Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных родительного падежа во множественном числе.
2. Формировать умение употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
й4. Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку. Посмотрите на меня, начинаем урок.
II. Минута письма.
Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать.
и а с о у о
- Правильно это буква с. А как вы
догадались?
- Пишем букву с.
- Пишем соединения сн сл су см.
- Пишем слово снег.
- Подберите однокоренные существительные к слову
снег.
снежок снежинка снегопад
- Разобрать слова по составу.
- Подберите к существительному снежинки
прилагательные и составьте устно
словосочетания.
(лёгкие, пушистые, кружевные, ажурные, блестящие и т. д.)
- Восстановите деформированное предложение.
Снежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе.
(Лёгкие снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.)
- Разберите предложение по членам
предложения.
- В каком числе стоит существительное снежинки?
- Сегодня мы продолжим разговор о
существительных во множественном числе.
III. Сообщение темы.
В деревушке семь избушек,
Семь деревьев, семь старушек,
Семь семей, семь щенков,
Семь драчливых петухов
Распустили семь хвостов
Каждый хвост семи цветов.
- Прочитайте стихотворение.
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Подумайте, о каких существительных мы будем говорить сегодня на уроке (для этого определите падеж и число имён существительных).
- Молодцы! Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.
IV. Работа по теме.
1. Знакомство с окончаниями.
- Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
завод |
дерево |
ученица |
месяц |
поле |
тетрадь |
снегирь | кольцо | ночь |
котёнок | ухо | трава |
- Сделайте вывод, какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода, опираясь на таблицу.
М.р. |
Ж.р. |
Ср.р. |
|
Р. п. мн. ч. |
-ов -ев -ей - |
-ей - |
-ов -ев -ей - |
- Прочитайте правило в учебнике с. 112.
Физминутка.
Снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крышу пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
2. Упражнения в написании окончаний имён существительных в родительном падеже множественного числа.
- Комментированное выполнение упражнения.
Карточка №1.
Напишите пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа.
Пришёл без учебник..., салат из огурц..., компот из яблок..., капает с крыш..., нет очеред..., несколько месяц..., рагу из овощ..., варенье из груш..., среди пол....
3. Письмо по памяти.
Карточка №2.
Т.кла, изв.валась, блестела
Р.ка меж з.лёных лугов,
А стала недвижной и белой,
Чуть-чуть г.лубее сн.гов.
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Какие два состояния реки описывает автор?
- Какие времена года противопоставляются?
- Прочитайте строчки о лете? О зиме?
- Какая орфограмма пропущена в этих словах?
- Вставьте пропущенные буквы.
- Выучите стихотворение.
- Запишите, как запомнили.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.
- Найдите имена существительные в родительном падеже множественного числа, выделите окончания.
4. Игра «Заселите дом жильцами».
Ср. р. мн. ч., р. п. |
чашки без |
крыши |
чехлы от |
удаление |
умножение |
Данные слова поставьте в нужную форму и заселите дом: пятна, кресла, блюдца, сараи, числа.
Физминутка.
Прослушивание музыки. «Зима» А. Вивальди.
V. Развитие речи.
- Как вы думаете, какому времени года
посвятил свою музыку А. Вивальди? Почему?
- Поднимите руки те, кто любит зиму. За что вы её
любите?
- Но не всем зимой бывает весело. И сейчас мы будем
писать об этом текст.
Карточка № 3.
Спишите текст, разделив его на абзацы. Поставьте имена существительные в скобках в нужной форме. Озаглавьте текст.
Вступила зима в свои права. Тяжёлое время наступило для (птицы). В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки). Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится.
- Прочитайте текст, который у вас
получился. Как озаглавили?
- Какая поговорка встретилась вам в тексте?
- Почему птицам надо помогать зимой?
VI. Домашнее задание: упр. 255, правило на с. 112.
VII. Итог урока.
-О каких существительных шла речь
сегодня на уроке?
-Какие окончания пишутся у существительных в
форме родительного падежа множественного числа?
-Что показалось сложным? А что не очень?
-Что было наиболее интересно?
Чтение стихотворения учеником.
Нет без леса России,
Без снегов и озёр.
Нет без сумерек синих
И без розовых зорь.
Нет России без луга
Где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой
Землю всю занесло.
- Найдите существительные, о которых мы сегодня говорили.