Познавательно-развлекательная игра "Музыкальный лабиринт"

Разделы: Внеклассная работа


Сценарий познавательно-развлекательной игры для учеников 2 класса (5-летняя программа) и 4 класса (7-летняя программа) Музыкального Отделения школы искусств.

Звучит: Песня “О ПЕСНЕ” (стихи и музыка Логиновой Даши, ученицы 4 класса фортепиано) – исполняют участники команд.

Ведущая: Дорогие друзья! Только что впервые на этой сцене прозвучала песня, сочинённая ученицей нашей школы. Она стала прологом к сегодняшней музыкальной игре, которая называется “Музыкальный лабиринт”!

На сцену приглашаются две команды: “Нотки” (в дальнейшем №1) и “Паузы” (№2). Оглашается состав команд и жюри.

Ведущая: Пока участники игры готовятся к выступлению и выбирают капитанов команд - прозвучит

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА №1.

(Музыкальные паузы включены для того, чтобы участники команд отдохнули, зал переключился на слушание музыки, а ученики музыкального отделения могли продемонстрировать уровень музыкальной игры).

Ведущая: Приглашаем команды “Нотки” (№ 1) и “Паузы” (№ 2) для приветствия.

Звучат приветствия команд.

Ведущая: КОНКУРС № 1 “ЛЕГЕНДЫ О МУЗЫКЕ”.

Музыка – один из древнейших видов искусства. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена. Сейчас прозвучат два стихотворения. Сначала вы ответите на вопрос: имена каких богов и героев-музыкантов прозвучат в этих стихах? Затем перескажете мифы, описываемые в них.

(Стихи читают ученики Театрального отделения).

Для команды “Нотки”:

Ученик:

Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты
Рощ покровителю Пану и светлому Фебу.
Феб прикоснулся к божественной флейте, и чудный
Звук полился из безжизненной трости. Внимали
Вокруг присмиревшие воды, не смея журчаньем
Песни тревожить, и ветер заснул между листьев
Древних дубов, и заплакали, тронуты звуком,
Травы, цветы, и деревья; стыдливые нимфы
Слушали, робко толпясь меж сильванов и фавнов,
Кончил певец и помчался на огненных конях,
В пурпуре алой зари, на златой колеснице.

Ведущая: Следующее задание команде “Паузы” - аналогичное.

Ученица:

Лишённому дрожайшей Эвридики,
Противен весь Орфею свет.
Мне ада страшные места не дики:
Душа души моей в сих областях живёт…
Одной любовию и лирой провождён,
Я в бездны Тартара спустился.

Любовь! Где путь тебе быть может заграждён?

(Правильный ответ: “Нотки” - Феб (Аполлон) – бог солнца, покровитель искусств. Пан – бог лесов и рощ, покровитель земной природы. Миф - “Состязание Аполлона и Пана”. “Паузы” - Певец Орфей. Миф - “Легенда об Орфее”).

Члены команд пересказывают мифы (проходятся по программе, напечатаны в учебнике “Музыкальная литература”) об Орфее и о состязании Аполлона и Пана.

Ведущая: На каком языке говорит музыка?

Разве умеет музыка разговаривать, спросите вы? Чтобы поведать о чём-либо, музыке слова не нужны. Она говорит своим языком, более сильным и выразительным. Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи? Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а (обращается к зрителям: помогите!) мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи…. Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку. Одно из них нам понадобится в следующем

КОНКУРСЕ № 2 “УГАДАЙ РИТМИЧЕСКУЮ ФОРМУЛУ”.

Ритм – организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение. Сейчас прозвучат две пьесы. Команды должны услышать их ритмическую формулу – это будет

Звучат: для команды “Паузы” - Ф. Шуберт. Экспромт, для команды “Нотки” - М. Глинка. Краковяк. (Любые другие примеры. Обязательно в исполнении учеников).

Правильный ответ: № 1 – равномерный, № 2 – синкопированный.

Ведущая: Не менее важным выразительным средством является темп. Темп это скорость исполнения музыкального произведения. Как известно, для обозначения темпа используются итальянские слова. Сейчас мы узнаем, как участники игры владеют итальянской терминологией.

КОНКУРС № 3 “ЧТО ЗНАЧИТ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ “БЕЛЬ КАНТО”?

А, действительно, что? (Зал отвечает. ) О-о-о, вы настоящие любители итальянского языка, в таком случае, продолжим работу переводчиков.

Читая стихотворение, ведущая поочерёдно обращается к командам, называя итальянский термин, члены команд сразу же его переводят на русский язык.

Он виво (№1: скоро, живо) ел и ларго (№2: широко, медленно) пел.

Но делал ленто (№1: медленно, протяжно), что умел.

И вскоре гравэ (№2: тяжело, торжественно) думать стал.

Виваче (№1: оживлённо) жить совсем устал.

Анданте (№2: неторопливо) утром он вставал,

Адажио (№1: медленно) к столу шагал.

