫГРЫШ ПЕРВЫХ 10 ВЕРСТ

Учитель истории: действительно, дорожный столб, именуемый верстой, отмечал отрезки длины, которые были чуть больше современного километра. Участники - игроки, напишите, на сколько метров верста длиннее километра. Кто ближе всех окажется к истине, тот первым тронется в путь.

Проверяем. Станционный смотритель читает: Верста - устаревшая мера длины, равная 1км и 60 м.

СТАНЦИЯ “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА”

Учитель: Итак, наш путь лежит на станцию “ Исторические произведения А. С. Пушкина”.

Звучит народная музыка. На сцене появляются четыре девушки в народных костюмах, танцуют, вынося разноцветные кубики с названиями исторических произведений А. С. Пушкина. Кубики в зависимости от цвета помещаются в центр стола команд.

Учитель: посмотрите на названия исторических произведений Пушкина. Сейчас вам предстоит встретиться с героями этих произведений.

ПЕРВАЯ СЦЕНКА “ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” (встреча Олега с кудесником)

Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Определите литературный жанр “ Песни о Вещем Олеге”. Это -

  • историческая легенда
  • литературная баллада
  • семейная баллада
  • басня

Станционный смотритель читает: Правильный ответ - литературная баллада, основанная на исторической легенде, изложенной монахом-летописцем Нестором в “Повести временных лет”

Учитель истории, демонстрируя портрет Олега Вещего: Известно, что Олег – родственник легендарного князя Рюрика получил в истории прозвище “Вещий”. Что это означает?

  • Всемогущественный
  • Предвидящий
  • Богатый
  • Красивый

Станционный смотритель читает: Правильный ответ даёт словарь устаревших слов (показывает словарь): Вещий, вещун – мудрый, предвидящий, прорицательный.

ВТОРАЯ СЦЕНКА “БОРИС ГОДУНОВ” (Пимен пишет перед лампадой)

Учитель литературы: какое из драматических произведений является историческим?

  • Д. И.Фонвизин “ Недоросль”
  • А. С.Грибоедов “Горе от ума”
  • А. С. Пушкин “ Борис Годунов”
  • Н. В. Гоголь “Ревизор”

Станционный смотритель читает: правильный ответ - исторической драмой является произведение А. С. Пушкина “Борис Годунов”, опубликованное в 1831 году.

Учитель литературы: известно, что замысел трагедии “Борис Годунов” возник у Пушкина после прочтения одного известного исторического произведения, опубликованного в начале XIX века. Что это за произведение?

Станционный смотритель читает правильный ответ: в 1824 году вышли в свет 10 и 11 тома “Истории государства Российского” Карамзина, содержавшие историю Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин нашел, что история эта напоминает его время. По просьбе дочерей Карамзина Пушкин посвятил издание памяти великого историка.

Учитель истории: Какой период в истории нашей Родины мастерски показан Пушкиным в произведении “Борис Годунов”?

  • Дворцовые перевороты
  • Смутное время
  • Монголо-татарское иго
  • Церковный раскол

Станционный смотритель читает правильный ответ: события, описанные Пушкиным, происходили в конце XVI– начале XVII века и сопровождались мятежами, гражданской войной, появлением самозванцев. Они получили название Смутное время или Смута. Одной из центральных фигур Смуты был Борис Годунов.

Учитель истории: в начале произведения Пушкин устами одного из действующих героев говорит, что Борис Годунов “не внемлет голосу Великого Собора”. Что такое Великий Собор?

Станционный смотритель читает правильный ответ: речь идет о земском соборе 1598 года с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных.

ТРЕТЬЯ СЦЕНКА “ПОЛТАВА” (разговор Мазепы и Орлика)

Учитель литературы: Вы узнали это произведение?

Одна из строк “Полтавы” звучит так:

“Горит восток зарёю новой”. Какой литературный приём использует поэт?

  • Сравнение
  • Метафора
  • Антитеза
  • Эпитет

Станционный смотритель читает: правильный ответ – метафора или скрытое сравнение.

Учитель истории: победоносное сражение под Полтавой привело к перелому в Северной войне в пользу России. Когда же была Северная война?

  • 1700 – 1712
  • 1701 – 1721
  • 1700 – 1721
  • 1703 – 1724

Станционный смотритель читает: Северная война началась в 1700 году. Отвоевав у шведов выход на Балтику, Россия превратилась в сильнейшую морскую державу в Европе. В 1721, после победоносного окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец Отечества”.

