Уроки информатики в начальных классах

Разделы: Информатика, Начальная школа


"Опыт - учитель, дорого берущий за свои уроки, но никто не учит лучше него". Томас Карлейль

Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики (I-VI классы). В связи с этим требуют решения вопросы по выявлению особенностей применения компьютеров в учебном процессе начальной школы. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий

Опыт работы с учениками в начальных классах показывает, что на уроках можно и нужно использовать учебник­тетрадь под редакцией Горячева А.В. “Информатика в играх и задачах”. Необходимо сделать так, чтобы ученики выполняли задания сначала в рабочей тетради, затем на компьютере, с целью рационального использования времени в компьютерном классе. Конечно, предстоит трудоемкая работа по созданию заданий на компьютерах. Но для учителя информатики составление таких уроков не сложно, и много времени затрачивается только в первый год преподавания. В дальнейшем можно пользоваться этими электронными заданиями и создавать новые. В перспективе уроки смогут вести учителя начальных классов, пройдя соответствующее обучение.

Особенно хочется отметить, что наличие интерактивной доски облегчает объяснение темы и расширяет возможности учителя. И ученики с большим удовольствием рисуют электронным маркером и работают им у доски.

В качестве иллюстрации вышеописанного рассмотрим разработку фрагментов уроков по различным темам .

Занятие по информатике для 4-го класса по теме “Расселение множеств”

Цели и задачи занятия:

Образовательные:

  • Обобщить и закрепить понятие “Множество”.
  • Научить расселять множества , определяя общие свойства элементов множества.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную потребность.
  • Воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.

Развивающие:

  • Развивать умения работать на персональном компьютере.
  • Развивать потребность к самообразованию.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид занятия: Одинарное. Продолжительность – 40 минут.

Оборудование и использование учебного материала

  • “Информатика в играх и задачах”. 4 класс в 4-х частях. Учебник-тетрадь, часть
  • Автор Горячев А.В.Автор выпуска Волкова Т. О – М.: “Баласс”, 1998.
  • Мультимедийный проктор
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.

Примерный план занятия

Название этапа занятия Время в минутах
  Организационный момент 1 мин.
  Подготовка к восприятию 5 мин.
  Изложение нового материала 10 мин.
  Работа на компьютере 15 мин.
  Физпауза 1 мин.
  Закрепление нового материала 6 мин.
  Подведение итога занятия 2 мин.

Подготовка к восприятию нового материала

Задание первое.

На интерактивной доске перетащить мышкой картинки в соответствие

живой и неживой природе.<Рисунок 1>

Выполняют задание ученики на доске.

Ответы проанализировать вместе с детьми.

Изучение нового материала

Задание второе.

Необходимо Найти обозначение каждого множества в таблице и закрасить круги на рисунке.<Рисунок 2.> Делаем совместно: на интерактивной доске 1 ученик используя заливку, остальные ученики в тетради. (Задание 5 в тетради )

Множество может включать в себя другие множества.

Работа на компьютере

Задание третье.

А интерактивной доске показываем объединение нескольких предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств Слайд1< в Приложении 1 > учитель объясняет практическую работу на ПК.

Обсуждаются этапы работы на компьютере.

1.Обсуждаются вопросы:

  • Как выполняется задание на компьютере?
  • Как перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры?
  • Как нарисовать стрелку?
  • Сохранять ли изменения в документе?

2.Обсуждаются этапы работы “Расселяем множества”.

Необходимо выявить общее свойство предметов данного множества.

Перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры мышкой.

Задание четвертое

Необходимо определить от какого типа рисунка, провести стрелку к паре множеств Слайд2. < в Приложении 1 >

Физпауза

Выполнить упражнения на релаксацию зрения.

Закрепление нового материала

Задание пятое .

Выполнить задание 7 в тетрадях. Или на компьютере Слайд3 < в Приложении 1 >

Ученики:

  1. Вписывают пропущенные названия множеств.
  2. Дорисовывают в таблице фигуры, которыми обозначены множества

Подводятся итоги занятия .

Домашнее задание : Задание 4,6 в тетради

Подобные уроки можно проводить на каждом уроке информатики в <Приложении 1> на слайде 4-9 можно посмотреть, как это делается применительно к другим темам.