Фортиссимо (№2: очень громко) и много ел.

И пьяно (№1: тихо) удирал от дел.

Так день за днём шёл модерато (№2: умеренно, сдержанно).

Аллегро (№1: быстро) тело стало ватой.

И мозг засох довольно прэсто (№2: очень быстро).

Теперь в музее его место.

Мораль ясна: учи все темпы,

Возможно, станешь президентом.

Ведущая: КОНУРС №4. “ЕСТЬ ЛИ В МУЗЫКЕ МЕТРЫ И КИЛОМЕТРЫ?”

Ещё одним важным средством музыкальной выразительности является метр. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Это пульс музыки. Метр обозначается размером. Какими бывают размеры? (Дети из зала: двухдольные и трёхдольные и т. д. ). Итак, приготовиться к определению размера в произведениях! Команды готовы?

По два-три примера для каждой команды в исполнении учеников Музыкального отделения.

Ведущая: Есть ещё одно средство музыкальной выразительности, о котором мы ещё пока не говорили: это тембр. Слушая музыку, мы постоянно обращаем внимание на выразительность тембров отдельных инструментов, групп оркестра. Ведь тембр – это неповторимая окраска звучания. Каждый музыкальный инструмент имеет своеобразный голос. Поэтому наш следующий

КОНКУРС № 5 называется “УЗНАЙ ГОЛОС ИНСТРУМЕНТА”.

Звучат: труба (для команды “Паузы”), скрипка (“Нотки”) или другие инструменты в записи, на усмотрение ведущего.

Ведущая: Инструменты нужно узнавать не только на слух, но и на “глаз”. Но прежде, чем мы перейдём к этому конкурсу попрошу зрителей (обращается к залу) перечислить все инструменты симфонического оркестра. Итак, следующий КОНКУРС № 6 - “ИНСТРУМЕНТЫ НА ГЛАЗ”.

Если в школе есть разнообразные музыкальные инструменты, их можно выносить на сцену и поочерёдно показывать командам. Если нет – воспользоваться видеокассетой “Симфонический оркестр” (по несколько инструментов каждой команде).

Ведущая: Это был конкурс “Инструменты на слух, на глаз”, остался ещё один –

КОНКУРС №7 - “ИНСТРУМЕНТЫ “НА СТИХ”, что в просторечии обозначает: слушай внимательно стихотворение и догадайся о каком инструменте идёт речь.

(Исполняют ученики Театрального отделения).

1.

Инструмент я очень древний, раньше делали меня
Из слоновой кости, глины, из фарфора, янтаря.
По привычке к деревянным инструментам отношусь.
Наверху я в партитуре – этим очень я горжусь. (Команда № 1 – флейта)

2.

Медный голос, как улитка трубка скручена в кольцо,
Рог охотничий считают, ей приходится отцом.
Рог сигналом созывал всех на рыцарский турнир,
Иль охоту возвещал, покорил собой весь мир. (№ 2- валторна)

3.

Инструмент своеобразный, есть кулиса у него,
Дополнительная трубка – нет такой ни у кого.
Пять веков живёт на свете и за эти много лет
Он почти не изменился с появления на свет. (№ 1 - тромбон)

4.

Я труба в четыре метра и скрутилась в букву У.
Как сумела так скрутиться? До сих пор я не пойму.
Обойтись без медных трудно. Мы в оркестре духовом
Настоящая основа: мощно, ярко мы поём. (№ 2 – валторна)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА № 2. (Произведения исполняют ученики МО).

Ведущая: КОНКУРС – СЦЕНКА № 8: “Я ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ”.

(Из Рабочей тетради по музлитературе: 1-й год обучения . СПб. : “Валерии СПД”, 2002). На сцене появляется ученица ТО в бальном наряде.

Ведущая: Ой! Кто это? Д а ещё и в маске! Какая-то таинственная незнакомка!

(Далее – по Рабочей тетради, стр. 41).

Ведущая: Уверена, что вы часто слушаете музыку и, наверное, обращали внимание на то, что одни произведения воспринимать и запоминать легче, чем другие. Например, песню вы можете запомнить, прослушав её один-два раза. Симфонию – вряд ли. И дело не в том, что она более объёмна по масштабам. Главное, она построена по другим, более сложным законам музыкальной формы. Что же такое “музыкальная форма”?

Форма – это порядок частей в музыкальном произведении. (Обращается к залу): Назовите музыкальные формы, которые вы уже знаете. (Зал перечисляет). Итак, следующий

КОНКУРС № 9 “ЧТО ТАКОЕ ФОРМА?”

(Команды поочерёдно определяют форму произведений, исполняемых учениками Музыкального отделения. Например: сложная трёхчастная и вариации).

Ведущая: КОНКУРС № 10 “ПРОИСШЕСТВИЕ В БИБЛИОТЕКЕ”.

