Сборник развивающих занятий для учащихся 3-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


Данный сборник развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.

Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу, прежде всего, необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности, создать ситуацию успеха и т. д.

Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:

  • Развитие воображения.
  • Развитие качеств внимания, памяти, мышления.
  • Внутренний план действий.
  • Анализ текстов.

Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно, опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется.

В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов, предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям:

  1. От простого к сложному.
  2. По актуальности задач.

Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 минут.

Сборник развивающих занятий для 3-го класса

Список литературы:

1.      «Практическая психология образования» под редакцией И. В. Дубровиной, Москва, ТЦ «Сфера» 1998 г.

2.      «Справочник психолога начальной школы» О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто,         Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003 г.

3.      «Мир логики» С. Гин, Москва, «Вита-пресс» 2001 г.

4.      «Мир фантазии» С. Гин, Москва, «Вита-пресс» 2001 г.

5.      «Игры, ребусы, загадки для дошкольников» пособие для родителей, сост. Т.И. Линго, Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г.

6.      «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» Н. Винокурова, Москва,    «АСТ- Пресс» 1999 г.

7.      «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г.