Воспитательная работа в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя.

Уолт Уитмен

Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи:

1. Работать над формированием детского коллектива.

2. Активно внедрять в практику новые технологии обучения и воспитания.

3. Работать над развитием индивидуальных творческих способностей.

Создавать необходимые условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей, развитие уважительных отношений.

5. Развивать активность, самостоятельность суждений и поступков.

6. Укреплять здоровье учащихся, формировать нравственные качества, приобщать школьников к труду.

7. Гуманизация личности ребёнка путём вовлечения в познавательную, игровую и эстетическую деятельность.

В первые дни для изучения индивидуальности каждого ребёнка, его нравственных качеств, умения общаться со сверстниками и взрослыми я прошу родителей написать сочинение о своём сыне или дочери. в котором папа и мама могут рассказать учителю даже что-то самое сокровенное, поделиться своим знанием индивидуальных особенностей, отразить свой взгляд на окружение своего ребёнка. Это сочинение-повествование помогает учителю узнать с желанием ли ребёнок идёт в школу, настроен ли он на общение со сверстниками и в какой степени и в дальнейшем строить свою работу по сплочению детского коллектива.

В нашей школе с 1997 года приняты комплексно-целевые программы “Здоровье”, “Трудный ребёнок”, “Одарённость”, которые способствуют построению правильной работы учителя с классным коллективом в разных направлениях во время учебной и внеурочной деятельности.

Воспитательную работу в классе я строю по программе “Дети – будущее России”.

Основные разделы программы:

  1. Голубая планета Земля.
  2. Я, моя семья, мои друзья.
  3. Я – гражданин России.
  4. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Цели и задачи каждого раздела:

Голубая планета Земля. (экологическое, нравственное )

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Основная цель раздела: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Я, моя семья, мои друзья. (этическое, семейное, трудовое, правовое )

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать т свой статус в семье (“я надежда и помощник”) и в обществе (“ я гражданин, я ученик”)

Цель данного раздела: помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Я – гражданин России. (гражданско-патриотическое, нравственное)

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.

Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

(физическое; комплексно-целевая программа “Здоровье”)

Цели: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма; осуществлять антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни; гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Также в построении воспитательного пространства класса использую направления работы:

Направление: “Здоровье”.

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности:

  1. Сотрудничество с медицинским работником школы, медицинскими и профилактическими заведениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  2. Сотрудничество с родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы.
  3. Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  5. Формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия:

  • психическое и физическое здоровье,
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
  • гигиена и её значение в жизни человека,
  • культура сохранения собственного здоровья,
  • ответственность за здоровье других людей,
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,
  • воля и её значение в сохранении здоровья,
  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Направление: “Интеллект”.

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития,
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии,
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
  • сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.

Основные моменты деятельности:

  1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.
  2. Интеллектуальное развитие учащихся класса. Формирование культуры умственного труда.
  3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  4. Сотрудничество с психологической службой школы по организации развивающих коррекционных занятий интеллектуальных возможностей младших школьников.

Основные понятия:

  • умственное развитие,
  • способности,
  • уровни интеллектуального развития (IQ), умственные способности,
  • фантазия в жизни человека,
  • способности к творчеству,
  • культура умственного труда.

Направление “Общение”.

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
  • формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”.
  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
  • учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности:

  1. Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
  2. На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
  3. Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
  4. Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
  5. Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.
  6. Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия:

  • эмоции и чувства, рефлексия,
  • эмпатия, сочувствие, сопереживание,
  • умение управлять собой,
  • лидерство, изолированность,
  • одиночество, детский госпитализм.

Направление “Нравственность”.

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания,
  • формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.

Основные моменты деятельности:

  1. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  2. Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
  3. Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятия:

  • нравственный выбор,
  • нравственная позиция,
  • нравственное поведение,
  • нравственные ценности,
  • жизненные ценности,
  • самоактуализация, и самореализация.

Направление “Гражданин”.

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
  • формирование у уч – ся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом,
  • формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности:

  1. Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам,
  2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
  3. Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия:

  • право, закон, права и обязанности, правонарушение,
  • преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Направление: “Семья”.