Учитель истории: D поэме среди “птенцов гнезда Петрова” упоминаются и Шереметьев, и Брюс, и Боур , и Репнин, и некто “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”. Кто этот реальный исторический персонаж?

Станционный смотритель читает правильный ответ: “Полудержавный властелин” - князь Меншиков. Он командовал левым флангом; на войска левого фланга выпала наиболее ответственная часть военных операций во время Полтавского сражения.

ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНКА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Кто из героев произведения “Капитанская дочка” поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

  • Пугачев
  • Капитан Миронов
  • Гринев
  • Савельич

Станционный смотритель читает: правильный ответ речь идет о предводителе крестьянского бунта, донском казаке Емельяне Ивановиче Пугачеве.

Учитель истории: Если верить словам Пугачева – он, государь Петр III, спасся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. Кто же она, та императрица, которая сурово покарала самозванца за ложь?

  • Елизавета Петровна
  • Анна Иоанновна
  • Екатерина Вторая Великая
  • Екатерина Первая

Станционный смотритель читает правильный ответ: Речь идет о Екатерине Второй Великой. Самозванец Пугачев серьезно напугал правящие круги. Предательски выданный, он был казнён. Императрица повелела предать забвению пугачевский бунт. Река Яик, первый очаг неповиновения была переименована в Урал, родная столица Пугачева Зимовейская стала Потёмкинской, казачье войско было расформировано.

СТАНЦИЯ “ЗАСТОЛЬНАЯ”

Учитель истории: Вот мы и добрались до следующей станции пора и отдохнуть. Станция называется “Застольная” потому, что задание сейчас окажется у вас прямо на столе.

Входят под музыку девушки с накрытыми подносами. Они останавливаются .

Учитель истории: На этих подносах предметы, которые фигурировали в исторических произведениях А. С. Пушкина. Вам нужно определить, что это за произведение и обосновать свой ответ.

Предметы наугад выбирают игроки, обсуждают, отвечают, аргументируют.

Содержание подносов:

  • Резная скульптура орла и в рамке текст калмыцкой сказки

Станционный смотритель читает: “ Слушай” - сказал Пугачев с каким –то диким вдохновением – “Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка”.

“Капитанская дочка”

  • Кинжал и герб города Углича

Станционный смотритель читает:

“Гляжу: лежит зарезанный царевич
Царица-мать в беспамятстве над ним”

“Борис Годунов”

  • Заздравный кубок и медаль с изображением Петра

Станционный смотритель читает:

“Пирует Петр…
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает”

“Полтава”

  • Змея и горсть земли

Станционный смотритель читает:

“Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала”

“Песнь о Вещем Олеге”

СТАНЦИЯ “ЧИТАЯ ПУШКИНА”

Учитель: А теперь – последняя станция, после которой мы выявим победителя. Она называется “Читая Пушкина”. Вам нужно составить краткое послание Александру Сергеевичу. Можно использовать некоторые высказывания.

  • “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека” В. Г. Белинский
  • “Чувства добрые я лирой пробуждал…” А. С. Пушкин
  • “Общий колорит поэзии Пушкина – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность” В. Г. Белинский
  • “Никогда ещё ни единый русский писатель… не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин” Ф. М. Достоевский.

Учителя литературы оценят это обращение и добавят 10 верст тому, кто окажется лучше всех.

СУПЕРИГРА

Учитель: А теперь победителю нужно отправиться в ПЕТЕРБУРГ. На столы четырех команд расставляются портреты Александра I, Николая I, Петра I, Петра III.

Вопрос: - О ком из этих людей Александр Сергеевич написал эти строки?

САМОДЕРЖАВНОЮ РУКОЙ
ОН СМЕЛО СЕЯЛ ПРОСВЕЩЕНЬЕ,
НЕ ПРЕЗИРАЛ СТРАНЫ РОДНОЙ:
ОН ЗНАЛ ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
ТО АКАДЕМИК, ТО ГЕРОЙ,
ТО МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ТО ПЛОТНИК,
ОН ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДУШОЙ
НА ТРОНЕ ВЕЧНЫЙ БЫЛ РАБОТНИК.

Если игрок направится по правильному пути, Петербург встретит его аплодисментами и фейерверком! (правильный ответ: эти строки о Петре Великом из стихотворения “Стансы”. А адресовано оно было Николаю Первому как напутствие, как план прогрессивной политики.

Учитель литературы, зажигая бенгальский огонь: Наш путь подошел к концу. Благодарим всех за участие!

Приложение