Урок развития речи. Сочинение-мозаика на тему "Зима"

Разделы: Русский язык


Цель:

1. Учить детей строить свои высказывания в художественном стиле.
2. Развивать творчество.
3. Написать сочинение о зиме.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас урок развития речи. К нам пришло очень много гостей.

Давайте поприветствуем их.

2. Выведение темы урока.

• Урок хочу начать со слушания музыки:

- с каким временем года связана это музыка?
- какое настроение у вас возникло?
- нравится ли вам это время года?

• Слушание стихотворения «Зимняя утро» А.С. Пушкина.

- Ребята, вы прослушали музыку, стихотворение и к какому выводу пришли?
- О чем пойдет речь на уроке?

Да, мы будем говорить о зиме.

- Кто скажет: Сегодня что за день?

Правильно. Сегодня 29 февраля – последний день зимы. Получается, что сегодня у нас урок прощания с зимой.

Давайте вспомним зиму хорошими, теплыми словами, постараемся увидетькрасоту зимы во всем.

3. Займемся творчеством.

• Каждый из вас напишет маленькую зимнюю зарисовку, это может быть рассказ, может быть сказка, а может быть стихотворение. И получается у нас сочинение – мозаика.

Мозаика - это узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла. Так и наше сочинение будет разного жанра.

- А сейчас каждый из вас выберет себе ту тему (зарисовку или картинку), которую он хотел бы написать. Хорошенько продумайте содержание.

Вы можете написать в прозе или в стихах, в жанре сказки. Постарайтесь написать, как можно лучше.

4. А теперь закроем глаза и шепотом произнесем «З – И – М – А».

- Какое чувство возникло?

(стало холодно и грустно…)

- Начинаем писать каждый свое сочинение. Не забудьте озаглавить тексты с точки зрения темы.

/Звучит музыка. Творческая работа учащихся. /

5/ Анализ работ учащихся.

• Давайте определим жанры:

- Кто написал рассказ?
- Кто сочинил сказку?
- А, кто стихотворение?

• Послушаем сочинителей рассказов (1ученик ).

- Какая задача (цель ) стояла перед автором этого текста?

/ написать яркую, красочную картину…/

- Удалось ли это автору?

- Красивое ли получилось произведение?

- Какие слова помогли передать красоту зимы, снега…?

- Какие сравнения использовал(а), чтобы показать необычность снега?

- Какого типа этот текст? (описание, рассуждение, повествование).

- Из скольких частей состоит?

О чем написал(а) в 1 части? в 2 части?

- О чем закончил(а) сочинение?

- Понравился ли вам рассказ?

• Послушаем сочинителей сказок.

- С чего начал(а) сказку? ? жил(а) – был(а)…?

- Назовите действующих лиц сказки.

/зима, снег, ветер…/

- Какой прием использовала, чтобы неодушевленный предмет изображать, как живое существо? (прием оживления- олицетворения).

- Еще какие приемы? (волшебство).

- Понравилась ли вам сказка?

- Какой конец (развязка) сочинил(а) к своей сказке: грустный или счастливый?

• Послушаем сочинителей стихов.

- О чем стихотворение?

- Какое это стихотворение: веселое или грустное?

- Соответствует ли название стихотворения тексту?

• А теперь я зачитаю еще несколько более удачных сочинений.

Вывод: Сегодня на уроке развития речи мы выполнили творческую работу.

Все хорошо поработали. Все вы постарались передать свое отношение к зиме, радость, удивление, восхищение по своим силам.

Я очень довольна вами. На следующем уроке мы с вами обсудим ваши сочинения более подробно.