Интеллектуальный ринг "Умники и умницы" по книге Д. Дефо "Путешествия Гулливера"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: умники и умницы


Тема: Джонатан Свифт “Путешествия Гулливера” Путешествие к лилипутам. Путешествие к великанам.

Цели:

  • вызвать интерес детей к внимательному чтению классических литературных произведений;
  • развивать память, связную речь;
  • учить обобщать, сравнивать, выделять главное, давать чёткие ответы на поставленные по содержанию литературного произведения вопросы;
  • выявить среди учащихся класса вдумчивых читателей.

Оборудование: выставка детских иллюстраций к книге, портрет писателя, книга “Путешествия Гулливера” (Москва, АСТ, Астрель, ОНИКС 21 век, 2004 г.); шарфы трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный (вместо дорожек), таблицы для жюри, перечень вопросов с ответами для жюри, призы, медали “Умник”, плакат “Умники и умницы”, фонограмма “ – ” песни “Учат в школе” (слова переделанной песни дети учат на уроке музыки или в группе продлённого дня).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и правил проведения интеллектуального ринга

Представление жюри.

III. Вступительное слово

Ученик-помощник рассказывает кратко биографию писателя.

IV. Заявочная викторина

Участвуют все дети. За лучший ответ – приз.

Вопросы викторины

  • Какие черты характера Гулливера помогли ему получить относительную свободу в плену у лилипутов?

(С. 91. Безупречное поведение в сочетании с рассудительностью и тактичностью.)

  • Как в Лилипутии относились к ябедам и доносчикам?

(С. 122. Их поощряли, если доносы оказывались правдой. Но карали жёстко, если уличали во лжи.)

  • Знания какой науки помогали лилипутам отлично строить, кроить и шить?

(С. 125. Знание математики.)

  • Что случилось 21 сентября 1701 года?

(Гулливер покинул страну лилипутов на лодке, которую он нашёл и отремонтировал.)

  • По каким дням Гулливер не выступал в представлениях в стране великанов?

(Он не выступал по средам. Там этот день считался выходным днём.)

  • Какая черта характера заставила фермера повезти Гулливера выступать в столицу?

(Алчность, жадность.)

  • Сколько лет жил у великанов Гулливер?

(Два года.)

Подведение итогов викторины.

V. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “Гулливер”.

1.

Путешествовать мечтал
И врачом хорошим стал,
Изучал морское дело даже в школе.
Триста лет для всех пример,
Даже имя “Гулливер”
Знают дети в каждой школе, каждой школе.

2.

В Лилипутию попал,
Их законы соблюдал.
И заботился о маленьком народе.
Великанов удивлял,
Никогда не унывал
И однажды оказался на свободе.

3.

Книги добрые читать,
Cилу воли закалять.
Человечным быть на суше и на море.
Крепко накрепко дружить,
C детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

VI. Приглашаются участники игры

Это ребята, которые прочитали книгу раньше других детей класса, сделали иллюстрации, активно работали на уроках внеклассного чтения по книге Д. Дефо. Этим ребятам перед началом первого конкурса вручают медали “Умник” – за усердие при подготовке к игре.

VII. Первый конкурс. Конкурс переводчиков с языков лилипутов и великанов

Участникам выдаются карточки.

Задание:

  • Надо правильно соотнести имена собственные на языке лилипутов и великанов с их переводом на наш язык.

1) Бельфаборак. (Столица страны лилипутов.)
2) Флимнап. (Имя министра финансов Лилипутии.)
3) Квинбус Флестрин. (Человек-Гора.)
4) Грильдриг. (Мальчик с пальчик.)
5) Глюмдальклич. (Маленькая кормилица.)
6) Бробдиньяг. (Название страны великанов.)

VIII. Второй конкурс. Домашнее задание

Дома дети готовили ответ на вопрос:

– Чему учит книга Д. Дефо “Путешествия Гулливера”?

Подведение итогов после двух конкурсов. Выбор участниками цвета шарфика.

IX. Третий конкурс

Первые вопросы участникам.

  • Откуда, по мнению учёных Лилипутии, прибыл Квинбус-Флестрин (Человек-Гора)?

(С. 39, 40, 41.)

  • Какому умению (искусству) обучали сыновей знатных лиц Лилипутии? Кто в Лилипутии в этом искусстве был самым ловким?