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей,
  • организация психолого – педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед,
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей,
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности:

  1. Изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка
  2. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса.

Основные понятия: семья, уклад жизни и традиций семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитете отца и матери, духовное общение в семье, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребёнка в семье.

С помощью родителей на первом родительском собрании начинается заполнение “Социального паспорта учащегося и его семьи” (Приложение 1), на основе которого выстраивается “Социальный паспорт класса”(Приложение 2). “Социальный паспорт учащегося” заполняется в течение учебного года. Основные итоги подводятся в конце учебного года, что позволяет проследить динамику развития ребёнка, его внимания, памяти и других свойств личности. Так как дети нашей начальной школы переходят в среднее звено в другую школу, этот “Социальный паспорт” позволит учителю - классному руководителю быстрее ознакомиться с коллективом класса и с каждым учащимся и построить сою работу по формированию коллектива в дальнейшем с учётом особенностей членов этого коллектива и требований среднего звена. Для изучения эмоциональной сферы используется игра “Подари цветок”.Детям предлагается вопрос для размышления: Кому бы из одноклассников ты подарил самый прекрасный цветок? Главное условие игры – соблюдение тайны. Ребёнок шепчет имя выбранного ученика учителю, учитель фиксирует результат выбора в таблице. При обработке данных выявляется количество выборов у каждого ученика, имеются ли взаимные выборы. Определяется статус ребёнка в классе по числу выборов, а следовательно эмоциональное состояние. особенно важно выявить детей, не получивших ни одного выбора.

Для исследования самооценки ребёнка в 1 классе я использую методику “Лесенка”. Ребёнку даётся нарисованная лесенка, где средняя ступенька имеет вид площадки и объясняется задание. Инструкция следующая: “если всех детей рассадить на этой ступеньке, то на на верхних ступеньках окажутся дети умные, добрые, сильные, послушные – чем выще, тем лучше.(хорошие, очень хорошие, самые хорошие). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети: чем ниже, тем хуже (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. в процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Для исследования уровня воспитанности используются критерии автора Щербакова. по каждому параметру детям выставляется уровень: низкий, средний, высокий.

Патриотизм: интерес к прошлому и настоящему родного края, любовь и бережное отношение к природе, любовь к своей школе.

Товарищество: участие в коллективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радостями, огорчениями; готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести свой класс, свою микрогруппу.

Уважение к старшим: вежливость, послушание, оказание посильной помощи учителю, родителям, взрослым.

Доброта: дружелюбие, заботливое отношение к малышам, готовность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным.

Честность: искренность, правдивость, привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание в своих поступках; исполнение обещаний.

Трудолюбие: добросовестное учение; добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном самообслуживании, в общественно-полезном труде; интерес к занятиям по труду.

Бережливость: опрятный внешний вид; содержание в порядке личных вещей; бережливое отношение к школьному имуществу.

Дисциплинированность: исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса, микрогруппы.

Прилежание: аккуратное посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добровольное выполнение домашних заданий.

Любознательность: интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хорошая успеваемость.

Любовь к прекрасному: активное участие в художественной самодеятельности. Интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление всё делать красиво.

Стремление быть сильным, ловким, закалённым: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх.

Результаты вносятся в таблицу 1 и в общую таблицу по классу 2:

Карта воспитанности.

200__ - 200__ уч г. ___ “__” класса

Таблица 1 (Приложение)

Карта воспитанности.

Вывод об уровне воспитанности.

С целью выявления уровня воспитанности учащихся __ “__” класса школы № ___было проведено исследование.

В этой связи были определены следующие показатели воспитанности: патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинирован-ность, прилежание, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным…

В пределах каждого показателя были определены критерии, т.е. Содержание каждого показателя. Использовались три оценки: высокий, средний, низкий уровни.

Высокий уровень предполагал наличие всего набора критериев в пределах каждого показателя.

Средний уровень – половину всего набора критериев.

Низкий уровень – менее половины критериев.

В исследовании принимало участие_____ учащихся класса . В ходе исследования применялись следующие методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Было подсчитано общее количество уровневых оценок по всем показателям в подгруппе. Данные были занесены в таблицы № 1 и № 2. На основе анализа результатов обеих таблиц сделан следующий вывод об уровне развития учащихся ___ “__” класса.

