Урок-викторина "Вторжение в Excel". Урок проверки и закрепления знаний с элементами игровой технологии

Разделы: Информатика


Тип урока: урок проверки и закрепления знаний и умений.

Вид урока: урок-викторина.

Технология: личностно-ориентированная, игровая технология.

Программно-дидактическое обеспечение:

ЭВМ типа IBM. Локальная сеть. ОС Windows 98/XP. ППП MS Office ХР/2003. Программа NetOpSchool.

Карточки с обозначением диапазонов (Приложение 1).

Презентация для викторины (Приложение 2).

Контрольные листы (Приложение 3).

Задание для практической работы (Приложение 4).

Цели и задачи:

  • Закрепление и проверка знаний учащимися основных навыков работы с электронными таблицами.
  • Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Развитие внимания, логического и наглядно-образного мышления.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
  3. Разминка: практический диктант на выделение элементов таблицы.
  4. Выполнение упражнений на перевод выражений.
  5. Викторина “Вторжение”.
  6. Проверочная работа по контрольному листу.
  7. Практическая работа.
  8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.

Ребята, ряд предыдущих уроков мы посвятили изучению программы - табличный процессор MS Excel. Познакомились с возможностями этой программы. Научились вводить в таблицу различные типы данных, редактировать и форматировать эти данные. Создавать простейшие формулы, использовать функции в формулах. При создании формул применять различные типы адресации. Научились использовать возможность автозаполнения данных, применять условное форматирование. А сегодня мы закрепим полученные знания и проверим как вы усвоили материал.

3. Разминка: практический диктант на выделение элементов таблицы.

Учащимся демонстрируются на карточках обозначения диапазонов ячеек, которые они должны выделить в таблице.

B2 E10
A1:C3 C:C
4:4 D:H
D5:F14 8:16
B3;C5;D7 A1:A5;C1:C5

4. Выполнение упражнений на перевод выражений.

Учащиеся получают карточки с упражнениями. В рабочих тетрадях выполняют самостоятельно данные упражнения. Проверку и анализ упражнений выполняют самостоятельно, открыв заранее подготовленный документ с ответами. Оценку выставляют себе в тетрадь.

Карточка с заданием

Упражнение 1. Следующие математические выражения записать в виде формул для электронной таблицы, предположив, что значение переменных находится в соответсвующих ячейках таблицы:

x C4
y D4
z F4

5(x+y)-z

Упражнение 2. Записать в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ, заменив адреса ячеек именами переменных:

A1 a
A2 b
C2 c
D1 x
D2 y

=C2+A2/3

=(A1*A2)/D1*D2

=(D1-D2)/9

=A1*A2/D2

=C2^2/(A2+3)

Ответы к заданиям

Упражнение 1 Упражнение 2
5(x+y)-z =5*(C4+D4)-F4 =C2+A2/3
=(C4+F4)/(2*D4) =(A1*A2)/D1*D2
=(C4-F4)/(F4+D4*C4) =(D1-D2)/9
=(C4+D4)^2 =A1*A2/D2
=C4+D4^2/4-8/(3+F4) =C2^2/(A2+3)

5. Викторина “Вторжение”

На экране демонстрируется первый слайд презентации (Приложение 1) и происходит знакомство учащихся с правилами викторины.

На соответствующих слайдах презентации учащимся демонстрируется маленький фрагмент элементов окна программы Excel или диалоговых окон. По фрагменту учащиеся определяют исходный объект и дополнительно отвечают на поставленные вопросы. Учащийся, который правильно определить исходный объект и правильно ответить на вопросы, получает “1 вторжение(Приложение 2). По окончании викторины подводятся итоги. У кого оказалось больше всего “Вторжений”, получает оценку “отлично”.

6. Проверочная работа по контрольному листу (Приложение 3).

7. Практическая работа.

Открыть документ (Приложение 4).

Упорядочить столбцы и отформатировать по образцу.

Рассчитать максимальное, минимальное и среднее значение.

Результат сохранить.

8. Подведение итогов.