Легенды и мифы Древней Греции

Разделы: Литература


Работа учителя – это постоянный поиск новых форм и методов работы, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывающий у школьников интерес к художественным произведениям, заставляющих задуматься над проблемами нравственного характера, встающих перед людьми во все времена. В настоящее время перед учителем встают новые задачи: недостаточно просто научит ребенка читать. Необходимо в процессе непрерывного обучения воспитать мыслящую, способную к глубокому анализу жизненных явлений личность, которая в будущем сможет решить задачи нравственного характера и найдет выход из сложных жизненных обстоятельств.

Литература обладает небывалой воспитательной силой. Не является в этом плане исключением материал легенд и мифов Древней Греции. Мифы – не просто выдумка, сказка, они отражают представления древних людей о справедливом устройстве мира, об отношениях между людьми, мифы учат решать нравственные проблемы, которые встают перед людьми, живущими во все времена, являются вечными. На уроках, посвященных изучению мифов, перед детьми ставились задачи нравственного характера: каким нужно быть человеку, какие поступки нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, деяния мифических персонажей рассматривались сквозь призму нравственности. Уроки были объединены общей идеей: зло должно быть наказуемо.

Цели:

  • знакомство с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство, провести параллели с современностью, найти сходства и различия между богами и людьми;
  • формирование владения навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • формирование коммуникативных умений, умения работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, вызнаете, что такое миф? Откройте, пожалуйста, свои литературоведческие словари и найдите там определение мифа.

Миф – в древности мифы складывались для осмысления, для объяснения того, что происходило в мире. Исходя из темы нашего урока и определения мифа, какие задачи на сегодняшний урок мы могли бы поставить перед собой? (Познакомиться с мифами, узнать, как древние люди представляли себе мир.) Задачи можно записать в тетради, можно записать на доске с тем, чтобы при подведении итогов урока выяснить, выполнены ли поставленные задачи.

Итак, чтобы выполнить поставленные перед нами задачи, мы разделимся на группы. Каждая группа получит свое задание, которое изложено на карточках.

1 группа. Прочитайте миф о богах-олимпийцах. Ответьте на вопросы:

  1. Как мир древние греки представляли себе Олимп и богов-олимпийцев?
  2. Какие отношения, в их представлении, царили на Олимпе?

Выявите родственные связи и составьте “родословную” богов. Выясните, кто входил в окружение богов, и функции, которые выполнял каждый. Являются ли боги-олимпийцы вершителями человеческих судеб? Определите сходство с жизнью людей.

Составьте связный рассказ о жизни богов на Олимпе.

2 группа. Прочитайте миф “Посейдон и божества моря”. Выясните, кто был главным божеством в море, его родственные связи, окружение. Составьте “родословную” Посейдона. Найдите сходство с людьми. Что, по-вашему, объясняет миф о Посейдоне и божествах моря? Составьте связный рассказ о Посейдоне.

3 группа. Прочитайте миф “Царство мрачного Аида”. Как представляли себе подземное царство древние греки? Составьте “родословную” Аида, выясните родственные связи, определите, кто входил в окружение Аида. Найдите сходство с людьми. Составьте связный рассказ о царстве Аида.

2. Работа в группах.

3. Защита работ.

1 группа. Самый могущественный и из богов – Зевс. Здесь и его супруга Гера, и златокудрый Аполлон бог искусств с сестрой Артемидой – богиней охоты, и златая Афродита богиня любви, и дочь Зевса Афина воительница. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида, она наблюдает, чтобы не нарушался закон и порядок. На Олимпе живут вестник богов Гермес, бог огня Гефест, бог виноделия Дионис, и нелюбимый сын Зевса кровожадный Арес, бог войны.

2 группа. Властвует над морями Посейдон – брат Зевса. Жена его – Амфитрита, которую Посейдон похитил у ее отца – Нерея и женился на ней.Среди божеств, окружающих Посейдона – его сын Тритон, громовым звуком своей трубы он вызывает морские бури. Миф о Посейдоне и морских божествах объясняет представления древних греков о явлениях природы.

3 группа. Аид – брат Зевса. Он сидит на золотом троне с женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии. Древние греки представляли себе царство Аида, брата Зевса, страшным, а загробную жизнь – несчастьем. В царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты (отсюда выражение “кануло в Лету”, т.е. забыто навсегда). У трона Аида стоят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Сюда не доходят ни свет, ни радость.

