Вечер "Сказка ложь, да в ней намек… на новые открытия"

Разделы: Физика, Информатика, Внеклассная работа


СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК… НА НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ

Ведущий этапа

Содержание этапа

  Здравствуйте, ребята!

Наша сегодняшняя встреча посвящается Дню Науки.

Мы с вами - жители города Ногинска.

Ногинский район – не только крупный промышленный, но и крупный научный регион. [3]

  1. Город Электроугли – Научно – исследовательский и проектно – технологический институт электроугольных изделий ГУП (НИИЭИ)
  2. П. Старая Купавна, Ногинский район ГУП Всероссийский научный центр по безопасности биологически активных веществ (ВНЦ БАВ)
  3. П. Зелёный, Ногинский район - Всероссийский научно – исследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии ФГУП (ВСЕГИНГЕО)
  4. Г. Черноголовка, Ногинский научный центр.

Но на нашем вечере мы и сказки вспомним. Какое отношение сказки имеют к науке? Послушаем и подумаем.

  Все дети - фантазёры. Все дети любят сказки. И взрослые - тоже любят сказки. Кто – то слушает сказки, кто – то сам уже читает их. Кто – то сочиняет сказки.

Про сказки много сказано.

“Что за прелесть эти сказки”.

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

“Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”.

В сказках - мечты человека. И некоторые мечты воплотились в быль. Проведём небольшую экскурсию по сказкам.

  “Царевна – лягушка”

Царевна - красавица. Царевна - рукодельница.

Вспомним, как быстро справилась царевна – лягушка с созданием необычного узора.

Д/опыт К/фр Царевна – лягушка соткала ковер с изображением озера и лебедей.
Д/опыт А сейчас есть такие станки, которые выполняют рисунок по заданной программе. Вам всем знакомы красивые ткани.

Показать: 1.Тюль. 2.Машинная вышивка

  Волшебные сказки Пушкина!

“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о Золотом Петушке”.

Какие мечты заложены в сказках? О чём эти сказки?

  Пушкин Александр Сергеевич

Сказка о Золотом петушке

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется".
…Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы

(Можно использовать фрагмент видеофильма)

  Царь Дадон мог узнать о приближении врага с помощью сказочного Золотого Петушка, подаренного мудрецом.

Кто же помогает человеку сейчас узнавать о приближении самолета, корабля, наземных и подводных объектов?

Как охраняется граница? Как охраняется территория, на которой живут и работают люди?

Верными помощниками ему служат:

1. Радиолокатор.

2. Камера наблюдения (WEB – камера)

  Явление отражения радиоволн было обнаружено изобретателем радио Александром Степановичем Поповым в 1897 году

Такой способ использования радиоволн называется радиолокацией

Так в наше время удалось превратить сказочного Петушка в реальность

Д/опыт Демонстрация опыта по радиолокации

из курса физики “Отражение электромагнитных волн от металлической поверхности”

Д/опыт Работа с WEB – камерой: наблюдение на расстоянии.

(Ноутбук, проектор, экран)

  А в “Сказке о царе Салтане” решаются экономические задачи - учёт доходов и расходов. Экономические расчёты для государства - важны. Расчёт должен быть быстрым и точным.
  Пушкин Александр Сергеевич

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди.

Князю лебедь отвечает:
"Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу".
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкой -
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
“Во саду ли, в огороде…”
Изумился князь Гвидон.
"Ну, спасибо, - молвил он: -
Ай да лебедь - дай ей боже,
Что и мне, веселье то же".
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

  Считать всегда надо было много. Подсчитывать расходы, доходы. Раньше использовали счёты, арифмометры. А теперь считать стало проще. Мы часто пользуемся микрокалькулятором.
Д/опыт Работа на калькуляторе в проекции на экран.

(Ноутбук, проектор, экран)

Ведущий Мы все любим красивое. В украшениях используются ювелирные и поделочные камни: красивые, разноцветные, прозрачные и матовые. Разные.

украшения были недоступны простому народу. И придумывались добрые сказки, в которых трудолюбивые девушки получали украшения как награду.

Вспомните “Сказы” Бажова.

Бусы на шее, перстень на пальце, браслет на руке, брошь.

  Бажов Павел Петрович

“Серебряное копытце”

Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать.

Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искри, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.

Кокованя сразу пол шапки камней нагреб, да Даренка запросила:

— Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.

Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.

Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет.

А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?

(CD – ROM MP – 3

“Золотые русские сказки”)

Д/опыт Кристаллы: кварц, полевой шпат, горный хрусталь

(Из кабинета химии)

  Учёные, физики и химики, научились выращивать искусственные кристаллы для практического применения: искусственный рубин, пьезокварц. Они используются при изготовлении точных приборов, лазеров.

Искусственные алмазы не уступают по твёрдости естественным и имеют огромное значение в металлообрабатывающей промышленности. Кристаллическим телам в процессе роста можно придать форму той или иной детали, имеющей повышенную прочность.

