Тема: звук [Ц], буквы Ц ц.
Цели:
1 )познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой
2)развивать фонематический слух, внимание, память
3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.
1. Организационный момент.
2. Повторение. Речевая разминка
а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э
б) чтение слогов по таблице
в) повторение изученных четверостиший
г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
-Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])
-Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.
3. Сообщение темы, цели урока.
4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).
5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.
- характеристика звука [Ц] ( всегда глухой, всегда твердый)
6. Упражнение слышимости звука.
Буква Ц.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц- в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра-тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту
Ждут в гнезде ее птенцы
Цирк откроется в субботу
Уж приехали борцы
В цех явились на работу
Молодые кузнецы
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)
-назовите слова со звуком [ц].
7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” - “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.
8. Знакомство с буквами Цц.
9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).
-Вспомните слова, в которых встречается слог ца ( цо, цы, цу ). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”
10. Беседа по иллюстрации "Цирк".
-рассказ о цирке.
Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным ,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.
Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.
11. Нахождение буквы Ц в пословицах.
12. Логические упражнения.
1)Продолжи ряд слов (на доске)
ВОЛК-ВОЛЧИЦА
МЕДВЕДЬ-
ЛИС-
ЗАЯЦ-
2)Если людей или предметов больше одного, мы говорим: пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы, пуговицы, луковицы, певцы, леденцы, немцы, - А как мы их назовем, если человек или предмет .только один?
13. Разучивание стихотворения.
Цапля объясняет.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву ц:
-Подойди, цыпленок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)
14. Итог урока.
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук [ц].
-Что нового узнали на уроке?