Исследование показало, что такие качества как гуманизм, коллективизм сформированы у учащихся на _____________уровне.

(_______________________________________________________________________________________________из числа опрошенных)

Таким образом, можно сделать вывод, что класс в целом имеет____________ уровень воспитанности.

Учащимся необходимо работать над такими качествами, как __________________________________________________________________________

Учителю необходимо работать над такими качествами, как__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особое внимание необходимо обратить на формирование таких качеств, как _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Также большую роль в построении воспитательного пространства класса играет детская организация “Светлячки”, созданная в школе. В течение года проходит игра “Путешествие светлячка в волшебную страну”. Цели и задачи игры :

1. Информация об окружающем мире.

2. Развитие интеллекта.

3. Развитие практических навыков.

4. Воспитание нравственных навыков.

5. Укрепление здоровья.

Правила Светлячков:

1. Первым быть всегда старайся и в учёбе и в труде

Только тех, кто любит труд светлячками назовут.

2. Светлячки всегда дружны, слову данному верны.

3. Чтобы сильным быть и ловким,

Светлячок, дружи со спортом

4. К старшим будем без сомненья проявлять мы уваженье.

Малышей не обижать и во всём им помогать.

Светлячки живут под девизом: Всегда светить, везде светить, учиться человеком быть.

Законы светлячков:

Чтобы честным, добрым стать,

Слово данное держать,
Самому идти по жизни
И служить родной Отчизне
Светлячками надо быть
И в ночи всегда светить!

Светлячок должен быть честным, добрым, смелым.

В каждом классе дети совершают путешествие по стнциям: 1 класс “Зелёные светлячки”” по зелёному листочку на волшебном поезде, 2 класс “Жёлтые светлячки” по морю на корабле, 3 класс “Оранжевые светлячки” в космосе, 4 класс “Розовые светлячки” вновь по земле. Приведу в пример этапы путешествия 1 и 2 класса.

План игры-путешествия

“Зелёные Светлячки” 1 класс

Сентябрь “Жил – был Светлячок”
Кто такие Светлячки, их правила.
Октябрь - “Теремок Азбуки”
Ноябрь игры Деда Буквоеда, сочинение рассказов и сказок о светлячке
Декабрь - “Ледяная избушка”
Январь мастерская Деда Мороза и Снегурочки, работа клуба “Затейник”, новогодний утренник.
Февраль - “Мастерская Самоделкина”
Март Турнир рыцарей, А ну – ка, мальчики, подарки папам и мамам.
Март - “Родной край”
Апрель Рассказы бабушкиного сундука “Давным-давно”, альбом о природе “Зелёный домик”.
Май. “Хрустальный замок”
Викторины, конкурсы, КВН, Эстафета знаний и умений.

План игры-путешествия

“Жёлтые светлячки” 2 класс

Сентябрь “Порт странствий”.
Формирование первоначальных спортивно - туристских навыков; экскурсии в природу, викторины.
Октябрь – “Залив весёлых потешек”.
Ноябрь Знакомство с русскими народными традициями, обычаями, обрядами, нарядами. Разучивание народных игр, песен, танцев, загадок, пословиц. Выставка народных игрушек и промыслов. Фольклорные праздники, ярмарки.
Декабрь – “Остров Снегурочки”.
Январь Работа мастерской Снегурочки, новогодние праздники, лыжные прогулки, “Зимние каникулы”, “Снежные забавы”, конкурс снежных фигур.
Январь – “Бухта “хочу стать взрослым”
Март “Пристань Алёнушки” и “Пристань Иванушки”.
Работа кружков по интересам, клуб “Этикет”.
Март – “Мыс Отчизны”.
Апрель “Залив смелых, сильных, ловких”.
Заочное путешествие по городам России, знакомство с историей родины, “война с Королём Мусора”. Малые олимпийские игры, “Весёлые старты”, эстафета “Мама, папа, я – спортивная семья”.
Май – “Хрустальный маяк”.
Подведение итогов работы за год.

Воспитательная работа планируется по названным направлениям с использованием деятельности детской организации “Светлячок” и вносится в таблицу на каждую четверть (Приложение 3)