  И ещё одна очень красивая сказка.

Аленький цветочек.

  Аксаков

Аленький цветочек

… на белой мраморной стене появились слова огненные: “Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе пожелается, всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою”. Прочитала она слова огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там.

А и стала она день ото дня чаще ходить в залу беломраморную, говорить речи ласковые своему хозяину милостивому и читать на стене его ответы и приветы словами огненными.

Д/опыт Написать текст в WORD с проекцией на экран.

(Ноутбук, проектор, экран)

  А помните чудесную сказку Ершова “Конёк – горбунок”?

…Огонёк горит светлее
Горбунок бежит скорее
Вот уж он перед огнём
Светит поле словно днём,
Чудный свет кругом струится
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок пять найдётся свету,
А тепла и дыму нету, эко, чудо – огонёк!”
Говорит ему конёк:
“Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо Жар – птицы”

  Явление излучения света, которое не зависит от теплового состояния тел, называют люминесценцией. Люминесценция широко применяется в быту и технике. Это люминесцентные экраны осциллографов, телевизоров, дисплеев, рентгеновские экраны, люминесцентные лампы.

Первые образцы люминесцентных ламп были созданы под руководством академика Сергея Ивановича Вавилова.

Д/опыт Сравнить лампу накаливания и энергосберегающую лампу одинаковой мощности. Можно продемонстрировать свечение ламп белого света и теплого света, а также лампы с красным и синим свечением. Сравнить свечение этих ламп.
Д/опыт 1. Наборы по люминесценции и флюоресценции из кабинета физики

2. Свечение газоразрядных трубок.

  А вы догадываетесь, что объединяет сказки:

“Конёк – горбунок”

“Лягушка – путешественница”

“Старик Хоттабыч”

“Аленький цветочек”

Конечно же мечта о быстром перемещении в пространстве со всеми удобствами. И эта мечта сбылась

Построены автомобили, самолёты, вертолёты.

Улетают в космос космические корабли.

  Ракета небо прочеркнула.
Ей в космос путь совсем не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из – под облачных ковров
Всё это плод людских исканий
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук
Д/опыт Демонстрация движения ракеты

(Оборудование из кабинета физики)

  Прошло лишь сто

Сто с небольшим минут,
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут.

Вопрос викторины: Когда началась “иная эра”

Д/опыт Вопросы викторины “Чей это портрет?”

Приложение 1 Слайд – шоу “Первые”

На кадрах слайд – шоу портреты:

Кибальчич Н. Н., Циолковский К. Э., Королёв С. П., Гагарин Ю. А., Леонов А., Терешкова В. В.

  Новые поколения жителей Земли продолжают мечтать каждый о своём: о сохранении жизни на Земле, о полёте на Луну, о встрече с неземными цивилизациями.

Люди летают на самолётах, полёты в космос стали работой. Даже космические туристы есть.

  Давно уже осуществились многие заманчивые мечты древности, не мало сказочных историй сделалось достоянием науки. И это - работа учёных.

А начинается всё очень просто: с удивления. Давайте проведём небольшую викторину.   Сегодня мы покажем вам очень простые, но удивительные опыты. Попробуйте объяснить эти опыты.

Д/опыт [2], опыт № 7
Д/опыт [2], опыт № 16
Д/опыт [2], опыт № 33
Д/опыт [2], опыт № 36
Д/опыт [2], опыт № 47
Д/опыт [2], опыт № 59
Д/опыт [2], опыт № 108
Д/опыт [2], опыт № 118
Д/опыт [2], опыт № 357
Д/опыт [2], опыт № 358
  Вот и закончился наш вечер, посвященный ДНЮ НАУКИ.

Но не закончились сказки, их очень много.

Человек живёт, мечтает, складывает новые сказки.

И наука физика помогает сказку сделать былью. Одна из прекрасных особенностей физики состоит в том, что чем больше её изучаем, тем интереснее становится - именно поэтому все физики очень любят свою работу.

Вам предстоит изучать физику. Возможно кому – то будет трудно. Но не надо бояться трудностей, их надо преодолевать.

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

Желаем вам успехов в изучении одной из интереснейших наук – физики.

 

Список пособий для подготовки мероприятия

Название источника
  “Демонстрационный эксперимент по физике”

Под редакцией Покровского А. А.

  “Физические викторины” Билимович Б. Ф.

Москва, “Просвещение”, 1977 г.

  “Справочные материалы по историческому краеведению. ХХ век Ногинский район” Г Ногинск, Московская область, 2006 г.
  Пушкин А. С. “Сказки”
  Ершов “Конёк – горбунок”
  Бажов П. П. “Сказы”
  Русские народные сказки
  CD – ROM Детская интерактивная энциклопедия “Техника”
  CD - ROM MP – 3

“Золотые русские сказки”

  CD – ROM 1C:Репетитор “Физика”
  DVD Серия “Сказки”