Урок экономики в 10-м классе

Разделы: Экономика


Цель: Формирование обобщенных знаний и способов деятельности, оперирование ими.

Задачи:

1. Закрепление, проверка знаний по теме: “Рыночная экономика. Смешанная экономика”.

2. Развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, разрешать проблемы).

3. Воспитание рационального потребителя благ.

Материально-техническое оснащение: выставка книг по данной теме, макеты сборной таблицы, рабочий лист урока на каждого ученика.

Тип урока: закрепления и совершенствования знаний.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Этап актуализации знаний.

4. Воспроизведение знаний и способов деятельности в новых ситуациях. Обобщение знаний, их систематизация.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание, инструктаж.

Конспект изложения:

Игровой момент. Звучит музыка из кинофильма “Секретные материалы”.

Скалли: Малдер, как тебя не отстранили до сих пор от секретных материалов?

Малдер: Тогда Крису Картеру нечем было бы заниматься: нет работы, нет и гонораров.

Скалли: А сколько секретных файлов он заставлял нас открывать от серии к серии!

Малдер: Все искали истину, помня, что “...истина где-то рядом”.

Скалли: Мы выводили законы поважнее, чем установленные правительством США.

Малдер: Скалли! А что если нам пофантазировать и создать свою контору секретных, ни от кого не зависимых материалов.

Скалли: А это совсем неплохая идея! Секретов неразгаданных на свете еще много, да и молодых агентов ФБР здесь немало собралось!

Малдер: (обращаясь к присутствующим)

Наступает время провести для вас профессиональный отбор в нашу группу. Кто выдержит все испытания, будет достоин звания секретный агент Федерального бюро расследования.

Учитель: Скалли и Малдер оставили мне папку с секретными материалами. Давайте посмотрим, какие испытания нас ждут впереди.

1 файл: “Ключевые понятия и термины”.

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее определение.

2 файл: для совершения правильного выбора общество должно ответить на три главных вопроса (фундаментальные проблемы) экономики. Назовите эти проблемы.

3 файл: В различных экономиках эти вопросы решаются по-разному. В зависимости от способа решения этих проблем выделяют типы экономических систем. Назовите эти системы и перечислите достоинства и недостатки каждой.

5 файл: оценивая положительно эффективность стимулов и принципов хозяйствования, свойственных рыночной экономике, нельзя игнорировать ее слабые стороны на протяжении всей истории развития рыночной системы возникало немало острых экономических проблем, решение которых требовало государственного вмешательства. Такие проблемы существуют и в современном обществе.

Функционирование рынка порождает внешние эффекты - положительные и отрицательные последствия, которые имеют место, когда производство или потребление материальных благ или услуг оказывает влияние на влияние на людей, не являющихся непосредственными участниками рыночного обмена (продавцами или покупателями).

Два учащихся заполняют таблицу из предложенных на доске (написанных на полосках бумаги) положительных и отрицательных эффектах. Класс в это время на индивидуальных рабочих листах заполняет таблицу.

6 файл: Учащиеся заполняют таблицу “Частные и общественные блага”. Один человек у доски.

7 файл: Определите - частным, чисто общественным или квазиобщественным (имеющим черты и частного и общественного) являются следующие товары и услуги:

8 файл: Задачи от Малдера и Скалли.

Скалли: Вот и подошли к концу все испытания секретными материалами.

Малдер: Многие из вас пытались найти ответы на непростые вопросы.

Скалли: Но вы были на высоте: проявили способности анализировать и синтезировать информацию.

Малдер: Настало время выбрать команду, которая будет работать в отделе секретной информации ФБР. (Вручаются бейджики).

Учитель сообщает домашнее задание: 2.1-2.5

Рабочий лист урока: “Секретные материалы”

Ученик (ца)____________________________

1 файл: Соотнесите термины и определения.

1. Административно-плановая экономика.

2. Рыночная экономика.

3. Рынок.

4. Частная собственность.

5. Конкуренция.

6. Частные блага.

7. Общественные блага.

8. Смешанная экономика.

А. Формам организации контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, на основе которой совершается купля-продажа предметов торговли.

Б. Форма юридического закрепления за гражданином или группой людей, прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, используемым ими для личного потребления, или для осуществления предпринимательской деятельности.

В. Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, общественное производство организуется на основе директивного планирования.

Г. Борьба между производителями товаров и услуг, за рынки сбыта своей продукции и за получение доходов от ее продажи.

Д. Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.

Ж. Экономические блага, обладающие свойствами делимости, возможности отлучить потребителя от их потребления по причине его платежеспособности и невозможности потребления другими лицами, если они используются кем-то еще.

З. Рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством

И. Экономические блага, обладающие свойствами делимости, совместного потребления и невозможности исключить из потребления неплатежеспособных лиц.

4 файл: Тесты.

Определите какой тип экономической системы - планово-административной, рыночной, смешанной - характеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 200 токарных станков, но оказалось в сложной ситуации - оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;

г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля - продажа иностранной валюты;

д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверх плановый выпуск продукции;

ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Волгоградской области;

з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

5 файл: Внешние эффекты. Приведите примеры положительных и отрицательных эффектов.

внешние эффекты

положительные, т.е. выгодные

отрицательные, т.е. наносящие вред

   

6 файл: частные и общественные блага. Отличительные особенности.

частные блага

общественные блага

   

7 файл: Определите - частным или, чисто общественным или квазиобщественным (имеющим черты частного и общественного) являются следующие товары и услуги:

а) высшее образование; б) национальная оборона; в) автострады и дороги; г) начальное образование; д) национальные леса; е) государственные и муниципальные библиотеки; ж) инфраструктура отдыха и развлечений; з) электроэнергия; и) рок - концерт; к) парки; л) судебная система.

8 файл: Задачи .1. Как объяснить тот факт, что в большинстве домов, в которых мы живем, стены и лифты находятся в ужасном состоянии, но и в самих квартирах, как правило, чистота и порядок?

2. Каким образом рынок сигнализирует, что спрос на телевизоры возрастает?

3. Кто, по вашему, при совершении обмена выигрывает: обе обменивающиеся стороны или только одна?

Рефлексия. Поставьте этот знак на полях, если то, что вы выполняли

“!”

“+”

“-”

“?”

соответствует тому, что вы знаете

является для вас новым

противоречит тому, что вы знаете

непонятно, или вы бы хотели получить более подробные сведения по заданному вопросу