4. Общие выводы.

Крон – был свергнут собственным сыном – Зевсом.

Зевс – главное божество; Посейдон – брат Зевса – правит морями; Аид – брат Зевса – правит подземным царством (неоднократно пытался свергнуть Зевса). Все три бога – родные братья. Поступки Аида по отношению к Зевсу закономерны – как сам поступишь, того и жди от других. У каждого бога есть семья, жена, дети, в этом их первое сходство с людьми. Каждый бог отвечает за свое дело. В этом тоже их сходство с людьми. Боги не являются вершителями судеб, они тоже зависят от судьбы и не могут избегнуть того, что им предписано судьбой. В этом тоже сходство с людьми. Миф о Посейдоне и божествах моря отражает представления древних греков о явлениях природы. Миф о царстве Аида учит тому, что каждый человек не должен нарушать нравственных законов, каждый человек должен получить по заслугам.

5. Итог. Какие задачи мы ставили перед собой? Познакомиться с мифами, узнать, как древние люди представляли себе мир. Выполнены ли задачи урока? Какие выводы вы сделали для себя?

6. Домашнее задание. Стр. 54–57. Ответить на вопросы на стр.57. Подготовьте творческое задание (вопросы, кроссворды, задания в виде тестов по мифам Древней Греции).

Разработка урока по теме“
Чему нас учат легенды и мифы Древней Греции”

Тема: “Легенды и мифы Древней Греции”.

Цель:

  • знакомство с мифами, формирование умения делать различные виды пересказов: подробного, сжатого, выборочного;
  • составление плана, умение делать выводы;
  • формирование коммуникативных умений, умения работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем работать в группах. Посмотрите внимательно на тему урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок? (Познакомиться с мифами, узнать, чему они учат людей.)

Дайте, пожалуйста определение мифа.(Миф – в древности мифы складывались для осмысления, для объяснения того, что происходило в мире).

Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на предыдущем уроке. (Сыновья Крона поделили Землю. Главным божеством был Зевс. На море правил Посейдон, а подземное царство взял себе Аид. Все три бога были братьями. Кроме них было множество других богов. Каждый отвечал за свое дело. Есть и богиня правосудия – Фемида. У нее завязаны глаза, чтобы она оставалась беспристрастной. Боги тоже подчинялись законам).

У каждой группы будет свое задание. На работу дается 15 минут. За это время вы выполните задания и выступите с защитой своей работы. Все, что нужно сделать, написано в карточках, которые вы получите.

Карточка для первой группы.

1. Прочитать миф о Дедале и Икаре.

2. Составить простой план.

3. Пересказать текст сжато.

4. Какие выводы для себя вы можете сделать? Какова основная мысль текста? Чему учит миф?

5. Защита работы: Один член группы сжато пересказывает миф.

Один член группы делает выводы. Остальные внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости вносят дополнения. Оценка выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы участвует в обсуждении оценки своих товарищей.

Карточка для второй группы.

1. Прочитать миф о Тантале.

2. Составить план.

3. Пересказать текст выборочно. В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:

Как жил царь Тантал?

Какие проступки перед богами он совершал?

Какое самое страшное злодеяние он совершил?

Как был наказан царь Тантал?

Какие человеческие качества осуждаются мифом?

Какова основная мысль текста?

Какие выводы для себя вы можете сделать?

4. Защита работы: Один член группы сжато пересказывает миф.

Один член группы делает выводы. Остальные внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости вносят дополнения. Оценка выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы участвует в обсуждении оценки своих товарищей

Карточка для третьей группы.

1. Прочитать миф о Сизифе.

2. Составить план.

3. Пересказать текст подробно.

4. Сделать выводы. В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:

За что был наказан Сизиф?

Чего нельзя делать?

Какова главная мысль текста?

Какое выражение из этого мифа вы теперь знаете, и что оно обозначает?

5. Защита работы: Один член группы сжато пересказывает миф.

Один член группы делает выводы. Остальные внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости вносят дополнения. Оценка выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы участвует в обсуждении оценки своих товарищей.

2. Работа в группах.

3. Защита.

1 группа. Сжатый пересказ мифа о Дедале и Икаре.

Выводы: Дедал из зависти совершил страшное преступление – убийство. Он был наказан тем, что лишился сына, самого дорогого человека. Нельзя убивать ни при каких обстоятельствах. Главная идея мифа – зло должно быть наказуемо.

