Мониторинг в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.

I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.

Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.

Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.

Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?

II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.

IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.

Задачи мониторинга:

  • непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
  • предупреждение негативных тенденций происходящих в системе образования;
  • создание базы данных;
  • анализ полученных данных, составление аналитических справок.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

  • Первый – объективность информации.
  • Второй – сравнимость данных.
  • Третий – адекватность.
  • Четвертый – прогностичность.

Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:

I этап. Подготовительный

  1. Постановка цели.
  2. Определение объекта.
  3. Установка сроков.
  4. Изучение литературы.
  5. Разработка инструментария.

II этап. Практический

Сбор информации

  • наблюдение
  • собеседование
  • тестирование
  • анкетирование
  • контрольные работы

III этап. Аналитический

  • Систематизация знаний.
  • Анализ.
  • Разработка рекомендаций.
  • Выводы.

 Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга

Директор школы, администрация Зам.директора по воспитательной работе Классные руководители и учителя-предметники Социально-психологическая служба
анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

принятие управленческих решений;

подбор педагогических кадров;

организация методической работы

планирование воспитательной работы школы;

организация методической работы с классными руководителями;

организация индивидуальной работы с учащимися;

контроль за деятельностью классных руководителей

планирование учебно-воспитательной работы с классом;

организация индивидуальной работы с учащимися;

выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей

изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов;

изучение адаптации учащихся;

разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися;

индивидуальные консультации классных руководителей;

осуществление работы с родителями

Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).

Схема 1

Требования к организации и проведению педагогического мониторинга

  • Наличие программы мониторинговых исследований.
  • Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени.
  • Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.
  • Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями.
  • При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.