Уроки социальной практики через УМК "Школа-2100" (из опыта работы мастер-класса)

Разделы: Общепедагогические технологии


В новых условиях значение имеет не «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», а отношение человека к миру, осознание своей собственной роли в этом мире, нахождение своего места в нем, способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к анализу собственной деятельности.

Федеральный стандарт начального образования предусматривает социализацию личности через учебный процесс. Управлением образования администрации г.Ноябрьска на 2005-2006 учебный год была выбрана следующая методическая тема: Наша школа, в числе остальных, так же рассматривает методическую тему: «Функционирование и развитие МОУ СОШ № 8 как субъекта формирования экспериментального и инновационного пространства, организации профессионально-творческих коалиций, обеспечивающих развитие муниципальной и региональной образовательных систем, реализацию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Таким образом, мы, учителя начальных классов должны реализовывать предложенные нам методические задачи через уроки. А внедряем ли мы это на самом деле или все остается только на бумаге? Прежде чем говорить о социализации, об уроках социальной практики, определим само понятие «что же такое социальная практика?»

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Другими словами, социальная практика - это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате:

1. Формального (делового) общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий на рабочих местах.

2. Самостоятельного поиска в школе или во внешнем мире:

мест работы или стажировки тех, кто нуждается в помощи и заботе мест, нуждающихся в благоустройстве

Социальная практика может помочь человеку:

• найти для себя различные способы выстраивания делового общения
• изучать современный социум и найти свое место в нем
• узнать об интересующей профессии, попробовать себя на реальном рабочем месте, понять, подходит ли эта профессия тебе или нет
• получить ремесленные навыки
• получить опыт поиска рабочего места
• научиться нести ответственность за выбранное Дело и доводить задуманное до реализации
• научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям
• учиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами
• учиться работать с деловой документацией.
• учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело
• учиться проектировать свою деятельность

Задачи социальной практики:

  1. формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
  2. приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
  3. знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
  4. приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

В начальной школе задачи социальной практики реализуются через внеклассную деятель- ность, через урочную деятельность в частности образовательную систему «Школа 2100».

Сегодня мы попробуем показать реализацию данных задач на примере фрагментов уроков социальной практики.

Уроки социальной практики можно реализовывать, используя различные УМК, по которым работают сейчас школы нашего города. Это могут быть уроки чтения, природоведения, истории, труда по традиционной программе.

Мы остановимся на двух предметах УМК «Школа 2100» и расскажем, на каком материале и как мы проводим уроки социальной практики.

Уроки риторики.

Автор учебника Ладыженская Т. А.

Уже в планировании по вертикали с 1 по 4 класс можно увидеть цикл уроков социальной направленности, которые имеют общие задачи и цели, но рассматриваются в разных классах, а значит и на разных уровнях развития ребенка.

Блок «ОБЩЕНИЕ»

Раздел «Речевой этикет»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В чем состоит вежливость Вежливая речь. Вежливые слова. Тон вежливой речи. Одобрение, похвала. Приглашение, поздравление. Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре

Речь – это тот инструмент, которым человек пользуется ежедневно в общении с другими людьми, и цель уроков социальной практики – обучение эффективному общению.

Обратимся к другому предмету – курсу отечественной истории и обществоведения. Учебник «Человек и человечество». 4 класс. (Авт. Данилов Д. Д. )

Во II разделе «Человек и мир людей» от уровня личности мы переходим к проблемам общества, группы, социума. Материал уроков дополняет представления ребят о том, что такое общество, знакомит с такими явлениями, как конфликт, общественная группа, совесть, мораль и право, личные права человека.

В раздел входят следующие уроки: (на экране слайды с темами уроков этого раздела)

Глава П.

ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ

Урок 11. Что такое общество?

Урок 12. Как жить в мире людей?

Урок 13 . Что такое «мое общество»?

Урок 14. Права человека в обществе.

Одна из задач уроков социальной практики - формирование социальной компетенции учащихся. В планировании предусмотрена тема, соответствующая заявленной формулировке. Мы вместе с вами обыграем фрагмент урока социальной практики.

4 класс. Урок 11. Тема: «Что такое общество?»

Один из вопросов, который нам необходимо сегодня рассмотреть на уроке, что такое конфликт?

