Педагогическое общение как основа воспитательного процесса в школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Общение с детьми, что может быть радостнее и счастливее этого момента в жизни взрослого человека, что может быть огорчительнее и печальнее, что может быть сложнее... Встречаются два человека из разных миров, один из которых уже забыл мир детства, другой еще не познал мир взрослого. Как найти точки соприкосновения? Как построить общение так, чтобы затронуть все его стороны и, посредством общения формировать качества личности ученика, которые отвечали бы нормам морали и нравственности?

Анализируя свои уроки и уроки своих коллег я поняла, что именно в сфере общения кроются многие не вскрытые еще резервы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Здесь же причина многих неудач.

Это “открытие” и привело к исследованию мной сферы педагогического общения, с целью найти пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе при взаимодействии с подростками, посредством системы педагогического общения.

Общение учителя с учениками определяет восприятие ими личности учителя, возникновение симпатии и антипатии к нему, возникновение желания учиться и формирование отношения к предмету, который он преподает. Существует одна неопровержимая истина - отношение к учебе складывается через отношение к учителю. Это много раз доказано на примере выдающихся учителей: Толстого, Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили и других.

Педагогическое общение- это система органичного социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и это взаимодействие осуществляется не только, непосредственно, на уроке, но и во внеурочное время. Общение выступает здесь как средство решения учебных задач, социально- психологическое обеспечение воспитательного процесса и способ организации взаимоотношений учителя и детей. Надо заметить, что педагогическое общение – неординарный творческий процесс и в нем наблюдаются две взаимосвязанные подсистемы: процесс подготовки педагога к творчеству и творчество в ходе непосредственного взаимодействия.

В чем проявляется творчество в общении? Во многом: в умении понять состояние ученика, в сложном искусстве выстраивания взаимоотношений, в воздействии на партнера по общению, в умении принять его таким, какой он есть и сотрудничать с ним.

Чтобы организовать педагогическое воздействие надо во-первых. проанализировать ситуацию, во-вторых, перебрать возможные варианты решения, выбрать оптимальный способ и потом организовать воздействие, т.е. для решения педагогической задачи необходимо решить задачу коммуникативную.

Логику педагогического воздействия можно выстроить следующим образом:

Педагогическая задача и ее решение.

Система методов педагогического воздействия.

Система коммуникативных задач.

Педагогическое воздействие и взаимодействие.

Педагогическое общение включает в себя 4 составные части:

  1. Моделирование предстоящего общения.
  2. Организация общения.
  3. Непосредственно само общение.
  4. Анализ общения.

Успешность педагогического общения зависит от соблюдения определенных правил общения и преодоления психологических барьеров.

Подростковый возраст- это период, когда ребенок входит в мир взрослых людей посредством социализации. В этот период формируется его поведение, жизненные установки, стереотипы. Этот возраст- наиболее кризисный период в жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте начинают бурно развиваться все компоненты личности, сопровождаемые физиологическими изменениями, связанные с половым созреванием. Для подростков характерно определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета сверстников. Процесс самопознания, формирование широкого круга навыков межличностного общения настолько захватывает их, что у подростков может наблюдаться резкое падение интереса к учебе.

Психологические задачи подросткового возраста известны – это задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей этого возраста:

  1. Физиологическая (физическая и сексуальная активность подростков),
  2. Потребность в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе,
  3. Потребность в независимости и эмансипации от семьи,
  4. Потребность в привязанности,
  5. Потребность в успехе – проверка своих возможностей,
  6. Потребность в самореализации и развитии собственного “я”.

Последние годы – годы всестороннего кризиса взрослой политики, ударившей по молодым. Трудности социализации и самореализации, падение доверия к идеалам старших, включая неверие в собственное будущее – лишь некоторые симптомы этого кризиса. Существует ряд противоречий, которые побуждают в принципе изменить систему взаимодействия в школе в урочное и внеурочное время.

Противоречие 1.

связано с парадоксом: сегодня высокооплачиваемая работа не зависит от качества и уровня образования, временные текущие интересы молодых либо противоречат, либо вообще, никак не связаны с долгосрочными интересами общества и вечными ценностями культуры. Иными словами, процесс социализации и адаптации подростков затруднен.

Противоречие 2.

