Интегрированный урок (математике + окружающий мир) на тему: "Письменные приемы сложения и вычитания в пределах ста. Роль грибов в жизни растений"

Разделы: Математика, Экология


Цели:

закрепить письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100, умение решать задачи, способствовать углублению знаний учащихся о грибах как организмах живой природы; научить определять съедобные, несъедобные грибы; показать отрицательные последствия нарушения человеком природных цепей, развивать познавательные интерес к предметам: математика, окружающий мир, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание;

обучать учащихся работать в паре; сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса, воспитывать у учащихся экологическую культуру.

Оборудование и наглядность: карта пути, карточки с примерами, рисунок белочки, иллюстрации грибов, рисунок елки, схемы “Строение гриба”, “Царство грибы”, “Виды грибов”, “Красная книга” перфокарты, выставка книг, карточки с дифференцированным заданием.

1. Орг. момент.

2. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке вас ожидают неожиданные приключения, потому что мы с вами отправимся в лес. Да и лес, ребята в который мы попадем, тоже необычный. Путешествуя по нему, вы покажите, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи, логически мыслить, узнаете о грибах много нового (Приложение 1).

3. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку.

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня есть свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Работа в парах.

- Если вы решите примеры, то узнаете, какое слово зашифровано.

(2 ученика решают примеры у доски)

Учащиеся I в. совместно с учащимися II в. поставьте свои ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось? (Приложение 2)

- Нашим проводником будет этот гриб - боровик.

(Приложение 3).

- Его иначе называют белый гриб, он считается “царем” съедобных грибов.

- Начинаем наш путь по тропинкам. 3 ряда- 3 математические тропинки. По цепочке каждый ряд начинает движение по своей тропинке. А по дороге вы будете собирать грибы. Если правильно решим примеры, выйдем на одну общую дорогу (Приложение 4). (После решения каждого примера загадывается загадка).

1 гриб.

Гриб я не белый, немного попроще.
Расту я обычно в березовой роще. Подберезовик.

2 гриб.

Я не привыкла нравиться
Кто съест меня – отравиться. Поганка

3 гриб.

Мальчик с Пальчик в шапке красной… Сыроежка

4 гриб.

Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. Опята

5 гриб.

Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые…. Лисички

Мы получили один ответ, значит, мы пришли в единую точку, которая обозначает единую дорогу.

На какие группы можно разделить эти грибы? Назовите съедобные и ядовитые грибы. Боровик с вами согласен.

На доске написаны вопросы, на которые предстоит ответить сегодня на уроке. Прочитайте их (Приложение 5).

Каждому из нас хорошо знакомы грибы, которые растут в лесу: белый гриб, подосиновик, сыроежки, рыжики.

По своему строению грибы отличаются от других растений. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство – Грибы. (Показ схемы – “Царство Грибы”. Приложение 6).

Грибы – это простые, зависимые от других живые организмы. Их называют “простыми” потому, что у них нет корней, стебля и листьев. Они не могут создавать питательные вещества. Готовые органические вещества грибы получают, поселяясь на животных, растениях.

Беседуя по дороге о грибах, мы пришли на полянку, где растет дерево.

На ветках дерева грибочки сохли,
А в дождик все намокли:
8 тоненьких опят,
40 желтеньких маслят
Да рыжие лисички –
3 дружные сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите?

Боровик вами доволен. Продолжим путь.

III. Обобщение.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Мин. кал. письма.

333 333 333

3. Продолжим разговор о грибах. У каждого гриба (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) есть ножка и шляпка. Это плодовое тело. Отсюда и название шляпочные.

Работа по схеме “Строение гриба” (Приложение 7).

Если в том месте, где сорван гриб, слегка разрыть рыхлую лесную почву, то можно обнаружить тонкие ветвящиеся трубчатые белые нити – гифы, на которых растут грибы. Белые нити называют грибницей или мицелий. Это и есть главная часть гриба. Плодовое тело состоит из гифов. Они несут из грибницы питательные вещества к шляпе.

Идем по дорожке дальше с боровиком. Ребята, посмотрите, а вот белочка с бельчатами, которые собирают в корзину грибы. Белочка собрала 25 грибов, а бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. А сколько же съедобных грибов оказалось в корзине? Да у нас же целая задача получилась. И не одна.

1. Посмотрите внимательно на левую часть доски, на условие одной из задач. Составьте по этому условию задачу:

* Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Сколько всего грибов собрала белка с бельчатами?

2. А теперь обратимся к правой стороне доски. Составьте задачу по этому условию:

* Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов в корзине?

