ЦЕЛЬ: создать условия для введения понятия “разрядные слагаемые”.
ЗАДАЧИ:
- Учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Систематизировать и углубить знания учащихся о натуральных числах.
- Формировать вычислительные навыки учащихся, навык распознавания геометрических фигур.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Решите задачу:
Из-за куста торчало 8 ушек. Это спрятались зайчики . Сколько их?
Дети: 4.
Учитель: Как рассуждали?
Тимур : я считал по 2 – 2 да еще 2 будет 4 ушка. Это 2 зайчика. Еще 2 да еще 2 , еще 2 зайчика. Всего 4 зайчика.
Учитель: А сколько у них лапок?
Артем: 16. Я считал так – 4+4 =8, 8+4=12, 12+4=16.
Учитель: А сколько у них хвостиков?
Дети: 2, 4.
Учитель: Как рассуждали?
Дети: Всего ведь было 4 зайчика, значит, и хвостиков у них было 4.
Учитель: А кто охотится на зайчиков?
Дети: Лиса.
2. Актуализация знаний. Работа с числами.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришла лиса, да необычная.<Рисунок 1 > Она сегодня поможет нам сделать открытие. Посмотрите ,в лапах она держит какой-то секрет. Она приготовила вам задание. Прочитайте числа: 4,1,6,3.
Учитель: Что могут обозначать эти числа на рисунке?
Дети : 4 - круга.
3 - ромашки на платье лисы.
1 - пятиугольник, 1 цветок в лапе лисы.
6 - треугольников и маленьких, и больших…
Артем:1- восьмиугольник.
Учитель: А где на рисунке , Артем, ты нашел такую фигуру? Сможешь показать? (Артем выходит к доске, начинает считать…Насчитывает 9 сторон.)
Учитель: Как же называется такая фигура?
Артем: Девятиугольник.
Ксюша : 1 - овал. Это ротик у лисы.
Полина: 1 - треугольник.
Учитель: Какой?
Полина : На мордочке у лисы нос.
Учитель: Я правильно тебя поняла….Ты говорила о коричневом треугольнике?
Полина : Да.
Учитель: А может еще какие то числа можно найти на рисунке?
Дети: 2 - желтых круга, 2 - оранжевых…
Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?
Дети: Числа натуральные. Числа однозначные. Числа расположены не по порядку. Пропущены числа…..Если числа вставить, то получится натуральный ряд.
Учитель: Дети , вы согласны с Артемом? Назовите числа, в каком порядке они будут идти?
( На доске делается запись 1,2,3,4,5,6)
Учитель: Эта запись является натуральным рядом чисел?
Алина : Это отрезок натурального ряда чисел.
Учитель: А как сделать так, чтобы эта запись стала натуральным рядом чисел?
Настя :Нужно поставить точки.
Учитель: Зачем?
Алина: Это будет обозначать, что числа будут идти дальше.
Учитель: О каком признаке натурального ряда вы говорили?
Настя: О бесконечности.
Учитель: Ребята, легко было выполнять задания? А хотите задание посложнее?
Дети: Да.
Учитель: Используя данные числа составьте и запишите в тетрадь двузначные числа , в которых десятков больше , чем единиц. Как поняли?
Артем: Я буду составлять числа, в которых десятков больше , чем единиц.
Учитель: Приступайте. ( Дети выполняют задание в тетрадях и на доске.)
В результате проверки появляется запись: 65, 64, 61, 54, 51, 41.
Учитель: Есть другие варианты выполнения задания?
Даша: Да .Я записала числа 66, 11,44, 33.
Учитель: Ребята, что скажете о работе Даши?
Дети: Даша, ты использовала в записи одинаковые цифры, а задание было другое.
Учитель: Чем эти числа отличаются от этих?
Дети: В них есть десятки и единицы. В записи две цифры.
Учитель: Подчеркните цифры в разряде десятков одной чертой, а в разряде единиц – двумя чертами. (На доске прикрепляется карточка - разряд десятков, разряд единиц)
Учитель: Как вы думаете, это все, что мы знаем о двузначных числах? А хотите узнать? А зачем вам это надо?
Дети: - Мы будем учиться складывать двузначные числа. Это нам пригодится.