2 группа. Выборочный пересказ мифа.

Выводы: Тантал был высокомерным, он считал себя равным богам. Он неоднократно испытывал терпение богов. Но Зевс прощал сыну его проступки и не наказал даже после похищения золотой собаки. Последнее злодеяние Тантала – испытание богов на всевидение – переполнило чашу терпения. Тантал был наказан и должен был терпеть вечные муки в царстве Аида. Тантал был наказан за жестокость, он не пощадил даже собственного сына, лишь бы показать, что он никому не подвластен. Главная мысль мифа – зло должно быть наказано. Крылатое выражение “танталовы муки”, что означает тяжкие страдания. В настоящее время выражение имеет переносный смысл – не обязательно страдать от голода, жажды, страха. Суть в том, что о человеке, который безмерно страдает, говорят: “он испытывает танталовы муки”.

3 группа. Подробный пересказ мифа о Сизифе.

Выводы: Сизиф не один раз обманывал богов и испытывал их терпение. За это он был наказан. Он должен был терпеть вечные муки в царстве Аида. Нельзя обманывать. Главная мысль текста – зло должно быть наказано. Крылатое выражение – “сизифов труд”. Оно обозначает “тяжкая, бесполезная работа”.

4. Общие выводы. Какие пороки осуждают мифы? (Жадность, зависть, высокомерие, способность из зависти или из тщеславия отнять жизнь у другого человека.)

Чему учат мифы? (Нельзя завидовать другим, нужно быть добрым, милосердным, ни при каких обстоятельствах нельзя отнимать жизнь у другого человека. Рано или поздно последует наказание за преступление, и оно будет в том, что пострадает самый дорогой человек.)

Что общего у всех трех мифов? (Зло должно быть наказуемо.)

5. Домашнее задание. Ответить на вопросы на стр. 66 (устно). Подготовиться к сочинению на тему “Чему учат нас мифы?” Тему сочинения вы можете сформулировать сами. В этом вам помогут вопросы:

Чему учат людей мифы? Какой из мифов произвел на вас самое глубокое впечатление? Почему? Что в нем вас поразило, возмутило, обрадовало? Какие выводы для себя вы сделали, познакомившись с мифами Древней Греции?

Обобщающим уроком по изучению греческой мифологии был урок развития речи. Учителем была дана установка на то, что дети должны написать сочинение на тему “Чему учат нас мифы?” Тему сочинения можно сформулировать самим. В этом вам помогут вопросы:

Чему учат людей мифы? Какой из мифов произвел на вас самое глубокое впечатление? Почему? Что в нем вас поразило, возмутило, обрадовало? Какие выводы для себя вы сделали, познакомившись с мифами Древней Греции?

Далее – отрывки из детских сочинений.

Вопросы для игр и викторин

Узнай маску…

Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо…(Зевса).

Властвует над морями…, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной…( грозным трезубцем).

Среди божеств моря – …, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. (Старец Протей.)

Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога... снотворный напиток. (Бог сна Гипноз.)

Трехглавый адский пес…, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход.. (Кербер.)

Бог света, златокудрый…(Аполлон.)

Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руке, весело охотится…(Артемида.)

Кто из божеств:

Родился

а) Из головы Зевса.

б) Из морской пены держит в руках трезубец.

Сколько

а) Дочерей и сыновей у Океана?

б) Дочерей у Нерея?

Как называется

а) Священная река в царстве Аида?

б) Река забвения в царстве Аида?

в) Напиток богов?

Назови имя:

Супруга Зевса (Гера)

Богиня охоты (Артемида)

Богиня любви (Афродита)

Богиня правосудия (Фемида)

Вестник богов (Гермес)

Бог войны (Арес)

Бог кузнечного дела (Гефест)

Можно предложить детям самим составить вопросы для игр и викторин, придумать кроссворд, тестовые задания и т.п. Дети с интересом занимаются такой работой, потом обмениваются своим работами или участвуют в играх, задания и вопросы к которым придумали сами. Нужно отметить, что такая работа требует напряжения и активизации умственной деятельности, так как подобным заданиям предшествует установка на то, что объявляется конкурс на самый интересный (трудный вопрос, занимательный кроссворд, самый трудный тест и т.п.)

Проблема духовного воспитания приобретает в наше время все большую актуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений, современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные и духовные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодого человека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение к художественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы, поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенности людей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любой культуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.