Урок литературы по теме "Былина в устном народном творчестве". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  1. Познавательная (новое на основе повторения). Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;
  2. Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;
  3. Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.

Оборудование урока:

  1. Былины (разные издания)
  2. Картина Васнецова В. М. “Богатыри”
  3. Иллюстрация к былинам.
  4. Былина “Богатырское слово”

Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.

Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)

Ход урока

I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)

2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)

- Что такое УНТ?

- Жанры УНТ.

- Роль УНТ в литературе.

II. Переход к теме урока.

1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.

Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.

III. Новый материал.

1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?

2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.

1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.

Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:

- О чем повествуют былины?

- Где происходит действие в былинах?

- Что воспевают былины?

- Что показывают нам былины?

- Что воплощают в себе былины?

- Что делают предметом изображения былины?

Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.

Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).

В тетради появляется запись:

2. Опорный конспект (ОК)

I. ОК1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.

ОК2
  1. Повествуют о русских богатырях.
  2. Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.
  3. Воспевают красоту и широту Русской земли.
  4. Показывают реальность древнерусского быта
  5. Воплощают думы и чувства народа.
  6. Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.

3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)

- Как передавались былины?

- Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)

- На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.

- Есть ли в былине рифма?

- Чем сопровождалось пение былин?

- Какую роль играют былины в искусстве и литературе?

(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)

По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:

II. Особенности былин.

ОК3
  1. Пелись и рассказывались под гусли.
  2. Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.
  3. Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.
  4. Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.
  5. Являются основой для многих произведений искусства.

4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)

5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”

Вопрос на восприятие:

- Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)

- Вопросы (см. учебник после текста былины)

III.

1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?

(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

В опорном конспекте появляется следующая запись:

ОК4

Былинная троица:

Илья Добрыня Алеша
Муромец Никитич Попович

2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)

3) Вывод: Образы богатырей собирательны.

Словарно-семантическая работа.

ОК5

Богатырь* - слово это – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.

Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.

- Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)

- А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).

- А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).

- Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).

- Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).

- Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).

- Это правильно. Чувствуется, что всадники внезапно осадили коней … Вероятно, впереди враг. А какие еще детали подтверждают нашу мысль? (Богатыри готовы к бою… Они в каком-то едином порыве схватились за оружие …)

- Пожалуй вы правы… Почему вы отмечаете, что они в едином порыве схватились за оружие? (Богатыри – боевые друзья. Их никто никогда не побеждал. Победят они и в этой битве).

- А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)

- Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).

6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.

(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)

- А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)

(Развить мысль).

V. Вопрос классу:

- сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)

Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.

В опорном конспекте появляется еще одна запись:

ОК6

Герои в сказке и былине

Сказка

1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.

2. Сражаются и побеждают просто чудовищ.

3. Качества героев сверхъестественного происхождения.

4. (Герой) Решает личные проблемы.

Былина

1. Подвиг богатыря бескорыстен.

2. Побеждает врагов земли Русской.

3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.

4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.

VI. Вывод. Итог урока.

Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.

VII. Д. З.

1. Рассказ о подвиге богатырей.

2. Выразительное чтение.

3. Опорный конспект.

4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.