Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков, обучающихся в специальном училище, стоит остро перед всем педагогическим коллективом спецшколы. Эта проблема имеет немаловажное значение и для общества, какими войдут в жизнь дети, как они будут жить, учиться, работать.
Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
Поэтому главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:
- Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
- Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
- Планирование
- Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
- Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
- Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
- Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
- на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
- осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
- систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
- Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.
- Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников спецшколы.
- Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.
- Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:
- Изучение личностных особенностей учащихся
- Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
- Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
- Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
- Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
- Развитие форм, средств и способов общения.
- Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
- Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.
- Психолого-педагогическое просвещение учителей и воспитателей.
- Профилактика неправильных действий педагогов и родителей по отношению к учащимся как причины нарушений их поведения.
- Консультационная работа с педагогами, родителями, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
- Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Требовательность должна основываться на положениях “Конвенции о правах ребенка”, “Типовом положении учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным и делинквентным поведением”.
- Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
- Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
- Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
- Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
- Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
- Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
- Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
- Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
- Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа в учреждении закрытого типа ведется по следующим направлениям:
- Изучение документов личного дела .
- Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).
- Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
- Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
- Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.
- Учет нарушений поведения.
- Немедленное реагирование на нарушения поведения.
- Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
- Использование экрана самоорганизации.
- Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.
- Шефская работа: работа в парах.
- Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
- Моделирование проблемных ситуаций.
- Использование критики.
- Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
- Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
- Воспитание успехом.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводят педагоги различных служб – работники службы режима, классный руководитель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся еженедельно в соответствии с недельным циклом групповых воспитательных занятий.
На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы. Начинается коррекционная воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Воспитатели прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц. В течение года воспитателем выстраивается диаграмма динамики поведения воспитанника. Ежедневно выставляются оценки в экран самоорганизации. Для оценивания успешности овладения приемами самоорганизации берутся данные об отношении к учебе воспитанника, отношения к труду, товарищам, выполнении требований режима ОУ, состоянии дисциплины за каждый прожитый день. Каждую четверть каждым педагогом (воспитателем, классным руководителем, педагогом-психологом) подводится итог и отмечается результативность проведенных коррекционно-воспитательных мероприятий. Такие характеристики вносятся в дневники индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
- Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
- Отношение к внешнему облику, речевая культура.
- Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
- Как адаптировался в коллективе.
- Преобладающие эмоциональные состояния.
- Развитие волевых качеств.
- Отношение к порученному делу.
- Нравственная культура.
- Отношение к родителям, родным.
- Отношение к самому себе.
- Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
- Нарушения в поведении.
- Поощрения.
- Методы коррекции на следующий период.
Классный руководитель в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
- Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
- Уровень развития познавательных способностей.
- Способность работать самостоятельно
- Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
- Работоспособность на уроке.
- Мотивация учения
- Устойчивость познавательных интересов.
- Методы коррекции на следующий период.
Информационная запись учителя трудового обучения охватывает следующие характеристики:
- Проявление интереса к производительному труду.
- Приобретенные практические навыки
- Мотивы отношения к трудовым поручениям.
- Сформированность культуры труда.
- Способность к взаимопомощи.
- Бережливость, расчетливость, жадность, в какие моменты проявляются.
- Стремление к овладению профессией
- Активность в труде, склонность к праздности, иждивенчеству.
- Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
- Состояние эмоционально-волевой сферы.
- Уровень тревожности.
- Уровень агрессивности.
- Нравственная культуры подростка.
- Самооценка.
- Уровень притязаний.
- Общительность
- Самокритичность
- Стремление к успеху.
- Развитие волевых качеств
- Самоконтроль
- Методы коррекции на следующий период.
Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.
Педагогами- психологами ведутся индивидуальные карты воспитанников, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей воспитательной работе с воспитанниками, по их дальнейшей адаптации.
Вопросы индивидуальной коррекционной работы по определению для каждого воспитанника своего коррекционного маршрута рассматриваются на заседании ПМПК. (Психолого-медико-педагогической комиссии учреждения)
Особое внимание уделяется вновь прибывшим воспитанникам. Результаты их адаптации заслушиваются на заседаниях ПМПК в периоды 3-х и 6 мес. срока пребывания, а затем динамика изменений в личностном развитии рассматривается на психолого-педагогических консилиумах по группам классов каждое полугодие. Администрацией школы разработаны образцы документов психолого-педагогического сопровождения, которые включают следующие документы:
1. Карта индивидуальной работы и взаимодействия с другими специалистами, в которых найдут свое отражение заключение психолога, заключение других специалистов, решение консилиума или ПМПК об изменении коррекционного маршрута, необходимая коррекционно-развивающая работа, прогноз дальнейшего развития.