Сегодня подростки предпочитают асоциальность, организуясь сами, в то время как общество продолжает предлагать и навязывать им устаревшие морально формы урочной и внеурочной деятельности.

Противоречие 3.

Общество стремится возродить образовательно-воспитательную систему в формах “открытых” школ- комплексов, клубов, объединений, все это очень красиво и занимательно, если забыть о фактах детской преступности, росте заболеваний, невротизации населения. А это возвращает на землю, к конкретной школе, к элементарному решению двух задач:

1. Социально и психологически защитить подростка от наползающей асоциальности.

2. Социализировать и по возможности развить личность подростка.

Эти противоречия затрагивают и систему педагогического общения и через нее мы можем смягчить эти конфликтные по сути противоречия.

В педагогике известны 2 принципа природосообразности и культуросообразности; первый- это сообразование воспитательного воздействия на подростка с присущими ему естественно-возрастными интересами; второй – сообразование “Здесь и теперь” в ситуациях воспитания и обучения различных культурных образцов.

Подросток образован или образовывается, если имеет свой “образ Я”. “Образ Я” подросток получает и конструирует во всех сферах своей жизни, но корректирует и проблематизирует только в обучении и воспитании, а учебно- воспитательный процесс тесно связан с педагогическим общением.

А.С.Макаренко в своих работах говорит о педагогическом общении, как о типе общения предполагающем не умаление личности, а глубокую убежденность в ее созидательных возможностях, не игнорирование ее эмоционального мира, а отклик на него. Такое общение предполагает взаимодействие двух субъектов общения, т.е. принятие другого участника общения как личности, применяя позицию “наравне”.

При соблюдении этих условий устанавливается не межролевой а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит наибольшая восприимчивость и открытость к воздействию одного участника общения на другого, т.е. создается психологически оптимальная база для позитивных изменений в познавательной и поведенческой сферах каждого из общающихся.

В исследованиях проведенных А.А.Бодалевым подчеркивается так же роль центрации стиля общения педагога. Если в центре общения педагог ставит себя, то у него складывается формальное отношение к ученикам, он подчеркивает собственное превосходство, навязывает свои способы поведения. При центрации на учениках наоборот, происходит подлаживание к ученикам, пассивное инициирование их активности. Если же в центре ситуации общения находятся оба субъекта, то они стремятся строить общение на равных началах, в форме диалога. У них присутствует желание развивать общение и предупреждать конфронтацию.

В процессе педагогического общения решаются 2 управленческие задачи:

  • вызвать у учащихся желательное учителю поведение или придать ему определенные свойства в смысле качества, быстроты и т.д.,
  • прекратить или задержать определенное поведение, устранить его некоторые свойства, если они нежелательны.

Решение этих задач осуществляется через принуждение, скрытое или выраженное явно. Формулу ненасилия в педагогическом общении можно обозначить фразой : “Ты можешь не делать того, чего я хочу, ты свободен в своем решении. Я не намерен наказывать тебя за недеяние. Но я тебя награжу за исполнение.” Ненасилие порождает и стимулирует положительную мотивацию деятельности, предоставляет свободу выбора, следовательно формирует ответственность за свои поступки.

Таким образом, изучение теории педагогического общения позволяет сделать следующие выводы:

  1. Педагогическое общение – средство для решения учебных задач, социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и способ организации взаимоотношения учителя и ученика.
  2. Педагогическое общение – творческий процесс, требующий от учителя, владения многими навыками общения. Он предполагает сотрудничество партнеров по общению.
  3. Педагогическое общение состоит из 4 этапов, каждый из них важен по своему, но все вместе при правильно организации, они активизируют общение, а значит и УВП.
  4. Современная ситуация в обществе заставляет пересмотреть процесс педагогического общения и гуманизировать его.
  5. Основными психологическими условиями гуманизации общения являются:
  • переход от педагогического манипулирования к педагогическому взаимодействию,
  • переход от межролевого контакта к межличностному,
  • психологическая готовность учителя и учеников к общению,
  • формирование гуманистического и коммуникативного ядра личности.
  1. Ненасилие в педагогике снимает часть трудностей в педагогическом общении и ведет к формированию свободного поведения, а свободное поведение формирует свободную творческую личность.
  2. Необходимо постепенно изменять систему преподавания в школе, внедряя новые педагогические технологии и практику психотерапии.

