Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Предложный падеж имени существительного" (в рамках программы "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Познакомить с признаками имен существительных в форме предложного падежа; закрепить ранее изученный материал;
  2. Развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности (память, внимание, воображение и т.п.);
  3. Воспитывать гуманное и толерантное отношение друг к другу, к окружающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Основной дидактический метод: деятельностный.

Частные методы и приёмы: создание проблемной ситуации, подводящий диалог, поисково-исследовательский приём, наглядно-иллюстративный метод.

Дидактические средства:

  • толковый словарь русского языка (авторы Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю.),
  • словарь русских пословиц и поговорок (составитель В.П.Жуков),
  • карточки с текстами для орфографического чтения, с пословицами и поговорками,
  • карточки с домашним заданием,
  • карточки со словами “человечность” и “человеколюбие”,
  • набор карточек с признаками предложного падежа и этапов “маршрута путешествия”,
  • ребус “7я”,
  • тетрадь по чистописанию,
  • рисунок острова,
  • “цветик-семицветик” (разборный цветок);
  • карточки самостоятельного учёта активности на уроке (лото).

ТСО:

  • магнитофон,
  • кассета с музыкой релаксации (для отдыха);
  • компьютер (для оформления материалов к уроку).

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы и задач урока.
  3. Минутка чистописания и словарная работа.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкульминутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

- Ведь сейчас мы все вместе отправимся в путешествие на удивительный остров. А поможет нам цветик – семицветик. Именно он доставил нам послание – приглашение с острова, название которого зашифровано в тексте приглашения.

2. Формулирование темы и задач урока.

Задание: Прочитайте орфографически послание. Слушайте внимательно, это поможет вам расшифровать текст.

1 часть. “Приглашаю ваш дружный класс и гостей ваших в путешествие на цветике-семицветике”.

2 часть. “Вы должны позаботиться не о продовольствии и о вещах, а о “багаже” знаний”.

3 часть. “В пути каждый из вас должен помнить и думать о людях, которые будут окружать вас”.

Подводящий диалог

  • Прочитайте ещё раз только выделенные слова.
  • В каком падеже употреблены эти имена существительные?
  • Предположите, как называется остров?
  • Сформулируйте тему нашего урока-путешествия. Запишите её в тетради.

- Вот теперь мы готовы в путь. А теперь закройте глаза и представьте, что мы садимся на наш цветик – семицветик, как на ковёр-самолёт… Вам удобно?

- Прочитаем вместе, что гласит русская пословица (показываю пословицу на стенде)

“В тесноте, да не в обиде”. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

3. Минутка чистописания и словарная работа (в тетради по чистописанию).

-Откройте тетради по чистописанию на странице 47.

-Пальчиковая гимнастика “Вертолёт” поможет нам “взлететь” на цветике -семицветике.

Приготовьте пальчики.

– Быстро лепестки крути!

- Цветок, лети, лети, лети!

Работа в тетради

  • Пропишите 3 буквы “ч”. Какой звук она обозначает? Что вы о нём можете сказать?
  • Прочитаем орфографически слова в столбике: человечность, человеколюбие, частный, читатель.
  • Среди них есть однокоренные слова. Прочитайте их. Выделите в них одинаковый корень и орфограммы.
  • Пропишите слова “человечность”, “человеколюбие”. Но сначала вспомните об удобной и безопасной посадке во время письма.
  • О значении этих слов вы должны были узнать в Толковом словаре Ожегова.

Проверим домашнее задание. (Сообщения детей)

Нам пригодятся в пути эти качества человека.

Очень хороший совет дал нам русский князь Владимир Мономах. Он жил в 12 веке, а его совет актуален и сейчас. Прочитайте его на с.47, а пропишите дома.

“Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь” (В. Мономах)

4. Изучение нового материала.

- Дальнейшее наше путешествие будет проходить по плану-маршруту. К концу пути вы уже будете знать всю информацию о хозяине острова. Сведения о падеже будем

записывать в схеме на пропущенной строке после темы урока. Направления путешествия указаны на лепестках цветика-семицветика.

1 лепесток направляет нас к учебнику, к упр.157 на стр. 90. Прочитайте текст. Узнайте самостоятельно: Почему падеж получил такое название? (на доске 1 пункт плана)

“В каком падеже стоят имена существительные в лесу, в салу, на поле, на виду? А существительные о лесе, о поле, о виде? Правильно, в предложном. Но почему нельзя спросить (о чём?) в лесу, а надо (в чём? где?) в лесу?

Дело в том, что родоначальником нынешнего предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. О существовал в старославянском и древнерусском языках, указывал на место действия и отвечал на вопросы: на ком? чём? при ком? чём? в ком? чём?

Современный предложный падеж употребляется с предлогами о, при, на, в. А от старого местного падежа у него сохранились вопросы.”

Параллельно составляется схема о предложном падеже.

Вопросы по содержанию:

  • Почему так назвали наш современный падеж?
  • Как его называли в древнерусском языке? Почему?

Дополнение: А давайте назовём его “воспитательный”. Он как будто воспитывает нас, предлагает нам подумать о ком-то или о чём-то и сам думает о других. Гости, а вы согласны?

Итак, теперь предложный падеж будем называть “местный”, “воспитательный” (добавляю в схему карточки с этими словами)

Следуем дальше. По нашему плану-маршруту (2 пункт плана) вспомогательное слово. Назовите его. ( схему дополняю карточкой со словом “думаю”)

Чтобы лететь дальше, выполним желание 2 лепестка - назовите вопросы падежа.

