Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме: "Родительный падеж имён существительных во множественном числе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных родительного падежа во множественном числе.
2. Формировать умение употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
й4. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку. Посмотрите на меня, начинаем урок.

II. Минута письма.

Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать.

и а с о у о

- Правильно это буква с. А как вы догадались?
- Пишем букву с.
- Пишем соединения сн сл су см.
- Пишем слово снег.
- Подберите однокоренные существительные к слову снег.

снежок снежинка снегопад

- Разобрать слова по составу.
- Подберите к существительному снежинки прилагательные и составьте устно словосочетания.

(лёгкие, пушистые, кружевные, ажурные, блестящие и т. д.)

- Восстановите деформированное предложение.

Снежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе.

(Лёгкие снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.)

- Разберите предложение по членам предложения.
- В каком числе стоит существительное снежинки?
- Сегодня мы продолжим разговор о существительных во множественном числе.

III. Сообщение темы.

В деревушке семь избушек,

Семь деревьев, семь старушек,

Семь семей, семь щенков,

Семь драчливых петухов

Распустили семь хвостов

Каждый хвост семи цветов.

- Прочитайте стихотворение.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Подумайте, о каких существительных мы будем говорить сегодня на уроке (для этого определите падеж и число имён существительных).

- Молодцы! Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.

IV. Работа по теме.

1. Знакомство с окончаниями.

- Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

завод

дерево

ученица

месяц

поле

тетрадь

снегирь кольцо ночь
котёнок ухо трава

 - Сделайте вывод, какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода, опираясь на таблицу.

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-ов

-ев

-ей

-

- Прочитайте правило в учебнике с. 112.

Физминутка.

Снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крышу пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

2. Упражнения в написании окончаний имён существительных в родительном падеже множественного числа.

- Комментированное выполнение упражнения.

Карточка №1.

Напишите пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа.

Пришёл без учебник..., салат из огурц..., компот из яблок..., капает с крыш..., нет очеред..., несколько месяц..., рагу из овощ..., варенье из груш..., среди пол....

3. Письмо по памяти.

Карточка №2.

Т.кла, изв.валась, блестела
Р.ка меж з.лёных лугов,
А стала недвижной и белой,
Чуть-чуть г.лубее сн.гов.

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Какие два состояния реки описывает автор?

- Какие времена года противопоставляются?

- Прочитайте строчки о лете? О зиме?

- Какая орфограмма пропущена в этих словах?

- Вставьте пропущенные буквы.

- Выучите стихотворение.

- Запишите, как запомнили.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.

- Найдите имена существительные в родительном падеже множественного числа, выделите окончания.

4. Игра «Заселите дом жильцами».

Ср. р.                                             мн. ч., р. п.

чашки без

крыши

чехлы от

удаление

умножение

Данные слова поставьте в нужную форму и заселите дом: пятна, кресла, блюдца, сараи, числа.

Физминутка.

Прослушивание музыки. «Зима» А. Вивальди.

V. Развитие речи.

- Как вы думаете, какому времени года посвятил свою музыку А. Вивальди? Почему?
- Поднимите руки те, кто любит зиму. За что вы её любите?
- Но не всем зимой бывает весело. И сейчас мы будем писать об этом текст.

Карточка № 3.

Спишите текст, разделив его на абзацы. Поставьте имена существительные в скобках в нужной форме. Озаглавьте текст.

Вступила зима в свои права. Тяжёлое время наступило для (птицы). В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки). Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится.

- Прочитайте текст, который у вас получился. Как озаглавили?
- Какая поговорка встретилась вам в тексте?
- Почему птицам надо помогать зимой?

VI. Домашнее задание: упр. 255, правило на с. 112.

VII. Итог урока.

-О каких существительных шла речь сегодня на уроке?
-Какие окончания пишутся у существительных в форме родительного падежа множественного числа?
-Что показалось сложным? А что не очень?
-Что было наиболее интересно?

Чтение стихотворения учеником.

Нет без леса России,
Без снегов и озёр.
Нет без сумерек синих
И без розовых зорь.
Нет России без луга
Где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой
Землю всю занесло.

- Найдите существительные, о которых мы сегодня говорили.