Задание: Вы сейчас внимательно посмотрите на условие одной задачи и другой. И выберете одну из них, которую вы сами сможете решить.

Пожалуйста, сделайте свой выбор. В своей тетради запишите условие, решение и ответ той задачи, которую вы выбрали. Можно приступить к работе.

Самостоятельная работа над задачей.

Ребята, вы сейчас посмотрите решение той задачи, которую каждый из вас решил, и сравните со своим решением. Тем, у кого задача решена правильно, наша белочка дарит грибочек. Меня радует, что в классе есть ребята, которые решили задачу повышенной трудности. Молодцы!

Но этот грибочек не просто так дала белочка. Рассмотрите его внимательно. (Учащиеся рассматривают схему “Виды грибов”) (Приложение 8)

В шляпе гифы образуют два слоя – верхний, окрашенный снаружи, и нижний. У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек, например, у белого гриба. Такие грибы называются трубчатыми. Нижний слой других грибов образован многочисленными пластинками, как у рыжиков, сыроежек. Их называют пластинчатыми грибами. Есть сумчатые грибы – это сморчки и строчки. В трубочках или на пластинках шляпки образуют миллионы мельчайших спор, которыми грибы размножаются. Они разносятся ветром, насекомыми и слизнями. Белки и зайцы, поедающие грибы, тоже распространяют споры.

Физминутка.

Посмотрите, сколько грибов растет под деревом. Давайте их соберем. (Приложение 9). Где же растут грибы? Но с грибами человек встречается не только на “тихой охоте”, как часто называется поход в лес за грибами. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и неприятное – опять грибы, испортилось яблоко и это работа грибов. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки – тоже грибы. И всем известные дрожжи – грибы.

А нужны ли грибы лесу? Известно, что белые грибы встречаются вблизи берез, елей и дубов, рыжики – в сосновых и еловых лесах, подосиновики – около осин.

Между корнями деревьев и грибницей грибов устанавливается тесная связь. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные соли,, которые поступают из нее в корни деревьев. А от корней деревьев грибница получает готовые органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел.

  • Как вы думаете, какие из грибов соединены с деревом? Если решите правильно примеры, узнаете ответ. Работа с перфокартами (Приложение 10).
  • Так почему нужны грибы?
  • Грибы лечат лес, без них деревья болеют.
  • Грибами питаются и лечатся животные.
  • В грибах есть белки, витамины, микроэлементы. Для чего они нужны?
  • Правильно приготовленные грибы полезны для здоровья.
  • Назовите грибы. Определите, какой гриб должен находиться в пустой клетке? Все ли грибы можно собрать? (Приложение 11)

Прежде чем отправиться в лес за грибами, помните одно правило, которое вам надо прочитать (Приложение 12).

Шляпочных грибов начитывается около 200 видов, но употребляется в пищу только около 40, а местами всего 15-20 видов.

Домашнее задание:

Сколько видов грибов употребляет в пищу ваша семья?

Следует помнить, что отравиться можно не только ядовитыми, но и съедобными. Почему?

Какие правила грибов вы знаете?

  • Не нарушать тишину.
  • Не разгребать почву, чтобы не разрушить грибницу.
  • Не брать гриб, если сомневаешься в нем.
  • Не трогать ядовитые грибы, оставить их для животных.
  • Осторожно срезать или выкручивать гриб.
  • Больше читать о грибах – будет меньше сомнений.

(Знакомство с выставкой книг)

Посмотрите, ребята, необычная ёлочка. Если внимательно к ней присмотреться, то можно заметить, что состоит она из геометрических фигур. А как называются эти геометрические фигуры? (Отрезки.)

Вопрос: А что такое отрезок? (Отрезок - это часть прямой, ограниченная началом и концом).

Посчитайте, сколько здесь отрезков. (12) Давайте их покажем. Какие грибы растут под елкой?

Викторина (Приложение 13).

Показ иллюстраций грибов: “баран”, трутовик лакированный, грибная капуста, рогатик пестиковый.

Если мы все будем строго соблюдать правила поведения, то в наших лесах всегда будет много разных грибов, здоровых деревьев, сытых животных, и самое главное – это мы – живые и здоровые.

IV. Итог урока.

Боровик

Трудна была ко мне дорога,
Но вы с ней справились, друзья,
Каких талантливых детишек
В своем лесу встречаю я!

Ребята, а что нужно было вам знать и уметь, чтобы пройти по лесу? Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!

IV. Домашнее задание. №1, 2 (Приложение 14).