(3 пункт плана) (в схему - о ком? О чём?)

Направляемся дальше. 3 лепесток указывает на упр.155. Нам предстоит выяснить какие предлоги употребляются с существительными в предложном падеже? (на доске 4 пункт плана)

- Для проведения исследований и наблюдений мы поработаем у доски.

Воспользуйтесь таблицей на стр.89 в учебнике.

Предложный падеж

падежный вопрос вспомогательное слово предлоги примеры
о ком?

о чём?

думаю о, в, на, при учусь в школе П.п.

думаю о школе П.п.

построили при школе П.п.

играли на перемене П.п.

Работаем по вариантам:

Задание. Поставь данные существительные в предложном падеже с разными предлогами и составь с ними предложения -простые и сложные.

1 варианту слова: письмо, дождь, весна

2 варианту слова: молоко, роса, падеж.

- Ещё раз внимательно прочитайте задание к упражнению (записи на доске слева и справа).

Посмотрим, кто быстрее и правильно справится с заданием (дети “по-цепочке” выполняют задание).

4 лепесток возвращает нас к пословицам. Предлагаю вам дополнить ваши записи именами существительными в предложном падеже из знакомых вам пословиц со стенда:

  • “В тесноте, да не в обиде”,
  • “Друзья познаются в беде”,
  • “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

- Вы наблюдательны! Это хорошо! Назовите предлоги.

Гимнастика для глаз. Прежде, чем мы продолжим наши наблюдения предлагаю отдохнуть:

1. Закрыть глаза на 10-15 секунд.

2. С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2-3 раза (темп медленный)

3. С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3-5 раз(темп средний). Посидеть с закрытыми глазами 10 секунд.

Продолжим путь с 5 лепестком к упр.156 (устно).

Задание. Заполни таблицу: поставь в каждой графе знак + или -.

Падеж Употребляется с предлогами Употребляется без предлогов
И.п.    
Р.п.    
Д.п.    
В.п.    
Т.п.    
П.п.    

Какой вывод вы можете сделать об особенностях употребления имён существительных в именительном падеже, в предложном падеже, в остальных падежах?

(в схему: о, об, в, на, при)

Следующий 6 лепесток привёл нас к упр.154. Необходимо выяснить, каким членом предложения будут существительные в предложном падеже. (5 пункт плана)

Задание. Продолжи предложения с однородными членами.

- Предлагаю для работы разделиться на группы по рядам.

Ученики 1 ряда выполняют работу с 1 предложением: “Я люблю книги о детях, …”

Ученикам 2 ряда-2 предложение: “Телепередача называлась “Мы и школа” и рассказывала об учениках, …”

А ученикам 3 ряда - 3 предложение: “Летом я люблю гулять и на лугу, и на …”

Подведение итогов:

- Путешественники 1 ряда, каким членом предложения являются сущ. в предложном падеже?

- Ваше мнение, ученики 2 ряда.

- А к какому выводу пришла 3 группа?

- Так каким членом предложения будут существительные в предложном падеже (дополняю схему - второстепенные члены предложения)

7 лепесток доставил нас к цели нашего путешествия - к острову (открывается доска, скрывавшая остров).

- Осмотритесь вокруг.

5. Физкультминутка. Про комаров

Появились комары

Только в лес мы все зашли, (ходьба на месте)
Появились комары,
Руки вверх - хлопок над головой, (руки вверх - хлопок)
Руки вниз - хлопок другой. (руки вниз - хлопок)
Дальше по лесу шагаем (ходьба на месте)
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём (руки за голову)
И вразвалочку идём. (ходьба по-медвежьи)
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два, (прыжки)
Позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем, (ходьба)
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко. (дыхательные упражнения)

6. Закрепление изученного материала.

- Хозяин острова хочет рассказать о комарах, живущих на его острове, чтобы вы зря не уничтожали этих насекомых.

- Напишем диктант о комарах.

Всё ли вы знаете о комарах?

Кровью людей и животных лакомятся только комарихи. Комары любят цветочный нектар. Эта сладкая жидкость очень питательна. Она даёт насекомому много энергии. Живут комары не больше двух недель.

(Из журнала “А почему?”)

- Самостоятельно укажите падежи имён существительных.

7. Итог урока. Домашнее задание.

- Заканчивается наше путешествие. Вы многое узнали, многому научились. А теперь, сформулируйте и задайте вопросы о предложном падеже друг другу. Поставьте итоговую оценку за урок в карточках учёта активности на уроке. (Работа в парах)

- От “хозяина острова Предложного падежа” вы получаете домашнее задание на карточках (дифференцированные задания).

- Предложный падеж доволен вами и на прощание он даёт совет пословицей:

“Не все сосны в лесу корабельные”.

О значении этой старинной пословицы вы можете прочитать в Словаре пословиц и поговорок.

Я понимаю смысл её так: “Не у всех людей одинаковые способности. Кто-то быстро сам понимает и запоминает учебный материал, а кому-то нужна помощь. Если мы будем помогать друг другу, то все ученики нашего класса будут хорошо учиться, проявлять человечность и человеколюбие. И мы будем, как одна… (ребус 7я)”. Разгадывают ребус- семья.

Приложение