Преемственность дошкольного и начального образования

Разделы: Школьная психологическая служба


Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего:

  • доверчивое подчинение авторитету взрослого;
  • повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;
  • преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).

На протяжении многих лет сотрудничают администрация, педагоги начальной школы, психолог, логопед МОУ “СОШ № 51” и администрация, воспитатели ДОУ д/к №2 УЭХК, ДОУ д/к №9 УЭХК, ДОУ д/к №49 УЭХК по вопросу преемственности между детским садом и школой.

Ежегодно администрацией, специалистами ПСПс разрабатывается план совместной работы школы и детских садов, который согласуется с администрацией и педагогическим коллективом ДОУ. В данный план входит комплекс мероприятий совместной работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием:

1. Семинар: “Адаптация учащихся 1х классов в условиях школы” - создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.

2. Организация совместных мероприятий школы и детских садов, с целью создания условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни:

  • Читательский клуб “Малышок”;
  • Праздничай концерт: “День учителя”;
  • День открытых дверей в МОУ “СОШ № 51” для дошкольников и их родителей;
  • Родительское собрание;
  • Занятия в рамках “Школа для дошкольников”.

3. Разнообразные виды деятельности ребенка в детском саду, как создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни:

  • физкультурно – оздоровительные;
  • познавательно – развивающие;
  • эмоционально – личностные.

4. “Паспорт первоклассника” - изучение индивидуального развития ребенка.

5. Круглый стол: “Уровень готовности детей подготовительной и старшей группы ДОУ к обучению в школе”, с целью определить аспекты психолого-педагогического воздействия на ребенка в первый год обучения.

На некоторых мероприятиях необходимо остановиться подробно.

Семинар: “Адаптация учащихся 1х классов в условиях школы”.

Этот семинар ежегодный, в нем принимают активное участие администрация школы, учителя первых классов, педагог-психолог школы, учитель логопед.

Последний семинар круглый стол состоялся 17 декабря. В ходе семинара специалисты детских садов могли посетить открытые уроки учителей 1х классов (Т.М.Возовиковой, Е.А.Климовой), дополнительные занятия (школьные кружки) по информатики (педагог дополнительного образования С.М.Михалёва) и литературный клубный час (библиотекаря ТА.Ишинбаева). После уроков были проведены индивидуальные консультации учителями начальной школы, педагогом- психологом, учителем логопедом и социальным педагогом для специалистов детских садов, цель которых была обменяться мнениями о каждом первокласснике, рассказать об уровне усвоения учебной программы, выделить успехи и трудности детей, а также рассказать о протекании адаптационного периода в школе. Итоги семинара подводились на “круглом столе”. Впервые в этом году был поднят вопрос об организации воспитательной работы в детском саду, формирования у детей навыков самоуправления, роли родителей в воспитательном процессе. Все участники круглого стола признали, что эта а тема актуальна и важна, так как необходимо соблюдать традиции детских коллективов, адаптировать способы и приемы в решении воспитательных проблем, налаженных в детских садах, к условиям современной школы.

Организация совместных мероприятий школы и детских садов - создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни:

  • Читательский клуб “Малышок”.

Читательский клуб собирает всех дошколят, желающих приобщиться к чтению. Цель клуба – это развитие познавательного интереса к книге.

Главной особенностью клуба является постепенное углубление знаний о книге библиотеке. Дошколята в течение года знакомятся с историей книги и библиотеки, узнают правила пользования библиотекой, учатся выбирать книги т правильно обращаться с ними. Занятия в клубе проходят в виде библиографических бесед, обзоров литературы, викторин, литературных игр, часа “тихого” чтения.

Организатором читательского клуба “Малышок” является библиотекарь Т.А.Ишинбаева.

  • Праздничай концерт в честь “Дня учителя”.

В этом учебном году (2005-06 г.) педагоги школе появилась новая традиция – поздравление специалистов детских садов. Силами учащихся и педагогов (организатор учитель музыки Т.В.Бычкова) был подготовлен праздничай концерт, посвященный “Дню учителя”. Воспитатели увидели своих бывших воспитанников повзрослевшими и возмужавшими, прекрасно поющими и танцующими.

  • “Школа для дошкольников” (далее “Школа”).

Сегодня родители особенно обеспокоены вступлением дошкольника в новую жизнь – жизнь школьника. Их интересуют условия успешной социальной адаптации будущего первоклассника к школе, к новому коллективу, к новым взрослым, так как от этого зависит усвоение детьми учебной программы.

Таким образом, социальным заказом родителей старших дошкольников является вводный практический курс “Школа для дошкольников”, организованный на базе МОУ “СОШ № 51, который предназначен для создания условий постепенного вхождения детей в школьную жизнь и дальнейшего успешного обучения в школе.

Курс “Школа для дошкольника” регламентируется Положением.

Согласно Положению о “Школе для дошкольников” администрация МОУ “СОШ № 51” с учетом мнения родителей, педагогов образовательного учреждения может вносить изменения, как в организационную структуру, так и в содержание предлагаемой Программы.

Основой программы курса является положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о развивающем обучение. По мнению психологов, “главной задачей развивающего обучения является передача знаний учащимся в не готовом виде, а приобретение ими знаний в процессе самостоятельной, познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации”.

Цель подготовительного курса – создание условий для общего развития дошкольников, подготовки их к обучению в школе, формирования положительного отношения к учению, развития любознательности и познавательной активности; начального музыкально-ритмического и художественно-эстетического развития детей.

Основные задачи курса:

  • формирование интеллектуальных способностей детей;
  • воспитание коммуникативных качеств личности;
  • выявление интереса и способностей детей к пению и танцу;
  • формирование художественно-творческой активности детей;
  • обучение ребёнка работе с готовыми компьютерными программами.

Курс рассчитан на 3-6 месяцев. Занятия проводятся по субботам. Каждую субботу предлагается по 3 занятия – по 30 минут каждое, перемена 10 минут. Компьютерные занятия по продолжительности у каждой группы состоят из двух модулей: теории и практики по 15 минут каждое (СанПиН 2.4.2.1178-02). Также предусматриваются консультации (после занятий) педагогов, психолога, социального педагога и логопеда для родителей дошкольников. Курс “Школа” подготовлен и проводится учителями начального звена и специалистами школы.

Занятия у дошкольников разнообразны по форме и интересны по содержанию. Практическая деятельность в игре выступает главным стимулом в учении, в результате которой у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются процессы мышления, происходит обучение общению в новой учебной ситуации.

Курс “Школа для дошкольников” включает в себя занятия по следующим программам:

  1. “Занимательная грамматика” (“Родной язык”).
  2. “Сообразилия” (математическая подготовка).
  3. “РТС” (развитие творческих способностей).
  4. “Вообразилия” (“Изодеятельность”).
  5. “Компьютерная игротека”.
  6. “Ритмика”.
  7. “Английский для малышей”
  8. Другие (при наличие социального заказа родителей и условий школы).
  • Обязательным является включение в занятия динамических пауз.

Кадровый состав “Школы для дошкольников” определяется приказом директора школы. Как правило, в “Школе” работают учителя 4х классов, преподаватели музыки, ИЗО, ОИВТ, других предметов, педагог-психолог и учитель – логопед.

Педагоги, специалисты школы и детских садов сотрудничая, обеспечивают преемственность между ступенями образования.

Мы надеемся, что наша дружба, наша дальнейшая работа с ДОУ д/к №2 УЭХК, ДОУ д/к №9 УЭХК, ДОУ д/к №49 УЭХК будет плодотворна и творческой, направленной на благо детей и их родителей.