В музыкальную библиотеку проник шаловливый щенок и перемешал содержимое двух ящиков, выбросив его на пол. Помогите библиотекарю разложить всё по местам, собрав разбросанные бумаги в папки с названиями “Вариации” и “Рондо”.

(Из Рабочей тетради по музлитературе, стр. 48)

Ведущая: А сейчас КОНКУРС № 11 - “ ЭРУДИТЫ”.

Каждый участник команды должен ответить на 5 вопросов.

Вопрос на “засыпку”: сколько всего вопросов получат игроки команд? (Зависит от количества участников в командах, например: 50).

  1. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. (Ответ №1: мелодия).
  2. Плавная, напевная мелодия. (№2: Кантилена).
  3. Сопровождение мелодии. (№1: Аккомпанемент).
  4. Скорость исполнения произведения. (№2: Темп).
  5. Расстояние между высоким и низким звуком инструмента. (№1: Диапазон).
  6. Низкий мужской голос. (№2: Бас).
  7. Громкость звучания. (№1: Динамика).
  8. Клавишно-ударный инструмент. (№2: Фортепиано).
  9. Самый низкий деревянный духовой инструмент. (№1: Фагот).
  10. Оркестром руководит скрипач, дирижёр, ударник? (№2: Дирижёр).
  11. Медный духовой инструмент с мягким тембром. (№1: Валторна).
  12. Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент. (№2: Флейта).
  13. Оркестр из духовых и ударных инструментов называется симфоническим, джазовым, духовым, народным? (№1: джазовым).
  14. Русский народный инструмент – разновидность гармоники. (№2: Баян).
  15. Самый высокий инструмент в группе медных духовых. (№1: Труба).
  16. Струнный инструмент симфонического оркестра, на котором нельзя играть смычком. (№2: Арфа).
  17. Наименьшее музыкальное построение – фраза, мотив, предложение? (№1: мотив).
  18. Самая маленькая одночастная музыкальная форма – предложение, дополнение, период? (№2: период).
  19. Какой музыкальной форме может быть равен период? (№1: одночастной).
  20. Музыкальная форма, основанная на теме и её изменённых повторениях. (№2: Вариации).
  21. Повторяющаяся часть песни называется – (№1: Реприза).
  22. Польский трёхдольный танец с акцентом на 2 или 3 доле. (№2: Мазурка).
  23. Белорусский народный танец-песня. (№1: Бульба).
  24. Чешский народный танец. (№2: Полька).
  25. Польский танец-шествие. (№1: Полонез).
  26. Старинный французский танец. (№2: Менуэт).
  27. Слово “полька” переводится как – (№1: “Полшага”).
  28. Композитор, которого называли королём вальса. (№2: Иоганн Штраус).
  29. Город, ставший родиной классического вальса. (№1: Вена).
  30. В каком хорошо известном жанре объединяются слова и мелодия. (№2: Песня).
  31. Литературный текст оперы. (№1: Либретто).
  32. Оркестровое вступление к опере. (№2: Увертюра).
  33. Мелодия, напоминающая разговорную речь. (№1: Речитатив).
  34. Ансамбль из трёх исполнителей. (№1:Трио).
  35. Ударный инструмент с определённой высотой звучания. (№2: Литавры).
  36. Как называются в оперном спектакле перерывы между действиями. (№1: Антракты).
  37. Баритон – это женский или мужской голос? (№2: Мужской).
  38. Автор и название первой русской оперы. (№1: М. Глинка. “Иван Сусанин).
  39. Быстрый зажигательный танец народов Кавказа. (№2: Лезгинка).
  40. Сольный вокальный номер в опере. (№1: Ария).
  41. Музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение. (№2: Опера).
  42. Слово “жанр” переводится с французского как…(№1: “Вид”, “род”).
  43. Родина оперы. (№2: Италия).
  44. Название первых опер в Италии. (№1: “Дафна”, “Эвридика).
  45. Разновидности итальянской оперы. (№2: Опера-сериа, опера-буффа).
  46. Основные герои большой серьёзной оперы. (№1: Боги, цари, герои).
  47. Расцвет русской оперы связан с творчеством классика русской музыки. Назвать имя и две его оперы. (№2: М. Глинка. “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила”).
  48. Перечислить оперные номера. (№1: Ария, ариэтта, ариозо, романс, каватина и т. д. )
  49. На каком инструменте играл Орфей? (№2: На лире).
  50. Мы знаем 4 способа развития темы. (№1: Варьирование, имитация, повтор, секвенция).
  51. Самая напряжённая точка развития темы. (№2: Кульминация).

(Этот конкурс проводится в быстром темпе. Можно обращаться к помощи зала.)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА № 3.

Слово жюри. Подведение итогов. Вручение призов.

Команды исполняют песню “О песне”.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Осовицкая З. Е. , Казаринова А. С. “Музыкальная литература”, Москва, “Музыка”, 2001.
  2. Рабочая тетрадь по музлитературе. СПб: “Валерии СПД”, 2002.