На определенном этапе мне пришлось задуматься, как реализовать задачи педагогического общения в школе и воплотить в жизнь практику психотерапии, которая помогла бы оптимизировать педагогическое общение в школе.

Наиболее приемлемой, мне показалась форма социально-психологического тренинга.

Групповое воздействие – мощный фактор поведения и деятельности человека. Феномен группы заключается в том, что даже простое присутствие других людей влияет на результаты деятельности: в присутствии других людей возрастает, например, скорость выполнения отдельных операций.

Однако, более важным является тот момент, что не простое присутствие других, а именно взаимодействие с ними является определяющим фактором, который влияет на деятельность людей. В ситуации группового общения замкнутый “контур” отдельного человека как бы размыкается и включается в общегрупповой “контур”, который не является простой суммой индивидуальных контуров, а приобретает качественно новое групповое качество.

В условиях общения динамика протекания психических процессов меняется, в отличие от условий индивидуальной деятельности человека. Появляются новые феномены и механизмы: синхронизируются психические процессы и состояния, формируются совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль поведения и деятельности, создается своеобразный общий фонд.

Взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности может облегчить протекание психических процессов, давать как бы “прирост” продуктивности деятельности отдельного человека. Здесь имеет место эффект социальной фасилитации. Например, творческие задачи решаются с большей степенью успешности при групповом творчестве, нежели при индивидуальном.

Именно в группе личность научается социальным навыкам, обретает, интериоризирует и реализует социальный опыт, т.е. происходит социализация личности. Социализация есть процесс становления личности, который включает в себя деятельность, общение и самоосознание. Именно процесс самоосознания во многом зависит от качества групп в которые включена личность.

Социально- психологический тренинг – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности общения.

Численность группы для оптимальной работы 7-15 человек.

Задачами тренинга являются:

  • Овладение психологическими знаниями.
  • Формирование умений и навыков в сфере общения.
  • Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.
  • Развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.
  • Коррекция и развитие системы отношений личности.

Принципы организации занятий:

Принцип активности участников. (В ходе занятий участники постоянно вовлекаются в различные действия.)

Принцип исследовательской позиции. (В процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия людей).

Принцип объективации поведения. (Поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе проведения занятия. Важным средством объективации поведения является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой повышается при использовании видеозаписи.).

Принцип партнерского общения. (Предполагает признание ценностей личности другого человека, его мнений и интересов, а так же принятие решений с максимально возможным учетом интересов всех участников общения.).

Правила работы в тренинговой группе.

  1. Правило конфиденциальности. (все происходящее остается внутри группы и за ее пределы не выносится.
  2. Всегда говори только “я”. (“Я считаю”, а не “мы считаем” ит.д.)
  3. Не говорите о человеке, всегда говорите самому человеку.
  4. Заменяйте “не могу” на “не буду”, “не хочу”.
  5. Не отвечайте вопросом на вопрос.
  6. Не занимайтесь интерпретацией. Нельзя говорить человеку, что он думает, чувствует и т.д.
  7. Говорите, что вы думаете, чувствуете, осознаете.
  8. Старайтесь жить “Здесь и сейчас”.

Основными методами С-ПТ являются групповая дискуссия и ролевая игра.

Появление клуба общения было вызвано потребностью подростков не только работать в тренинговых группах, но и просто общаться в школе во внеурочное время.

Членами клуба общения являются старшеклассники со средней и высокой степенью социальной успешности. (хорошо учащиеся в школе и сориентированные на продолжение образования), но с выраженными трудностями в сфере общения, с проблемами самоопределения в социальной среде.

Для большинства из них характерна сознательная мотивация к психологической работе, направленной на преодоление имеющихся трудностей. Разумеется, группа не полностью однородна, в клуб приходят ребята с низкой социальной успешностью и социально-неблагополучные подростки с девиантным поведением. Однако, опыт показывает, что они не всегда удерживаются в клубе т.к. пребывание в окружении сверстников со значительно более высокой социальной успешностью, отрицательно сказывается на самооценке, и стимулирует негативные тенденции.

