Урок-путешествие по математике в 1-м классе по теме "Линии и границы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с понятиями: область, границы;
  • Уточнить названия компонентов при сложении, отрабатывать правильное использование их в речи; понятие “точки”;
  • Повторить состав чисел от 2 до 6; отрабатывать вычислительные навыки;
  • Развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, память, речь;
  • Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине – своему городу.

Оборудование:

  • Цветные карандаши, индивидуальные листы для работы, карточки с цифрами на магнитной основе, ПК, проектор, маркер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Маленькие северяне,
Милые заозерчане!
Сегодня урок – для вас,
На нем мы будем считать, писать, играть,
И услышим рассказ
Не о дальней стороне,
Не о сказочной стране,
Не о городе заморском,
А о нашем Заозерске!

- Чтобы узнать новые сведения о городе,

Предстоит правильно считать, мыслить, творчески трудиться, многое запоминать.

- На прошлых уроках математики мы с вами уже познакомились с такими геометрическими понятиями, как: точка, прямая, ломаная, кривые линии; узнали, что линии бывают замкнутыми и незамкнутыми. Сейчас я изображу это графически, а вы мне озвучите (на доске нарисовать ТОЧКУ и ИЗУЧЕННЫЕ ЛИНИИ)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Точки и линии. Ориентирование в пространстве.

- А теперь мне нужны два помощника: девочка и мальчик. Они будут работать у ДОСКИ.

- Итак, какие замкнутые линии вы знаете? (замкнутая кривая, замкнутая ломаная).

- Поставьте точку. ………… рисует замкнутую кривую, ………… – замкнутую ломаную.

- Посмотрите внимательно. Наши линии разделили плоскость доски на части.

- На какие части каждая линия разделила поверхность доски? (внутреннюю часть и внешнюю часть).

- А теперь возьмите листы-помощники. [Приложение 1]. Мы сейчас будем работать в белом поле.

- Поставьте точку карандашом синего цвета, проведите через нее замкнутую линию. Девочки нарисуют замкнутую кривую, а мальчики – замкнутую ломаную.

- Поставьте точку так, чтобы она находилась во внутренней части, ограниченной замкнутой линией.

- Поставьте точку на замкнутой линии.

- Поставьте точку так, чтобы она находилась во внешней части.

- Молодцы! Вы все справились с работой правильно.

2. - Итак, как называются эти линии? (замкнутая кривая и замкнутая ломаная). (работа с линиями, начерченными на доске учащимися)

- Что они сделали с поверхностью? (разделили на 2 части)

- А как можно по-другому назвать линию, ограничивающую часть? Название этой линии можно услышать в однокоренном слове в моем вопросе.(граница)

- А как назвать часть, ограниченную замкнутой линией? (область)

Подвести итог ответам детей, сформулировав вывод.

Граница – это замкнутая линия, область – это часть или территория, ограниченная замкнутой линией.

III. Открытие нового.

- А кто уже слышал слово “область”? Расскажите. (Мурманская область, Московская, по телевизору, по радио, в сводках погоды и т.д.)

- Молодцы!

1.

- А сейчас мы узнаем, где еще встречается слово “область”. Для этого надо решить примеры, расшифровать слово и поставить цифры в порядке возрастания, под ними напишем соответствующую букву.

ДОСКА

         
         
4 + 1 =…(а) 2 + 2 =…(т) 3 – 2 = …(к)
5 – 3 = …(а) 6 – 3 = …(р) ответы выставляются магнитными карточками

- Какое самое маленькое число?

- Какая буква соответствует этому числу?

Я буду заполнять нашу таблицу, писать образцы цифр и букв. Это вам понадобится для дальнейшей работы.

- Итак, какое самое маленькое число?

- Какая буква соответствует этому числу?

Далее задание выполняем по очереди – девочки встают и называют второе число и букву, затем – мальчики называют третью и т.д. (ФИЗМИНУТКА)

КАРТА

- Прочитайте полученное слово. Кто знает, что оно обозначает? (1 - игральная карта; 2 – уменьшенное изображение на бумаге области, страны, поверхности земли, планеты).

-Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные).

- Нас интересует слово “карта” в значении “изображение на бумаге”.

КАРТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ [Приложение 2, слайд1]

- Посмотрите на карту Мурманской области. На ней вы видите границы и территорию нашей области. Показываю на карте границу (Государственная граница с Норвегией и Финляндией, на юге граница с Карелией, граница нашей области по морскому побережью).

2. Обозначение границы.

- А теперь мы наши новые понятия граница и область закрепим на практике.

- Положить перед собой листы – помощники. Сейчас мы будем работать на желтом поле.[Приложение 1].

- Обведите линию границы красным цветом, внутреннюю область закрасьте зеленым цветом. Простым карандашом поставьте 6 точек внутри фигуры и обозначьте их буквами.

