Урок русского языка во 2-м классе на тему "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы.
  • Развивать речь.
  • Воспитывать культуру речи.

Оборудование: карточки, учебник, использование компьютера (Приложение 1)

Ход урока.

Организационный момент.

Постановка задачи урока.

Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему урока.

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Учитель: Догадались? Какая тема нашего урока?

Дети: Тема нашего урока – фразеологизмы. /Рисунок 1/

Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?

Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Устная работа.

Учитель.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.

Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?

Дети: задирать нос – гордиться
водить за нос – обманывать
клевать носом – спать
остаться с носом – потерпеть неудачу
встретиться нос к носу – близко
зарубить на носу – хорошо знать

Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.

Работа с учебником.

Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из учебника (выразительное чтение).

№183. Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

(По Л. Успенскому)

Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?

Дети: Это чурбанчики из липового дерева.

Творческая работа.

Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Спишите предложение.

Весь день Глеб бездельничал /Рисунок 2/

  • Назовите орфограммы.
  • Найдите и подчеркните основу предложения.
  • Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.

Проверка. /Рисунок 3/

Весь день Глеб бил баклуши.
Весь день Глеб сидел сложа руки.
Весь день Глеб собак гонял.
Весь день Глеб лодыря корчил.

Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?

Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.

Выборочное списывание. Работа с текстом.

Учитель: А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню...

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка /Рисунок 4/

Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время

Физминутка.

Учитель:

Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.

Тест. /перфокарты/

Учитель:

“О каком человеке говорят?..”

У него денег куры не клюют:
а) бедный; б) богатый.
Он сухим выйдет из воды:
а) ловкий; б) робкий.
Он звёзд с неба не хватает:
а) умный; б) глупый.
У него семь пятниц на неделе:
а) ненадёжный; б) надёжный.
Он перебивается с хлеба на квас:
а) богатый; б) бедный.

Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.

Обведите нужную букву. /Рисунок 5/

Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.

Ученик:

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)

Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.

Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Выполним упражнение из учебника (страница 20 № 37). Работа с перфокартами.

  • Болтлива как...
  • Нем как...
  • Хитёр как...
  • Труслив как...
  • Надут как...
  • Изворотлив как...
  • Упрям как...
  • Колючий как...

Проверка /Рисунок 6/

Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.

Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?

Игра “Собери по три”.

Учитель:

Поиграем в игру “Собери по три”

К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.

Вспомним, что такое синонимы и антонимы.

На доске карточки:

К доске выходят 6 учеников:

Первая группа

Вторая группа

Чтение стихотворения.

Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.

Ученик:

Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” /Рисунок 7/.

Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.

Итог урока. Чистописание. /Рисунок 8/ (Работа с дидактическим материалом к урокам чистописания)

Учитель: И наш урок русского языка мы закончим минуткой красивого письма.