Работа в клубе облегчается в том случае, если в нем приблизительно поровну мальчиков и девочек. Это способствует выработке правильных образцов мужского и женского поведения, повышает эмоциональную насыщенность внутригруппового общения, расширяет круг тем, затрагиваемых членами клуба в дискуссиях.

Формы работы, используемые в клубе, невозможно применить в рамках классно-урочной системы, что существенно отличает клуб от школы. В то же время клуб общения для многих учащихся является отправной точкой для активного взаимодействия со сверстниками.

Численность членов клуба не ограничена, группы от 7 до20 человек.

Формы работы в клубе:

  1. Социально- психологический тренинг.
  2. Группы личностного роста.
  3. Дискуссии.
  4. Психологические практикумы.
  5. Коллективные творческие дела.
  6. Деловые игры.
  7. Диагностика и исследования.

Тренинг и клуб общения имеют много общего, но и много различий. Вернее сказать тренинг является одной из форм работы клуба общения. Почему я решила организовать работу как клуб? Здесь есть много причин. Во-первых, тренинг – явление непостоянное, оно возникает по мере востребованности подростками и преследует определенную цель – коррекция поведения и личностных качеств и, конечно же, подразумевает активную работу всей группы.

Результаты работы в тренинговых группах показали положительную мотивацию к творческой деятельности, сформированность навыков общения и умения разрешать конфликтные ситуации, а также стимул к развитию и самовоспитанию. Результативность работы определялась с помощью проведения диагностических методик перед началом и после тренинга. Серия занятий в тренинговой группе представлена в Приложении.

Занятие клуба состоит из трех взаимосвязанных частей.

1 часть. Социально-психологический тренинг (см. описание выше).

2 часть. Чаепитие.

Этот момент очень важен. Во-первых, он является хорошим отдыхом после двух часов активной работы, а во-вторых, чаепитие является продолжением тренинга. Именно за чаем можно получить обратную связь отдельным участникам тренинга. Именно за чаем после 5-7 занятия начинаются личностные разговоры. Важно,что ситуация чаепития еще больше демократизирует группу уравнивая позиции руководителя и учащихся.

3 часть. Релаксация.

В нее включены упражнения на расслабление, на воображение, медитации. “Психологические поглаживания”.

Школьный музыкальный театр появился на определенном этапе существования клуба общения. Это связано с тем, что у подростков, занимающихся в клубе, выразилась потребность реализовать себя в конкретном деле. Энергия взаимодействия в группе нашла свой выход на сцене. Сцена – это новый этап общения и взаимодействия.

В тренинговой группе все участники сориентированиы на работу, взаимодействие с залом – нечто иное. Артист, который играет роль, несет двойную нагрузку: передать зрителям образ и чувства своего героя и общаться с залом так, чтобы тебя поняли. Зритель непроизвольно включается в процесс общения и переживает вместе с артистом то, что происходить на сцене. Тот факт, что артисты – сверстники и друзья, положительно влияет на развитие процесса педагогического общения в школе.

Когда идет подготовка к спектаклю, в процесс включаются множество учащихся школы и не состоящих в клубе. Рамки клуба, в это время, расширяются, включая новых участников общения.

Кроме артистов (члены клуба) в театре есть художники, декораторы, костюмеры, звукооператоры. В качестве режиссера и художественного руководителя выступаю я, а музыкальным руководителем является педагог школы.

Результатом работы музыкального театра является спектакль. (Рисунок 1, 2, 3)

Постановка спектакля является коллективным творческим делом, в которое вовлечены учащиеся школы. Их объединяет общая цель – создать спектакль, и неважно кто ты в этом деле – артист, художник, декоратор или просто добровольный помощник для того, чтобы переставить мебель, важно что этот процесс сплачивает вокруг себя большое группу разновозрастных “детей”. Но в работе они на детей не похожи, ответственное отношение к работе и поручениям, которое формируется при подготовке спектакля, закладывается на долгие годы, если человек осознает значимость своей работы, проявляется здесь очень ярко.

Таким образом, результатом воспитания мы видим личность, способную к независимым суждениям и поступкам, терпимую к суждениям других людей, способную воспринимать любого человека как личность; умеющую вести диалогическое общение; уверенную в себе, имеющую свою жизненную цель и не останавливающуюся на достигнутом.