2. Направления коррекционной работы на определенный период – необходимость коррекции агрессивных состояний, развития общительности, волевых качеств, нравственности, организованности, контроля над эмоциями, коррекция акцентуации, самопознание и самооценка, общественная активность подростка.
3. Экран самоорганизации.
4. Тетрадь индивидуального наблюдения.
5. Рекомендации психолога по организации воспитательной и коррекционной работы с подростком.
В классных коллективах функционируют элементы ученического самоуправления. На классном собрании учащиеся выбирают актив класса, в который входят:
- член учебной комиссии, который информирует воспитателя об успехах и неудачах, успеваемости, требованиях учителей ;
- Физорг – учащийся, который помогает воспитателю осуществлять связь учителем физического воспитания.
- Санитар – оказывает помощь воспитателю в поддержании санитарного состояния в классе и спальных комнатах.
- Библиотекарь – помогает подготовиться одноклассникам к библиотечным часам, следит за сохранностью имеющейся художественной литературы в классе и периодической печати.
- Цветовод – ухаживает за цветами в классе.
- Хозяйственник – следит за сохранностью бытового инвентаря класса.
В целях создания в ОУ условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, профилактики их эмоционального выгорания, Психологического консультирования по проблемным вопросам, Пропаганде психологических знаний организована работа психолого-педагогического семинара и работа методического объединения воспитателей.
Задачи семинара и МО:
- Формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися.
- Создание условий для самосовершенствования педагогов. (Образец плана прилагается).
Особенности индивидуальной воспитательной работы в учреждении закрытого типа.
Государственное специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа профессиональное училище Краснодарского края – учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением в соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 420 призвана обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
В профессиональное училище направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждении закрытого типа устанавливается с учетом индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать: создание условий для психокоррекционной и воспитательной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики, организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников, безопасные условия проживания максимальную защищенность, социально-правовую помощь.
Ребенок, который направляется в специальное воспитательное учреждение – проблемный. Его проблемы многообразны, они связаны с семьей, школой, общением со сверстниками, с негативным общественным мнением о личности ребенка, с его личным отрицательным эмоциональным опытом, включением в асоциальные группы. У вех этих детей до направления в учреждение закрытого типа отмечалось устойчивое девиантное поведение, оно воспринималось подростком как нормальное, соответствующее его установкам. По опыту анализа психического здоровья воспитанников нашей школы среди несовершеннолетних правонарушителей, определяемых в учреждение закрытого типа, около 30% имеют различные варианты интеллектуальной недостаточности, несформированность познавательных процессов (память, внимание, мышление) ограниченный запас представлений, словарный запас, речевые разнообразные нарушения. У преобладающего большинства отмечаются такие черты социально-психологического статуса, как: отсутствие самоанализа и самоконтроля, несформированность способности к сопереживанию, отсутствие целей и перспектив, беспринципность, иждивенческо-потребительская жизненная позиция, узкий круг духовных интересов. Эмоциональная сфера неустойчива: быстро и порой беспричинно меняется настроение. У большинства меняется не только настроение, но и появляется высокая тревожность. Они обидчивы, злы, насторожены, подозрительны, вспыльчивы, легко возбудимы, когда “не ведают, что творят”.
Поэтому стандартный подход к организации индивидуальной работы с такими подростками не подходит. В работе с ними необходимо изыскивать новые пути, совершенствовать формы и методы персональной работы, чтобы воспитанник не только слушал, но и слышал душой и сердцем чего от него хочет педагог, осознанно понимал предъявляемые к нему требования.
В данной работе собран теоретический и практический материал, по индивидуальной воспитательной работе с детьми и подростками в учреждениях закрытого типа, основанный на собственном опыте.
Главная цель этой работы – сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на подростков, и обеспечить задачу социализации и возвращения в общество ребенка с девиантным поведением.
Список используемой литературы:
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребенка.
- Е.И.Рогов/ Настольная книга психолога.. – М.: издательство “Владос- Пресс”, 2006г.
- И.А.Фурманов/ Психология детей с нарушениями поведения. М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2004
- Т.А.Шилова/ Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении, – М.: Айриф-Пресс, 2005
- Петрушин В.И./ Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001
- Н.Д.Левитов/ Детская и педагогическая психология. М.: “Просвещение”. 1974
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1987.