Во всех сферах человеческой жизни иногда возникают конфликты. Как вы понимаете слово «конфликт»? (высказывания «детей»)

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Т.Ю.Шведовой дано определение: «Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор».

Конфликт – небольшая ссора – может произойти в классе, на улице, в магазине, в автобусе. Я хочу предложить ученикам способы выхода из конфликтной ситуации.

Для дальнейшей работы нам понадобится группа опорных слов.

Эти слова записаны на табличках и прикреплены на вспомогательной доске:

  • Сотрудничество
  • Компромисс
  • Уклонение
  • Уступчивость
  • Противоборство

Значение каких слов вам непонятно?

При подготовке к уроку группа ребят поработала с «Толковым словарем» С.И.Ожегова и определила смысл всех этих слов.

(По просьбе учителя учащиеся читают определения.)

Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Уклонение – избегая чего-нибудь, устраниться, отказаться от чего-нибудь.

Уступчивость – человек уступчивый, готовый уступить что-нибудь без спора, сговорчивый.

Противоборство – борьба против кого-нибудь или чего-нибудь.

Мы проведем небольшую викторину: я буду читать вам пословицы, крылатые слова, а вы будете называть одно из наших опорных слов, к которому они подходят по содержанию в большей мере.

  1. В одну телегу впрячь не можно
    Коня и трепетную лань.
  2. Где хорошо, там и родина.
  3. И, словом, тот хотел арбуз,
    А тот соленых огурцов.
  4. Из двух зол выбирают меньше.
  5. Кукушка хвалит Петуха
    За то, что хвалит он Кукушку.
  6. Трубка мира.
  7. Плясать под чужую дудку.
  8. Куда иголка, туда и нитка.
  9. Петь в унисон.
  10. Моя хата с краю, ничего не знаю.

А теперь задание нескольким парам: попробуйте самостоятельно

объяснить, используя опорные слова, указанные на доске, и примеры из вашей жизни, какой способ поведения может выбрать человек, попадая в ту или иную конфликтную ситуацию. (Четырем парам даются карточки с одним из опорных слов, а ситуация по оставшемуся слову разбираем всем классом)

Представьте ситуацию: Никите купили новый велосипед. Он вывез его во двор и предложил ребятам покататься. Всем хотелось сесть на велосипед первым. Назревал конфликт, который мог перерасти в драку. Какой способ выхода из конфликтной ситуации надо применить ребятам, чтоб все остались довольны? (Ответ: детям необходимо договориться – по считалочке, кто за кем будет кататься. Это способ компромисса.)

Какой из способов выхода из конфликта вам ближе и почему?

(Ответы учеников.)

Давайте проверим на практике, как мы усвоили материал.

Сейчас мы рассмотрим сценки.

Ваша задача: одному участнику развивать конфликт на заданную тему, а другому стараться выйти из конфликтной ситуации одним из путей, о которых мы говорили.

(Два ученика, по желанию, принимают участие в инсценировке и выходят к доске.).

Сценка первая: Врач поставил неправильный диагноз, выписал дорогое лечение, которое не принесло пользы. Пациентка подняла скандал в кабинете врача. (На голове у одного из учеников шапочка врача, на шее - фонендоскоп. Разыгрывается сценка. Учитель, при необходимости, помогает «артистам».)

- Здравствуйте, доктор.

- Здравствуйте.

- Я была у вас на приеме неделю назад. Вы мне выписали очень дорогое лечение. Вчера я сдала анализы, а улучшений нет. Кто теперь мне вернет деньги? Вы сейчас назначите другие лекарства, и мне опять придется тратиться. Не знаете, как лечить, я буду обращаться к другому врачу, а на вас буду жаловаться.

- Успокойтесь. Поверьте мне, что лечение за неделю результатов не дает. У вас лечение комплексное, на 3-4 недели. Давайте проконсультируемся, если вы желаете, у главврача. Она подтвердит мои слова. С вами мы встретимся через две недели. Уверяю вас, ваше здоровье улучшится.

- Хорошо, доктор, я буду у вас в конце месяца. До свидания.

Каким образом был конфликт исчерпан? (Ответ: участники спора выбрали способ уклонения от конфликта).

Сценка вторая: Родители хотят, чтобы дочь приносила из школы только пятерки. И вдруг… «3!» Мама девочки считает, что учительница предвзято относится к ее дочери. Какой конфликт назрел? (Один из «артистов» держит в руках указку и классный журнал, исполняя роль учителя)

- Здравствуйте, Мария Ивановна!