- Что обозначают точки на карте.

- Ваши буквы обозначают названия ваших городов.

- У вас получилась своя карта. А мы опять посмотрим на карту Мурманской области.[Приложение 2]

(показ на карте местоположение городов)

- Назовите самый большой город (Мурманск, по названию города и названа наша область). В своем предположении вы были правы.

- Обратите внимание на расположение нашего города Заозерска (на берегу Мотовского залива Баренцева моря).

- В Мурманской области расположены такие города, как: Апатиты, Оленегорск, Полярный, Видяево, Заполярный и другие.

- Итак, что обозначают точки на карте (местоположение городов).

- Я показываю на карте местоположение городов, а вы считаете, сколько городов я назвала. (6)

- Молодцы, правильно. Именно это последнее число, с которым мы познакомились.

- Сегодня мы продолжим работу по закреплению знаний о составе чисел от 2

до 6, будем решать примеры, путешествуя по НАШЕМУ городу.

IV. Закрепление пройденного.

1. Решение примеров:

- Для этого давайте посчитаем, сколько школ в нашем городе и назовем их.(6)(три общеобразовательные школы, музыкальная, спортивная, вечерняя школы)

- Как записать это, составив равенство? (3 + 1 + 1 + 1 = 6) магнитные карточки на доске.

- А как по – другому можно получить число 6? (повторить состав числа 6)

- Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма).

- Применим свои знания.

- Положите перед собой листы-помощники. Мы будем работать на голубом поле.[Приложение 1]

- Надо подчеркнуть примеры на сложение и решить только их.

4 + 2 = 2 + 4 = 6 – 2 =
3 + 3 = 6 – 3 = 6 – 4 =
1 + 5 = 6 – 1 =

- Сколько примеров подчеркнули и решили? (4)

- Проверьте друг друга, поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильность выполнения задания, сверив с доской.

Примеры с правильными ответами написаны на доске.

Физминутка:

- Кто решил без ошибок – встали и похлопали.

- Кто допустил ошибки – встали и потопали.

Итог – Я очень надеюсь, что в дальнейшем вы будете внимательны, и в классе будут раздаваться только аплодисменты.

2. Неравенства.

- Продолжим наше путешествие по городу.

- Посмотрев список учащихся нашего класса, я сделала очень интересный вывод: ребята живут на ШЕСТИ улицах и переулках города:

ФОТОГРАФИИ НАШИХ УЛИЦ И ПЕРЕУЛКОВ: [Приложение 2, слайд 2]

Ленинского комсомола – 5 человек;

Строительная – 5 человек;

Чумаченко – 3 человека.

Мира – 4 человека;

Молодежный – 5 человек;

Гранитный – 3 человека;

- А теперь составим равенства и неравенства, сравнив количество учащихся, проживающих на улицах и переулках города:

Ленинского комсомола и Молодежный

Гранитный и Строительная

Молодежный и Мира

Строительная и Чумаченко

5 = 5 5 > 4 магнитные карточки на доске
3 < 5 5 > 3

- Молодцы! Вы справились с этой работой.

3. Памятники города.

- Продолжаем путешествие по нашему городу. Познакомим наших гостей с памятниками. Нам надо быстро пробежать по городу, посчитать сколько памятников, шагом провести экскурсию для гостей, показывая им достопримечательности.

Физминутка (шагать, бежать, показать рукой)

- Кто знает, сколько памятников в нашем городе? (5).

- Кому поставлены эти памятники? (военным, строителям, воинам, погибшим на войне)

Итог подводит учитель, сопровождая рассказ показом СЛАЙДОВ. [Приложение 2, слайд 3]

Один памятник - строителям города;

Три памятника – воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны;

Один памятник - подводникам, погибшим в мирное время, АПЛ “Комсомолец”

- Найдите у себя на листе – помощнике задание, связанное с числом 5.

- Работаем на розовом поле. [Приложение 1]. Решить пример-цепочку.

- Какой ответ у вас получился.

- Что интересного о нашем городе, связанного с числом 5, вы узнали? (5 памятников).

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, были внимательны, узнали много нового.

V. Итог урока.

- Мы сегодня путешествовали по улицам нашего города Заозерска.

- А как отмечены города на географических картах? (точками).

- Какие еще изображения можно увидеть на картах? (области и границы)

СЛАЙД (карта с административным делением) [Приложение 2, слайд 4]

- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? (область, граница).

- Как изображается граница? (замкнутой линией)

- Что такое область? (территория, ограниченная замкнутой линией)

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Спасибо большое за работу. Я очень надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, вам пригодятся в жизни. Кто-то станет картографом, градостроителем? путешественником и вспомнит наш урок.

- Урок закончен.