Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Слова, обозначающие предметы и признаки предметов"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и признаки предметов.
  2. Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Свинья - (символ 2007 года) , снежинки, снеговики, картинки с изображением старичка-волшебника и художницы, звукозапись музыки “ Январь” П. И. Чайковского.

Ход урока

1. Организационный момент

- Урок русского языка. Открыли тетради, запишите дату.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем продолжать учиться ставить вопросы к словам, которые обозначают

предметы и признаки предметов, будем учиться различать эти слова и находить их в тексте.

3. Минутка чистописания.

- Урок, как всегда, начнем с минутки чистописания.

Чтобы пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для рук.

Вот помощники мои.
Их как хочешь, поверни,
И вот эдак, и вот так
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

- Сегодня будем учиться писать безотрывно букву с. Взяли ручки правильно, пишем в воздухе букву с. Пишем эту букву безотрывно в тетради.

Снег, снежинка, сугроб.

- Прочитайте эти слова. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

1) Правило проверки слов с безударными гласными;

2) Правило проверки слов с парными согласными;

3) Правило правописания сочетания жи.

- Пишем эти слова в тетради.

- Давайте поставим вопросы к этим словам.

- Что обозначают эти слова? Снег, сугроб, снежинка – когда это бывает?

- Зима вам подарила снежинки (Рисунок 1) , которые лежат у вас на партах. Это подарок, которым нас одаривает природа зимой.

4. Путешествие в город “ Речь”

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город “Речь” и эти снежинки

будут путешествовать вместе с нами в течение всего урока.

- Но прежде, давайте вспомним, какой год наступил? (год свиньи) .

На пути - свинка Жозефинка (Рисунок 2) которая не пускает нас в этот город, пока не выполним ее условия.

- Первое задание, которое предлагает свинка. Дано предложение. Прочитаем хором.

Кругом лежит пушистый снег.

- В предложении нужно подчеркнуть грамматическую основу.

Предложение записываем в тетрадь, подчеркиваем грамматическую основу. У доски работает Антон. Если вы согласны с Антошей, всё он правильно подчеркнул, поднимаем снежинки.

Подлежащее – снег, сказуемое – лежит.

- С 1 заданием справились, и вот новое задание.

Даны словосочетания, началась вьюга, буквы в словах потерялись, необходимо вставить пропущенные буквы. Работаем устно.

Зимние л. са, крепкий лё. , хитрая л. са

Если согласны, поднимаем снежинки.

- Молодцы! И с этим заданием справились! И снова нас ждёт преграда.

На доске слова: вьюга, морозный, коньки.

- Какое слово лишнее? (морозный)

- Почему? Что обозначают эти слова?

- И с этим заданием справились. Итак, все препятствия преодолели, и мы очутились в волшебном городе “ Речь”. Вот и первый житель этой страны. Здесь живёт маленький седобородый старичок- волшебник (Рисунок 3)

- Он будет следить за вашей работой на уроке. В конце урока вас ждёт сюрприз, который находится в конверте у волшебника. У волшебника есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет.

- Ребята, назовите предметы.

- Почему мы к одним словам ставим вопрос кто? А к другим – что?

(Кто? – так спрашивают про людей, про животных.

А на вопрос что? отвечают все остальные предметы. )

- Волшебник спрятался в загадках, найдём его.

В 1 столбик записываем отгадки, которые отвечают на вопрос кто? Во 2столбик – отгадки, отвечающие на вопрос – что?

Одноглазая старушка.
Узоры вышивает (иголка) .
Через горы напрямик
Скачет белый воротник (заяц)
В Полотняной стране
По реке Простыне.
Плывёт пароход
То назад, то вперёд (утюг)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной (ёж) .
Домовитая хозяйка.
Пролетает над лужком.
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком (пчела)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся (чайник)
Кто?

заяц

ёж

пчела

Что?

иголка

утюг

чайник

- Что обозначают все эти слова? (предметы) .

К словам заяц, ёжик подберите слова, обозначающие признаки.

Заяц (какой?) белый, пушистый. Ёжик (какой?) колючий, сердитый.

- И вот нас встречает 2 житель этого города. Это весёлая художница (Рисунок 4) . Всё, к чему прикасается её волшебная кисточка, всё преображается. Каждый предмет становится особенным.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие

Какая? Какое? Какие?

- Какое платье у нашей гостьи? (красивое, нарядное, зелёное)

- Эти слова украшают нашу речь, делают её выразительной. Художница будет следить сегодня на уроке за вашей речью, как вы умеете употреблять такие слова.

- Сейчас я буду читать отрывки из стихов, а вы выпишите слова, которые обозначают признаки предметов. Слова записываем с красной строки, через запятую.

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-зима.
Белоснежная лебёдка
Здравствуй, зимушка-зима.
В зимний день хороший
Снег пушистый кружится.
Снежная пороша
Нас зовёт на улицу.

- Проверяем, какие слова выписали. Если согласны, поднимаем снежинки.

(Русская, белоснежная, зимний, хороший, пушистый, снежная)

- Жители города очень любят делать зарядку. Сейчас и мы с вами отдохнём.

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

-Что обозначают слова, которые вы записали? (признаки предметов)

- На какой вопрос они отвечают? (Какая? Какой?)

- Для чего нужны эти слова?

- Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной, чтобы подтвердить эту мысль, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу.

Звучит музыка. П. И. Чайковский “Времена года” Январь.

- Положите головки на парты и закройте глазки. Зима…Мы с вами в лесу. Тишина. Кругом белым – бело. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.

Открыли глазки.

- Посмотрите, какая чудесная картина. (рисунок 5)

Рассмотрите, какие птички, какие снежинки.

- Составьте словосочетания по этой картине. В словосочетаниях найдите слова, которые обозначают признаки предметов. (Пушистые снежинки, красногрудые снегири, ёлочные игрушки, зелёные иголки, нарядная ветка)

7. Работа по карточкам.

- Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нём. Это вы узнаете, когда составите предложения на карточках, которые лежат у вас на столе.

Карточка 1

метели, замели, Снежные, тропы, лесные.

Карточка 2

деревья, серебристым, Мороз, инеем, осыпал.

- Составьте предложение, запишите в тетрадь. Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркните волнистой линией.

- Проверяем. Читаем предложение. Называем слова, которое обозначает предмет. Если согласны, поднимаем снежинки.

- Прочитаем предложение без слов, которые обозначают признак предмета.

- Какое стало предложение? (некрасивое, неточное)

- Без этих слов нам никак нельзя, без них не обойтись, они делают нашу речь точной, красивой, выразительной.

8. Итог.

- Над какими словами мы сегодня работали на уроке?

- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов?

- Придумайте слова, которые обозначают признаки предметов.

- Наши гости: старичок-волшебник и весёлая художница следили за вашей работой на уроке и хотят поблагодарить вас за ваш труд. Давайте посмотрим, что в волшебном конвертике у нашего гостя.

- Да здесь, какие красивые снеговики! (Рисунок 6)

За отличную и хорошую работу на уроке волшебник и художница дарят вам этих замечательных снеговиков. Молодцы, спасибо вам за работу.

9. Домашнее задание.

- Домашнее задание сегодня необычное. Вам нужно провести наблюдение за природой и составить устно рассказ на тему “Зима”. Может быть кто – то из вас сочинит небольшое стихотворение о зиме. На следующем уроке мы с вами проведём конкурс о зиме на лучший рассказ или стихотворение о зиме.