- Здравствуйте.

- Вчера моя Лена принесла по истории 3. Я считаю, что оценка занижена. Историю я учила накануне вечером вместе с ней. Она отвечала по учебнику слово в слово. Вы придираетесь к ней.

- Я согласна с вами. Но Лена вызубрила урок, она не смогла ответить на вопросы, которые я сформулировала не так, как в учебнике, поэтому сбивчиво и невнятно отвечала, но ваша дочь – умная, толковая ученица. Пусть она самостоятельно готовиться к урокам. Скоро контрольная работа, и она сможет показать свои знания.

- Хорошо, я согласна. До свидания.

Какой из способов выбрали участники, чтобы выйти из конфликтной ситуации?

(Ответ: участники спора выбрали способ уклонения от конфликтной ситуации.)

Таким образом, мы представили вашему вниманию отрывки уроков в формах викторины, беседы, создания проблемной ситуации и ее решения, инсценировки, что позволило решить задачу социальной практики – формирование социальной компетенции у учащихся.

Рассмотрим пример фрагмента отечественной истории и обществознания «Человек и человечество» урока в 4 классе.

Раздел 4. Многоликое человечество.

Урок22. Расы и народы Земли.

Чтобы выяснить националистические настроения в классе и спланировать нашу дальнейшую деятельность, считаю рациональным провести анонимное анкетирование среди учащихся класса.

Предлагаем следующие вопросы:

1 .Какой национальности ваши друзья?

а) только русские
б) разных национальностей
в) нет друзей

2. С человеком какой национальности Вы бы вряд ли подружились?

а) с человеком «кавказской национальности»
б) с евреями
в) с китайцами, корейцами, японцами
г) с представителями другой национальности
д) национальность не имеет значения

3.Ученые доказали, что японцы - самая мудрая нация, русские - самые находчивые, англичане - самые воспитанные... Что Вы об этом думаете?

а) я не знаю, но раз ученые доказали....
б) совершенно верно, могу продолжить этот список...
в) почему это русские только самые находчивые. Они еще самые щедрые, гостеприимные и вообще самые-самые..
г) нет, все люди разные, характер не зависит от национальности

4. Недавно одна из московских газет напечатала материал о том, как группа подростков славянской национальности избивала и калечила лиц кавказской и еврейской национальностей. Как Вы относитесь к этим подросткам?

а) как таких свет держит?!
б) в чем-то они, конечно, правы, ведь они в своей стране. Но вообще-то, я против насилия
в) правильно! Так их! Все наши беды от этих...

5. Может ли принадлежность человека к какой либо расе помешать ему сделать научное открытие или написать красивую музыку? (Свой ответ объясни).

Мною была выбрана форма урока - популярная телепередача «Час суда». Эту форму мы сейчас и обыграем. Распределим роли.

В данной игре учитель-судья-координатор, который направляет действия в поисках компромиссных решений.

Итак, я - судья-координатор: Нам поступила жалоба от истца, суть которой состоит в нанесении ответчиком оскорблений на национальной почве.

Предлагаю участникам 1-го ряда выступить в роли адвокатов. Участникам 2-го ряда в роли истцов. Вы будете предлагать проблемные ситуации национального характера.

Участники 3-го ряда в роли обвинителей. Если вы хотите занять другую позицию, предлагаю вам пересесть. В зависимости от предварительного анонимного анкетирования, я предлагаю для обсуждения ту или иную ситуацию. Результатом данного анкетирования стала следующая проблемная ситуация.

Представитель истцов прошу зачитать поступившую жалобу.

Истец: Во время игры ответчик неоднократно оскорблял меня, называя «хачиком», «чуркой». Это не первое оскорбление в мой адрес с его стороны. Совсем недавно он предлагал ребятам не дружить со мной, так как я не русский, а Россия - для русских. Я прошу суд разобраться в данной ситуации.

Судья: Суть дела ясна. Что могут сказать представители Обвинения? Что на это может ответить Защита?

(Таким образом строится живой диалог.)

Вывод: Таким образом, используя нестандартные формы уроков, вчитываясь в «Федеральный стандарт», программы УМК, мы реально можем работать над социализацией личности младшего школьника не формально, а реально.