Цель:
1. Учить детей строить свои высказывания в художественном стиле.
2. Развивать творчество.
3. Написать сочинение о зиме.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас урок развития речи. К нам пришло очень много гостей.
Давайте поприветствуем их.
2. Выведение темы урока.
• Урок хочу начать со слушания музыки:
- с каким временем года связана это музыка?
- какое настроение у вас возникло?
- нравится ли вам это время года?
• Слушание стихотворения «Зимняя утро» А.С. Пушкина.
- Ребята, вы прослушали музыку, стихотворение и к какому выводу пришли?
- О чем пойдет речь на уроке?
Да, мы будем говорить о зиме.
- Кто скажет: Сегодня что за день?
Правильно. Сегодня 29 февраля – последний день зимы. Получается, что сегодня у нас урок прощания с зимой.
Давайте вспомним зиму хорошими, теплыми словами, постараемся увидетькрасоту зимы во всем.
3. Займемся творчеством.
• Каждый из вас напишет маленькую зимнюю зарисовку, это может быть рассказ, может быть сказка, а может быть стихотворение. И получается у нас сочинение – мозаика.
Мозаика - это узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла. Так и наше сочинение будет разного жанра.
- А сейчас каждый из вас выберет себе ту тему (зарисовку или картинку), которую он хотел бы написать. Хорошенько продумайте содержание.
Вы можете написать в прозе или в стихах, в жанре сказки. Постарайтесь написать, как можно лучше.
4. А теперь закроем глаза и шепотом произнесем «З – И – М – А».
- Какое чувство возникло?
(стало холодно и грустно…)
- Начинаем писать каждый свое сочинение. Не забудьте озаглавить тексты с точки зрения темы.
/Звучит музыка. Творческая работа учащихся. /
5/ Анализ работ учащихся.
• Давайте определим жанры:
- Кто написал рассказ?
- Кто сочинил сказку?
- А, кто стихотворение?
• Послушаем сочинителей рассказов (1ученик ).
- Какая задача (цель ) стояла перед автором этого текста?
/ написать яркую, красочную картину…/
- Удалось ли это автору?
- Красивое ли получилось произведение?
- Какие слова помогли передать красоту зимы, снега…?
- Какие сравнения использовал(а), чтобы показать необычность снега?
- Какого типа этот текст? (описание, рассуждение, повествование).
- Из скольких частей состоит?
О чем написал(а) в 1 части? в 2 части?
- О чем закончил(а) сочинение?
- Понравился ли вам рассказ?
• Послушаем сочинителей сказок.
- С чего начал(а) сказку? ? жил(а) – был(а)…?
- Назовите действующих лиц сказки.
/зима, снег, ветер…/
- Какой прием использовала, чтобы неодушевленный предмет изображать, как живое существо? (прием оживления- олицетворения).
- Еще какие приемы? (волшебство).
- Понравилась ли вам сказка?
- Какой конец (развязка) сочинил(а) к своей сказке: грустный или счастливый?
• Послушаем сочинителей стихов.
- О чем стихотворение?
- Какое это стихотворение: веселое или грустное?
- Соответствует ли название стихотворения тексту?
• А теперь я зачитаю еще несколько более удачных сочинений.
Вывод: Сегодня на уроке развития речи мы выполнили творческую работу.
Все хорошо поработали. Все вы постарались передать свое отношение к зиме, радость, удивление, восхищение по своим силам.
Я очень довольна вами. На следующем уроке мы с вами обсудим ваши сочинения более подробно.