Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.
I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.
Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.
Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.
Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?
II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.
III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.
IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.
Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
- предупреждение негативных тенденций происходящих в системе образования;
- создание базы данных;
- анализ полученных данных, составление аналитических справок.
К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
- Первый – объективность информации.
- Второй – сравнимость данных.
- Третий – адекватность.
- Четвертый – прогностичность.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:
I этап. Подготовительный
- Постановка цели.
- Определение объекта.
- Установка сроков.
- Изучение литературы.
- Разработка инструментария.
II этап. Практический
Сбор информации
- наблюдение
- собеседование
- тестирование
- анкетирование
- контрольные работы
III этап. Аналитический
- Систематизация знаний.
- Анализ.
- Разработка рекомендаций.
- Выводы.
Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга
Директор школы, администрация | Зам.директора по воспитательной работе | Классные руководители и учителя-предметники | Социально-психологическая служба |
анализ состояния
учебно-воспитательного процесса; принятие управленческих решений; подбор педагогических кадров; организация методической работы |
планирование воспитательной работы
школы; организация методической работы с классными руководителями; организация индивидуальной работы с учащимися; контроль за деятельностью классных руководителей |
планирование учебно-воспитательной
работы с классом; организация индивидуальной работы с учащимися; выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей |
изучение состояния социальной
структуры ученической среды школы, отдельных
классов; изучение адаптации учащихся; разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися; индивидуальные консультации классных руководителей; осуществление работы с родителями |
Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).
Схема 1
Требования к организации и проведению педагогического мониторинга
- Наличие программы мониторинговых исследований.
- Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени.
- Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.
- Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями.
- При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.