Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности учащихся на уроке"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


При объяснении обоснования группового обучения предлагается презентация по теме (Приложение 2).

В число дидактических принципов данной системы входит принцип, требующий, чтобы учитель вел целенаправленную работу над общим развитием всех – как слабых, так и сильных учащихся.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

  • Реализация принципа деятельности;
  • Формирование мотивации учения и обучения;
  • Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
  • Психологический комфорт в учебном коллективе;
  • Единство воспитания и обучения.

Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)
  2. Улучшается академическая успеваемость;
  3. Воспитывается самоуважение;
  4. Укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  5. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  6. Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Типы группового обучения:

  • Обучение в парах;
  • Группа, сидящая вместе;
  • Маленькая команда;
  • Задание для всего класса.

При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.

Тема: "Ось симметрии".

Цели:

  • образовательные:
    • дать представление об оси симметрии;
    • познакомить с одним из видов симметрии на плоскости;
    • выработать прочные навыки построения симметричных фигур;
    • расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанных с осевой симметрией;
    • закрепить полученные знания;
  • общеучебные:
    • научить настраивать себя на работу;
    • научить вести контроль за собой и соседом по парте;
    • научить оценивать себя и соседа по парте;
  • развивающие:
    • активизировать самостоятельную деятельность;
    • развивать познавательную деятельность;
    • учить обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • воспитательные:
    • воспитывать у учащихся “чувство плеча”;
    • воспитывать коммуникативность;
    • прививать культуру общения.

При объяснении темы урока показываю презентацию (Приложение 3).

ХОД УРОКА

– Что означает слово симметрия? (Гармония, красота, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.)

Перед каждым лежат ножницы и лист бумаги.

Задание 1 (3 мин).

 – Возьмем лист бумаги, сложим его пополам и вырежем какую-нибудь фигурку. Теперь развернем фигуру и посмотрим на линию сгиба.

Вопрос: Какую функцию выполняет эта линия?

Предполагаемый ответ: Эта линия делит фигуру пополам.

Вопрос: Как расположены все точки фигуры на двух получившихся половинках?

Предполагаемый ответ: Все точки половинок находятся на равном расстоянии от линии сгиба и на одном уровне.

– Значит, линия сгиба делит фигурку пополам так, что 1 половинка является копией 2 половинки, т.е. эта линия непростая, она обладает замечательным свойством (все точки относительно ее находятся на одинаковом расстоянии), эта линия – ось симметрии.

Основным видом симметрии является осевая, с этим видом мы чаще всего встречаемся.

Именно этот вид симметрии, по мнению математиков, определяет свойства и важнейшие законы нашего мира.

Задание 2 (2 мин).

– Вырезать снежинку, найти ось симметрии, охарактеризовать ее.

Задание 3 (5 мин).

– Перед вами лежит круг.

Вопрос: Определить, как проходит ось симметрии?

Предполагаемый ответ: По-разному.

Вопрос: Так сколько осей симметрии имеет круг?

Предполагаемый ответ: Много.

– Правильно, круг имеет множество осей симметрии.

Вопрос: Какие, из предложенных вам фигур, имеют не одну ось симметрии?

Предполагаемый ответ: Квадрат, прямоугольник, равнобедренный и равносторонний треугольники.

 

Из шнурка одного цвета на рабочем столе выложена линия (замкнутая, незамкнутая, с самопересечением, без самопересечения).

Задание 5 (групповая работа 5 мин).

– Определить визуально ось симметрии и относительно нее достроить из шнурка другого цвета вторую часть.

Правильность выполненной работы определяется самими учениками.

Итог

  • Что означает слово симметрия?
  • Что сегодня научились находить?
  • Что такое ось симметрии?
  • Как определить – симметричны ли фигуры относительно прямой?

Гармония чисел, гармония линий,
Мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада,
Кружево формул – сердцу награда.
Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,
Мрачен иль светится солнечным блеском.
К тайнам извечным разум влекущий,
Тот путь бесконечный, осилит идущий

VI. Рефлексия. Работая в группах нам: было легко и все понятно (!), возникали трудности, которые мы преодолевали (.), работать было трудно, много непонятного (?). У каждого ученика имеется карточка с изображением вопросительного, восклицательного знака и точки. В зависимости от ощущений после урока, каждый ученик прикрепляет свой знак на магнит на доску, учителю видна картина усвоения материала на уроке.

Анализ работы. Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)

По окончании мастер-класса каждому участнику выдана памятка (Приложение 1).