Стилистические возможности различных синтаксических конструкций русского языка (теоретические материалы в помощь учителю)

Разделы: Русский язык


1. Теоретические материалы

С расширением функций русского языка все актуальнее становится задача более глубокого овладения его словарными и грамматическими богатствами и более совершенного использования их в конкретных актах речевого общения. Уже недостаточно владеть только навыками правильного произношения и написания слов и употребления допустимых в языке грамматических форм и синтаксических конструкций. На современном этапе важно

  • показать учащимся информационные возможности языка,
  • раскрыть перед ними синонимические богатства его уровней,
  • сообщить им определенную сумму теоретических сведений по стилистике и культуре речи,
  • привить основные навыки стилистически грамотной организации речи (с учетом содержания, цели, адресата и условий высказывания).

Эти сложные задачи не могут быть решены на каком-то одном этапе обучения и силами лишь одного учителя русского языка. Однако главной фигурой в организации и проведении такой трудоемкой работы остается учитель - словесник.

Представленный материал может быть помощником в решении указанных задач. В данной работе, выполненной на основе анализа “Сборника упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи” под редакцией профессора В.Д. Бондалетова, последовательно рассмотрены стилистические ресурсы разных категорий простых и сложных предложений, а также сложных синтаксических целых, абзаца с целью показать стилистические возможности отдельно взятых, изолированных синтаксических явлений.

Изложенные теоретические сведения могут быть использованы при выполнении упражнений по отработке навыков стилистического анализа конкретных синтаксических категорий, что позволяет облегчить лингвостилистический анализ текста в целом, а также способствует включению этих синтаксических категорий в речь учащихся.

Однако следует помнить, что тот или иной стиль создается не одной деталью, а совокупностью языковых средств (лексико-фразеологических и грамматических), образующих своеобразный ансамбль.

Результаты работы (материалы) представлены в виде таблицы.

п/п

Синтаксический уровень

Стилистические возможности

1.

Простые предложения  

1.1

Со сказуемым, выраженным оценочным существительным Используются в художественной литературе, где широко представлена разговорная речь, для создания разговорной образности, эмоциональности речи, а также как средство архаизации языка, его приподнятости, торжественности.

1.2

Со сказуемым, выраженным краткой формой прилагательного Характерны для поэтической речи, сказуемое практически всегда инверсировано.

1.3

Двусоставные предложения Делают акцент на деятеле, чаще используются при противопоставлении действующих лиц.

Передают доверительность разговора автора с читателем, усиливают эффект причастности читателя к описываемым событиям.

Вносят элемент наблюдательности и созерцательности.

1.4

Односоставные определенно- личные предложения Делают акцент на действии, то есть усиливают значение сказуемого.

Передают живость интонации.

1.5

Неопределенно – личные предложения Подчеркивают, что действие совершается не как бессубъектное, но активно действующим лицом.

Это свойство делает их одним из ярких стилистических средств русского языка.

Лучше передают эмоционально – психический настрой героя.

1.6

Безличные предложения Подчеркивают стихийность явления и непроизвольность действий

1.7

Назывные предложения Являются очень выразительной конструкцией, лаконично и емко передают динамику стремительно протекающих событий.

Краткость и эмоциональность их заставляют работать воображение читателя, поэтому психологически он становится как бы участником событий и соавтором.

1.8

Неполные предложения Характерная черта разговорного стиля. Придают речи краткость, живость, непосредственность, естественность.

1.9

Эллиптические предложения Пропуск глагола со значением движения, бытия, речи создает впечатление быстрого движения.

Такие предложения очень выразительны.

2.

Сравнительные обороты Помогают конкретизировать действие, характеризовать его зримо, выразительно, образно.

Выражают мысль точнее, конкретнее.

Сравнение, выраженное творительным падежом имени существительного, подчеркивает энергичность, быстроту, стремительность.

3.

Порядок слов  

3.1

Прямой порядок слов Характерен преимущественно для речи эмоционально неокрашенной – для научного и официально – делового стилей.