(Танцевальное искусство на канате. Министр финансов Флимнап.)

  • Что именно удивило Гулливера в столице лилипутов?

(“Нигде в столице я не заметил и следа грязи и беспорядка. Не было домов ниже, чем в три этажа.”)

X. Четвёртый конкурс

Вторые вопросы участникам.

  • Какой случай послужил причиной вражды между Лилипутией и жителями острова Блефуску?

(Случай с яйцом. Жители разделились на остроконечников и тупоконечников.
Тупоконечники нашли приют, покровительство на острове Блефуску. С этим не хотел мириться король Лилипутии.)

  • Что требовал король лилипутов от послов Блефуску при заключении мирного договора?

(Писать договор на языке лилипутов, хотя оба народа говорили на двух языках и прекрасно понимали друг друга.)

  • Какое отношение было у лилипутов к врачам? Почему?

(С. 124. Они очень берегли здоровье, укрепляли его, крайне редко болели. Профессия врача там просто не была востребована.)

XI. Пятый конкурс

Третьи вопросы участникам.

  • Почему фермер решил продать Гулливера?

(Гулливер ослаб, потерял аппетит и мог умереть. Фермер хотел извлечь выгоду от продажи Гулливера за 1000 золотых монет.)

  • Почему, по мнению Гулливера, страну великанов не посещают моряки, а сами великаны не знают о существовании других народов?

(Страна великанов находилась на полуострове без удобных бухт для стоянки кораблей, а на севере была цепь гор с опасными действующими вулканами.)

  • Какая проблема возникла у Гулливера после его возвращения из страны великанов?

(Все и всё казалось ему чрезмерно маленьким: дома, люди, вещи.)

Вопросы для блицтурниров.

А.

  • Чем удивила Гулливера манера письма лилипутов?

(С. 120. Они писали наискосок бумаги.)

  • Какой вид спорта, по мнению королевы, был полезен Гулливеру?

(Гребля на лодке с вёслами.)

Б.

  • Что очень удивляло поваров, короля, жителей, когда Гулливер ел мясо крупных животных?

(С. 128. Он ел их вместе с костями.)

  • Что подарил Гулливер капитану корабля, спасшего его?

(С. 302. Зуб девочки, который вырвали по ошибке. Зуб дали Гулливеру по его просьбе.)

XII. Призовые вопросы для всех ребят

За два верных ответа – медаль “Умник”.

  • Что при обыске Гулливер скрыл от лилипутов? Для чего?

(С. 60. Очки и подзорную трубу.)

  • Каким образом испытывал ловкость своих министров сам король?

(С. 64. С помощью длинной палки. Первые сановники не дорожили своими жизнями и рисковали ради карьеры.)

  • По возвращении из Лилипутии в Англию Гулливер уже через два месяца написал: “На меня посыпался золотой дождь.” Что это за дождь?

(Гулливер за высокую плату показывал жителям Англии своё маленькое стадо, привезённое из Лилипутии.)

  • Кем считал Гулливера король великанов?

(С. 221. Игровым автоматом или уродом, который родился в стране великанов.)

  • Как был наказан придворный карлик за свои злые шутки над Гулливером?

(Его высекли, заставили выпить сливки, в которых побывал Гулливер. Королева подарила карлика злой богатой даме.)

XIII. Подведение итогов

Зачисление в клуб “Умники и умницы” тех, кто получил медали “Умник”.

Поздравление победителей с вручением призов, дипломов. Фотографирование.

Образец карточки к первому конкурсу.

№ п/п Слова для перевода Варианты ответов (соединить стрелками)
1. Бельфаборак Маленькая кормилица
2. Флимнап Человек-Гора
3. Квинбус Флестрин Название страны великанов
4. Грильдриг. Имя министра финансов Лилипутии
5. Глюмдальклич Мальчик с пальчик
6. Бробдиньяг Столица страны лилипутов

Образец карточки для членов жюри.

№ п/п

Ф.И. уч-ка

Перевод

Д/з

Цвет шарфа

1-й вопрос

2-й вопрос

3-й вопрос

Блиц

Итоги игры

1.                  
2.                  
3.                  

 

 

2 мин.,
№ места
1 мин.,
+ или –

 

1 мин.,
+ или –

1 мин.,
+ или –

1 мин.,
+ или –

1 мин.,
+ или –

№ места