При объяснении обоснования группового обучения предлагается презентация по теме (Приложение 2).
В число дидактических принципов данной системы входит принцип, требующий, чтобы учитель вел целенаправленную работу над общим развитием всех – как слабых, так и сильных учащихся.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
- Реализация принципа деятельности;
- Формирование мотивации учения и обучения;
- Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
- Психологический комфорт в учебном коллективе;
- Единство воспитания и обучения.
Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
Преимущества группового обучения:
- Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)
- Улучшается академическая успеваемость;
- Воспитывается самоуважение;
- Укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
- Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
- Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Типы группового обучения:
- Обучение в парах;
- Группа, сидящая вместе;
- Маленькая команда;
- Задание для всего класса.
При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.
Тема: "Ось симметрии".
Цели:
- образовательные:
- дать представление об оси симметрии;
- познакомить с одним из видов симметрии на плоскости;
- выработать прочные навыки построения симметричных фигур;
- расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанных с осевой симметрией;
- закрепить полученные знания;
- общеучебные:
- научить настраивать себя на работу;
- научить вести контроль за собой и соседом по парте;
- научить оценивать себя и соседа по парте;
- развивающие:
- активизировать самостоятельную деятельность;
- развивать познавательную деятельность;
- учить обобщать и систематизировать полученную информацию;
- воспитательные:
- воспитывать у учащихся “чувство плеча”;
- воспитывать коммуникативность;
- прививать культуру общения.
При объяснении темы урока показываю презентацию (Приложение 3).
ХОД УРОКА
– Что означает слово симметрия? (Гармония, красота, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.)
Перед каждым лежат ножницы и лист бумаги.
Задание 1 (3 мин).
– Возьмем лист бумаги, сложим его пополам и вырежем какую-нибудь фигурку. Теперь развернем фигуру и посмотрим на линию сгиба.
Вопрос: Какую функцию выполняет эта линия?
Предполагаемый ответ: Эта линия делит фигуру пополам.
Вопрос: Как расположены все точки фигуры на двух получившихся половинках?
Предполагаемый ответ: Все точки половинок находятся на равном расстоянии от линии сгиба и на одном уровне.
– Значит, линия сгиба делит фигурку пополам так, что 1 половинка является копией 2 половинки, т.е. эта линия непростая, она обладает замечательным свойством (все точки относительно ее находятся на одинаковом расстоянии), эта линия – ось симметрии.
Основным видом симметрии является осевая, с этим видом мы чаще всего встречаемся.
Именно этот вид симметрии, по мнению математиков, определяет свойства и важнейшие законы нашего мира.
Задание 2 (2 мин).
– Вырезать снежинку, найти ось симметрии, охарактеризовать ее.
Задание 3 (5 мин).
– Перед вами лежит круг.
Вопрос: Определить, как проходит ось симметрии?
Предполагаемый ответ: По-разному.
Вопрос: Так сколько осей симметрии имеет круг?
Предполагаемый ответ: Много.
– Правильно, круг имеет множество осей симметрии.
Вопрос: Какие, из предложенных вам фигур, имеют не одну ось симметрии?
Предполагаемый ответ: Квадрат, прямоугольник, равнобедренный и равносторонний треугольники.
Из шнурка одного цвета на рабочем столе выложена линия (замкнутая, незамкнутая, с самопересечением, без самопересечения).
Задание 5 (групповая работа 5 мин).
– Определить визуально ось симметрии и относительно нее достроить из шнурка другого цвета вторую часть.
Правильность выполненной работы определяется самими учениками.
Итог
- Что означает слово симметрия?
- Что сегодня научились находить?
- Что такое ось симметрии?
- Как определить – симметричны ли фигуры относительно прямой?
Гармония чисел, гармония линий,
Мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада,
Кружево формул – сердцу награда.
Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,
Мрачен иль светится солнечным блеском.
К тайнам извечным разум влекущий,
Тот путь бесконечный, осилит идущий
VI. Рефлексия. Работая в группах нам: было легко и все понятно (!), возникали трудности, которые мы преодолевали (.), работать было трудно, много непонятного (?). У каждого ученика имеется карточка с изображением вопросительного, восклицательного знака и точки. В зависимости от ощущений после урока, каждый ученик прикрепляет свой знак на магнит на доску, учителю видна картина усвоения материала на уроке.
Анализ работы. Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)
По окончании мастер-класса каждому участнику выдана памятка (Приложение 1).