3.2

Инверсия Такой порядок слов чаще встречается в разговорной речи и в произведениях художественной литературы.

Важное по смыслу слово в эмоциональной речи выносится в начало предложения и произносится с сильным логическим ударением.

Усиливает эмоциональность и выразительность речи, может быть использована для создания напевности и мелодичности в народно – поэтической речи или для ритмомелодической организации стиха.

3.3

Место подлежащего по отношению к сказуемому В повествовании, где сообщается о действиях и на них сосредотачивается внимание, используется порядок главных членов: подлежащее – сказуемое.

В описании же сказуемое предшествует подлежащему.

3.4

Инверсия определений Отдаление определения от определяемого существительного усиливает смысловой вес определения.

Служит средством создания более яркого, образного описания.

В народно – песенном жанре с помощью инверсии достигается плавность, напевность речи.

В научном и публицистическом стилях используется для логического выделения наиболее важных признаков описываемого явления.

3.5

Инверсия дополнения Широко используется в разных стилях речи, особенно в разговорном и публицистическом, в частности в языке газеты.

4.

Предложения с однородными членами При художественной однородности достигается и показ различных деталей (оттенков цвета, звука, действия), и объединение их в одну целую картину. Привлечение в однородный ряд слов, получающих друг от друга метафорическое значение, придает речи образность и экспрессивность.

Для публицистического стиля характерно употребление однородных членов, как правило, распространенных, сопровождаемых повторяющимися словами, тоже усиливающими экспрессию.

При художественной однородности возможно объединение слов, выражающих далекие друг от друга понятия, которые сближаются на основе объективной ассоциации или субъективного авторского восприятия.

Такая однородность вносит в повествование экспрессию, создает впечатление приподнятости, торжественности.

Включение в однородный ряд явно несовместимых понятий служит средством создания комического эффекта.

В художественном и публицистическом стилях перечисление может быть выражено несколькими самостоятельными предложениями при установке на логическое подчеркивание и эмоциональное усиление каждого члена перечисления.

4.1

Бессоюзное и союзное соединение однородных членов В художественном и публицистическом текстах бессоюзная связь однородных членов может передавать динамику действия, напряженность.

5.

Сложное предложение  

5.1

Сложносочиненные предложения Благодаря легкости они придают речи простоту и непосредственность, могут быть использованы автором как одно из средств речевой характеристики героев.

Создают плавные, спокойные описания в художественном стиле.

В научной и деловой речи сложносочиненные предложения, выражающие условно – временные, причинно – следственные и другие отношения, точно и однозначно передают тип смысловых отношений, придают изложению строгий, деловой характер.

Сложносочиненные предложения с повторяющимся союзом И, характерные для публицистического и художественного стиля, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.

5.2

Бессоюзные сложные предложения (БСП) Создают описания более динамичные, взволнованные, напряженные.

БСП с противительным значением выразительны, лаконичны, часто служат для создания контраста, являясь ярким образным средством: отрицание в первой части усиливает утверждение во второй.

БСП по сравнению с союзными более выразительны, поэтому чаще используются в разговорной и художественной речи.

6.

Причастные обороты Являются принадлежностью книжной речи – научной и художественной, придают высказыванию торжественно – приподнятую, патетическую окраску.

В причастном обороте акцентируется значение признаков предмета, он выполняет изобразительную функцию.

В художественном и публицистическом стилях обособленные определения придают речи эмоциональность, выразительность.

В научной и деловой речи используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

Предложения с причастными конструкциями отличаются замедленным темпом, плавностью, напевностью и рисуют спокойные картины.

7.

Деепричастные обороты Являются достоянием в основном книжных стилей.

В художественном стиле лаконичные деепричастные конструкции со значением образа действия характеризуют главное действие, рисуют его в деталях, ярче подчеркивают динамику событий.

Деепричастия на – учи, – ючи имеют окраску народно – поэтической речи.