- У меня брат решает такие примеры,в которых ……. надо умножить на ………. . Сначала надо узнать все про такие числа.
- Или у вас делают ремонт. Вам надо рассчитаться.
Учитель: Как будем это делать?
Дети: Вы нам задание приготовили.
3.Изучение нового материала. Введение понятия разрядные слагаемые.
Учитель: Постарайтесь догадаться, какое число пропущено. Раздаю листы, только по первым партам, а их всего 6.)
Ой, ребята, как быть? Листов то у меня только 6, а вас много . Как быть?
Дети: давайте работать в группах…( На листах даны равенства с, в которых пропущены слагаемые. В нескольких равенствах слагаемые разрядные. Для одной группы, в которой более слабые учащиеся, все равенства записаны в виде суммы разрядных слагаемых).
54+…=61 | 60 +…=61 |
60 + …=64 | 60 +…=64 |
59 +…=63 | 60 +…=63 |
40 + …= 43 | 40 +…= 41 |
37 + ….=41 | 40 +…=43 |
27 +…=31 | 30 +…= 31 |
Учитель: Проверьте правильность выполнения.
Учитель: А кто заметил, какая группа выполнила задание раньше всех? ( Закончила работу раньше всех, как раз та группа, в которой уч-ся слабее.)
Учитель: Как вы думаете, почему?
Дети: У них равенства легче.
Учитель: А это как?
Дети: Там десятки и единицы, поэтому легче было искать пропущенные числа.
Учитель: Я правильно вас поняла, что первое слагаемое – это десятки, а второе – единицы? Что обозначает I слагаемое? А II слагаемое? Попробуйте придумать название таким слагаемым…
Дети совещаются в группах.
Учитель: Какие варианты у вас получились?
Дети: -Мы просто назвали десятки и единицы.
- Мы не смогли придумать.
- Мы назвали разрядные слагаемые.
Учитель: Как вы думаете, а как проверить правильность ваших ответов? Откройте учебник на с.25 , найдите на странице название таких слагаемых…. (Дети читают жужжащим чтением).
Учитель: Кто сможет прочитать?
Учитель: Давайте проверим, а что же нам лисичка принесла… (Переворачивается карточка, на ней запись – РАЗРЯДНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ.)
Учитель: А кто догадался , по какой теме мы сегодня работаем?
Учитель: Покажите с помощью карточек разрядные слагаемые чисел 39 и 93.
4. Физминутка. Проводится упражнение на внимание “Парта” ( Если учитель перед движением называет слово ПАРТА, то учащиеся выполняют действие, а если слово не названо или названо какое-то другое, то уч-ся движение не выполняют.)
5. Закрепление понятия разрядные слагаемые.
Учитель: Может дело в числах - они для вас легкие, и вы легко справились с заданием? С другими числами справитесь? Выполните п.4 задания № 60.
Учитель: Что будете делать?
Учитель: Мне тоже хочется поработать, я выполню задание вместе с вами на доске.(На доске делаю запись, в которой делается “ловушка”)
20 +9 =29
72+4=76
60+5=65
52+3=56
10+7=17
Учитель: Сверьте свою работу с образцом.
Учитель: Что–то лисичка наша загрустила. Может из-за задания? Как вы думаете, что нужно сделать? (Слева и справа от лисицы расположены карточки с выражениями .Например: 80+12, 32+4, 50+8, 42+10, 60+6, 50+ 14, 70+5, 80+7)
Дети: Найти суммы разрядных слагаемых.
Учитель: Приступайте.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. После выполнения задания карточки с суммами разрядных слагаемых убираются.
Учитель: А что можно сделать с оставшимися выражениями?
Предполагаемые ответы детей: Можно найти значения суммы., а можно изменить слагаемые так, чтобы они стали разрядными. Проверка выполняется по образцу.
6.Подведение итогов урока.
Учитель: Над какой темой работали на уроке?
Какое задание было самым интересным?
Самым трудным?
Учитель: Раз были трудности, предлагаю вам выполнить дома задание (оно записано заранее , но закрыто листом):
№65 (4,5)
№68
Выберите то задание, с которым вам будет интереснее работать.