Цели:
- уточнить представления детей о хорошем и плохом поведении;
- учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки;
- исследовать самооценку детей с помощью методики «Лесенка»
Задачи:
- развитие интереса у детей к оценке и анализу своего поведения;
- формирование навыков рефлексии.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Материалы к занятию:
- Мягкая игрушка «Ежик»
- Изображение «Волшебной лесенки» (помещается на доске) и индивидуальные карточки «Волшебная лесенка»
- Изображение мальчика и девочки
- Цветные кружки
- Цветные карандаши
- Картинки «Придумай историю. Ежик и дождик»
Ход занятия
Вводная часть. «Необычный гость».
Психолог приветствует детей, здоровается.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Он первый раз оказался в школе, ему немножко непривычно стало в новой обстановке, и он решил пока спрятаться в классе и оглядеться вокруг. ( Примечание: до начала занятий психолог спрятал игрушку «Ежик» в классе)
- Я вам прочитаю загадку, а вы попробуете угадать, кто же к нам пришел в гости.
На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
- Молодцы! Все угадали. Конечно, это ежик.
- А теперь давайте сыграем в игру «Холодно - горячо».
Ежик, ежик, отзовись.
Ежик, ежик, появись.
По желанию один дошкольник ходит по классу, а психолог дает ему команды: если он идет в правильном направлении, то – горячо; если нет, то – холодно.
- Вот и нашелся долгожданный гость.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о нашем госте.
Дети сообщают, что они знают о ежах (где живут, чем питаются, как зимуют и т.д.), а психолог дополняет и уточняет сведения детей.
Задание «Превратимся в ежиков».
- Психолог предлагает детям продемонстрировать, как ежик пыхтит, фырчит, стучит лапками по полу.
Основная часть. Какой я?
Ежик к нам пришел по очень важному делу, он не может найти ответ на трудный вопрос: Какой он? Хороший или плохой?
- Давайте ему поможем найти правильный ответ.
Психолог читает сказку М. Веховой «Ежик»[1] и по ходу чтения задает детям вопросы.
Однажды маленький ежик спросил маму:
Какой я? Хороший? Или - плохой?
- Хороший! Хороший! – закричала Лягушка.- Ты мне хлопал в ладоши, когда я спела тебе песню «Ква-Ква».
- Плохой!- проворчала Лиса.- Все лапы о него исколола…
- Не верьте Лисе! Он хороший! Через ручей меня на спине перевез,- сказал Муравей.
Но большая полосатая Оса загудела:
- Плохой! Он меня с цветка на землю стряхнул!
- Неправда, Ежик – хороший! – крякнул Утенок. – Я в траве заблудился, а он меня к воде вывел.
- Ежик плохой! – не согласилась Белка. – Он у меня сушеный гриб утащил!
- Я спал, а ко мне Лиса подкрадывалась. Он ее прогнал! Хороший Ежик! – сказал Зайчонок.
-Он наступил на мою норку, крышу продавил, вот какой он плохой! – пропищала Мышка.
Психолог: - Ребята, кто же из лесных жителей сказал, что ежик хороший?
Ответы: лягушонок, муравей, утенок, зайчонок.
- Почему они утверждают, что он хороший?
-А кто же из лесных жителей сказал, что ежик плохой?
Ответы: лиса, оса, белка, мышка.
- Почему они считают его плохим?
Что же получается: 4 ответа – хороший , 4 ответа – плохой. Какой же все-таки ежик?
Давайте послушаем, какой же ответ дала ежику его мудрая мама-ежиха.
- А все-таки, какой я? - спросил Ежик маму.
- Когда обижаешь кого-нибудь, плохой, а когда делаешь что-то доброе - хороший, – сказала мама.
И все закричали: - Правильно!
Психолог: вы согласны с маминым ответом?
- Да, согласны.
- Я тоже предлагаю вам подумать над этим вопросом и определить свое отношение к самому себе, как к вам относятся родители, воспитатели в детском саду, учителя на дошкольной подготовке. Поможет нам в этом «Волшебная лесенка»
Задание «Волшебная лесенка».
Каждый ребенок получает индивидуальный бланк с рисунком лесенки, состоящей из 7 ступенек. Психолог вместе с детьми с помощью цветовых сигналов (кружков) обозначает ступеньки лесенки. Начинаем с верхних ступенек.
1 ступенька (красный кружок) – самые хорошие
дети.
2 ступенька (розовый кружок) – очень хорошие дети.
3 ступенька (оранжевый кружок) – хорошие дети.
4 ступенька (половина кружка - желтого цвета, а
другая половина - голубого)- ни хорошие, ни плохие
дети.
5 ступенька (кружок синего цвета) – плохие дети.
6 ступенька (кружок коричневого цвета) – очень
плохие дети.
7 ступенька (кружок черного цвета) – самые плохие
дети.
Психолог просит детей определить свое место на этой лесенке по следующим позициям:
I .позиция- на какую ступеньку ты сам себя поставишь?
II.позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя твои родители?
III. позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя воспитатели в детском саду? (если ребенок посещал детский сад)
IV. позиция – на какую ступеньку тебя бы поставила учительница по дошкольной подготовке?
Свой позиционный выбор дети обозначают схематичным рисунком человечка. После каждого выбора психолог в индивидуальном порядке проводит уточнение каждой позиции.
Заключение. Прощание с гостем.
Ежик на память оставил нам свои рисунки, на которых он изобразил случай из своей лесной жизни.
Задание «Составьте рассказ по картинкам (Ежик и дождик)»[2.] <Рисунок 1.>
Ежик очень жизнерадостный по характеру и поэтому и вам советует никогда не унывать в различных жизненных ситуациях, и создавать вокруг себя и окружающих людей добрую и радостную атмосферу.
Вывод по занятию:
- Ребята, надо всегда думать о своем поведении, о том, как мы относимся к себе, и как к нам относятся окружающие люди.
Литература:
[1] – Вехова М.Б. Ежик. Издательство «Яблоко», 2002 г.
[2] – Степанов В.А. Первые уроки для малышей. Родная речь. М.: ЗАО «Омега», 2002 г.