В публицистическом стиле используются деепричастные обороты, разнообразные по значению, так как публицист заинтересован не только в сообщении научных сведений, но и в эмоциональном их восприятии, в экспрессивности.

Предложения с деепричастными оборотами произносятся ускоренно и напряженно, создают живые, динамичные описания.

Замена деепричастий глаголами лишает повествование динамичности, а текст – краткости и выразительности.

8.

Сложное синтаксическое целое Это объединение двух или более законченных предложений, связанных по смыслу. Оно характерно для всех стилей.

9.

Абзац Не является синтаксической категорией, так как его синтаксическое строение может быть разнообразным. Эта категория сематико – стилистическая, но членение текста на абзацы способствует наиболее четкому отграничению одной мысли от другой, повышает выразительность текста.

10.

Период Особая разновидность сложного, иногда простого, в значительной степени распространенного предложения.

За счет четкого интонационного членения и сходной грамматической структуры частей достигается логичность и стройность изложения, музыкальность и ритмичность звучания.

В художественной прозе период используется в описаниях (придает живописность), в повествованиях (плавность).

Нарастающая сила напряжения при переходе от одной части периода к другой обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на читателя.

В публицистическом стиле период соответствует назначению убеждающего рассуждения.

Периодическая форма речи может быть использована в художественном стиле для создания эмоционального и зримого образа, передачи контраста благодаря ее структурным особенностям.

11.

Прямая речь В художественной литературе прямая речь служит и для характеристики персонажа, так как через языковые особенности можно показать духовный мир, культурный уровень, социальную принадлежность, профессию человека.

11.1

Цитата В публицистическом и научном стиле, где важна точность и подлинность чужих высказываний, более употребительна такая разновидность, как цитата.

11.2

Несобственно-прямая речь Один из способов передачи чужой речи, свойственный стилю художественной литературы. В нем – совпадение двух речевых планов: воспроизводится речь персонажа, но за него выступает автор; оценка объективных событий преломляется сквозь призму восприятия автора.

Распознать ее помогают языковые средства, придающие речи разговорный характер и усиливающие эмоциональность: междометия, частицы, а также эмоционально – оценочные выражения, слова, принадлежащие действующему лицу.

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи: вопросительные и восклицательные предложения, выделяющиеся на фоне авторского повествования. у.ва, принадлежащие действующему лиудства, придающие речи разговорный характер и усиливающие эмоциональность:еломляется сквозь

2. Рекомендации для использования теоретических материалов

Теоретические материалы, размещенные в таблице, могут быть использованы в различных видах деятельности учащихся на уроке (как анализ, так и синтез) совместно с учителем, а также самостоятельно.

Аналитическая деятельность предполагает наличие исходного текста, который и требуется проанализировать. Наряду с исследованием разных языковых ярусов, пользуясь материалами таблицы, учащиеся могут выделить и назвать особенности синтаксических конструкций, которые служат выражением оттенков семантики текста. Кроме того, представленные материалы дают ученикам возможность создания собственного высказывания на лингвистическую тему, что также служит развитию связной речи школьников.

В другом случае на уроке создается определенная речевая ситуация, предшествующая постановке речевой задачи – созданию собственного высказывания (текста) на заданную тему. После отбора лексических, морфологических средств нужного тематического направления можно воспользоваться материалами предлагаемой таблицы, оценив возможности разных синтаксических конструкций как наиболее удачных форм выражения тех или иных значений, стилистических решений. Данные знания актуализируются в связи с созданием учащимися собственного как устного, так и письменного высказывания (текста) на свободную тему.

Например, при изучении темы “Главные члены предложения” в 5-м классе учащимся необходимо, на наш взгляд, владеть не только знаниями о способах выражения подлежащего и сказуемого, но и о месте подлежащего по отношению к сказуемому при создании текстов разных типов: описания и повествования.

Таким образом, наша работа не является исчерпывающей, а открывает огромные возможности для создания методической поддержки изучения в школе курса русского языка в данном направлении.