Урок Кубановедения по теме: "Почвы Краснодарского края. Защита почв"

Разделы: Начальная школа


Цель:

– дать первоначальные знания о видах почв Краснодарского края;

– выявить основные виды почвы в процессе опытов;

– установить состав чернозёмной почвы, преобладающей на Азово-Кубанской равнине;

– развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

– воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование:

1.Карта Краснодарского края.

2.Карточки-опоры.

3.Прозрачный стакан с водой, палочка, держатель, спиртовка, штатив, лабораторное стекло, салфетки.

4.Коллекция почв.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Шумят, шумят желтеющие нивы.
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля!

И.Варавва.

– У слова “земля” несколько значений. Каких?

– Что такое почва?

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня объектом наших наблюдений и объектом нашего изучения будет почва нашей местности. Мы узнаем её свойства.

III. Работа по теме (рассказывает учитель).

Я расскажу вам сказку. ВРоссийском царстве, в Кубанском государстве жило-было Солнышко. Вот собрало оно свои лучики и говорит им : “Лучики мои дорогие, сынки мои золотые, дала мне Земля-матушка задание такое, слетать в разные части земли нашей кубанской, да узнать какие почвы в крае нашем. Ты, первый лучик, лети на запад, Ты, второй лучик, на восток, третий, на юг, а четвёртый, в северную часть. Сказано-сделано. Из города Краснодара поехал первый лучик (выходит ученик к доске прикрепляет на карту табличку №1)

на запад в районы Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский. Сколько проехал он километров, если ехал 3 часа со скоростью 60 км/ч?”.

Ученик в роли первого лучика (можно сделать шапочку) “ Долго проводил я опыты и вынес решение, что почвы здесь болотные и каштановые, потому что много лиманов вокруг, по цвету ржаво-бурые. Выращивают на них в основном рис, да виноградники ”.

Учитель. Другой лучик отправился на восток (выходит второй ученик к карте и прикрепляет табличку №2)

в Лабинский и Успенский районы на вертолёте. Пролетел он 200 километров со скоростью 100 км/ч. Сколько времени он потратил?

Ученик в роли второго лучика: “Я выношу решение, что почвы здесь подзолистые и чернозёмные. Выращивают подсолнечник, овощные культуры”.

Учитель. Третий лучик отправился на Черноморское побережье на поезде (выходит третий ученик к карте и прикрепляет табличку №3).

За 2 часа пути он проехал 160 км. С какой скоростью двигался поезд?

Ученик в роли третьего лучика: “Исследовав почву, я выношу решение, что почва на юге Кубани горно-лесная. Она хороша для виноградников и фруктовых садов”.

Учитель. Четвёртый лучик отправился пешком на территорию нашей школы.(Выходит четвёртый ученик к карте и прикрепляет табличку №4).

Ученик в роли четвёртого лучика приносит землю на вышитом рушнике. “Эта земля с Азово-Кубанской равнины, где мы с вами проживаем. Земля эта чёрного цвета. Я решил, что вы должны сами определить свойства родной чернозёмной почвы ”.

IV. Практическая работа “Состав почвы ”.

Опыт №1. Бросим кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что мы видим?

Вывод: из почвы выходят пузырьки воздуха, значит, корням растений легко дышать в такой почве.

Опыт №2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре оно станет влажным. О чём это говорит?

Вывод: почва достаточно содержит влаги, чтобы растение проделало путь от семечка до взрослого своего завершения – плодоношения. Поэтому сбор урожая по краю выше российского.

Опыт №3. Накалим почву. Что вы чувствуете?

Вывод: неприятный запах при нагревании почвы доказывает, что она богата перегноем. Перегной придаёт почве тёмный цвет, получивший название чернозём.

Учитель. Чернозёмная почва богата перегноем. А это показатель плодородия. Почему во время войны немцы вывозили кубанский чернозём вагонами?

Сделаем вывод о составе почвы. Какое же главное свойство почвы? (плодородие).

Знаете ли вы, что один сантиметр перегноя образуется за 250-300 лет.

V. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа “Дополнить текст по смыслу” (у каждого ученика текст, с пропущенными словами)

Текст.

Встретились на поле мышка с ростком пшеницы.

– Росток, росток, я тебя съем. Не ешь меня, мышка, я тебе что-то интересное расскажу. Попал я в почву ранней весной маленьким зёрнышком. Думал, задохнусь, а в почве, оказывается, есть ________, вздохнул глубоко и стал расти, расти.

– Вот ты, мышка, почему выросла?

– Я кушала и пила.

– Вот и я брал из почвы _________, а в ней растворённые соли, и рос, рос. Ты, мышка, не ешь меня сейчас, вот вырасту, появится у меня колосок, а в нём зёрнышек много, ведь наша кубанская почва богата, плодородна, в ней много ________.Соберёшь лукошко зёрнышек и отнесёшь на мельницу, смелешь муку и испечёшь вкусный кубанский каравай.

(При проверке можно использовать ролевое чтение).

VI. Физкультминутка активная, зрительная

VII. Охрана почв.

Тема даётся в форме телепередачи “Для любознательных”. (Можно использовать каркас от старого телевизора). Ученик делает следующее сообщение. Науку о почвах, почвоведение, создал замечательный русский учёный В.В. Докучаев. Он изучал почвы и считал, что почва дороже самого золота и её нужно беречь.

1.Нельзя сажать на одном месте одни и те же растения, почва истощается.

2. Нельзя вырубать леса, из-за этого мелеют реки, остаются без влаги целые районы, пыльные бури разрушают почву, образуются овраги.

3. Нельзя вносить много удобрений и ядохимикатов, почва загрязняется.

VIII. Домашнее задание.

Разработать два знака на тему “Охрана почв”.

Подготовиться к выступлению в телепередаче “Родной край для любознательных”.

IX. Ярмарка знаний по теме:

“Почвы Краснодарского края”.

Класс делится на две команды. В данном случае на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса. Задания находятся в конвертах.

Первый конверт

Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.

а) мягкий

б) жёсткий

в) плодородный

Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?

а) подзолистые

б) каштановые

в) чернозёмные

Второй конверт

Первый курень. Какое утверждение верно?

а) большое количество удобрений вредно для почвы;

б) большое количество удобрений полезно для почвы;

в) большое количество удобрений необходимо для почвы;

Второй курень. Науку о почвах создал?

а) В. В. Докучаев

б) М. М. Пришвин

в) А. С. Тимирязев