Особенности формирования индивидуальной обучающей среды на летних занятиях иностранного языка с лингво-гувернером

Разделы: Иностранные языки


Современная педагогическая общественность приходит к выводу о необходимости личностно-ориентированного образования и отводит в этом особую роль условиям педагогического процесса, обусловливающим создание насыщенной обучающей среды. Огромный потенциал в данном направлении имеют занятия с гувернером. Подобная форма обучения была особенно популярна в дворянской среде XVIII-XIX веков, а в настоящее время переживает свое второе рождение. Открываются курсы и специализации для гувернеров, все больше родителей пользуются заложенным в законе РФ “Об образовании” (ст. 52, с. 56) правом приглашать домашнего учителя.

Институт гувернерства был с самого своего рождения связан с овладением иностранными языками. Раннее изучение иностранного языка, преподаваемое в естественной языковой среде его носителем, являлось залогом формирования устойчивых речевых навыков у детей, а во многих случаях развивало билингвизм. В настоящее время идея изучения иностранного языка с гувернером также достаточно популярна. Появился термин лингво-гувернант(ка), которым обозначают специалиста равно компетентного в вопросах воспитания детей и методике преподавания иностранного языка. При этом инструментарий гувернера в области методики определенным образом отличается от форм и методов, использующихся в работе школьного учителя.

В данной работе мы остановимся на нескольких методах, способствующих формированию языковой среды на летних занятиях иностранным языком с гувернером.

Моделирование обучающей среды в дачных условиях.

Важными факторами успешности обучения иностранному языку на каникулах в дачных условиях являются:

  1. наличие у детей большого количества свободного времени,
  2. уменьшение языкового влияния русско-говорящих друзей, одноклассников, соседей, иногда – родителей,
  3. эмоциональная готовность детей и родителей участвовать в нетрадиционном обучении во время отдыха.

В конечном итоге целью подобного курса является не только формирование определенного набора лексико-грамматических навыков, но, в первую очередь, преодоление тревожности школьника в обращении с иностранным языком, раскрытие его коммуникативного потенциала, снятие языкового барьера. Именно поэтому важен внешний облик “учебного класса”. Мы предлагаем сопроводить каждый объект территории ярлыком с его английским названием (a tree, a fence, gates). Также полезно снабдить некоторые объекты инструкциями по пользованию или указаниями. Например: “Keep off the grass”, “Wash your hands before meals” и т. д. От количества и разнообразия подобных табличек будет зависеть эффективность усвоения лексического материала курса, они послужат справочным материалом, своеобразного рода словарем с иллюстрациями, английские слова будут ассоциироваться у ученика с одной стороны с наглядным образом, а с другой – с определенным лексическим контекстом. Большее количество табличек целесообразно изготовить преподавателю в связи с трудоемкостью этого процесса. По мере возникновения необходимости ученик может пополнять набор слов, выражений и предложений на дачной территории по своей инициативе. В то же время можно в первый день курса поручить учащемуся самому развесить таблички, заранее приготовленные преподавателем. Это даст представление о словарном запасе ученика, а также обратит его внимание на предлагаемые лексические единицы. В дальнейшем таблички, развешенные по территории, будут играть двоякую роль. С одной стороны, ученик будет всегда сталкиваться с окружающими его дачными объектами и ярлыками на них и непроизвольно запоминать написанное. С другой стороны, эти таблички могут стать источником создания языковых ситуаций и упражнений:

1) Составление устных инструкций и передвижение по территории:

“Go past blueberry bushes, past the table to the water tap”

2) Подбор прилагательных со словами ярлыков:

What things in this garden can be good/tasty/wet/? What can you tell me about this tree?

3) Какие слова с территории рифмуются между собой?

4) Найди употребление повелительного наклонения/модальных глаголов/отрицательных форм на табличках в саду и так далее.

Главная цель подобных заданий – привлечь внимание учащегося к лексическому окружению, активизировать пассивный словарный запас, который формируется просто при беглом знакомстве со словами при перемещении по даче.

При формировании визуальной обучающей среды следует обратить внимание на оформлении комнаты проживания учащегося. Мы предлагаем использовать обои для написания на них слов, изучающихся в рамках каникулярного курса. Целесообразно использовать специальные обои для рисования или, наоборот, самые простые бумажные обои, картинки на которых не будут мешать написанию слов и их просмотру. Лексику следует сопровождать примером или графическим образом, непосредственно обозначающим записанное или выражающим ассоциацию с ним. При этом не стоит использовать русский перевод слов. На обоях можно также писать диктанты или выполнять короткие упражнения на составление фраз моделей, но не рекомендуется превращать стену в тетрадь с множеством ошибок, зачеркиваний или исправлений. Ученик должен иметь черновик, если сомневается в правильности написания слов или текста, Необходимо, чтобы обои были расписаны красиво, ведь в дальнейшем при произвольном или непроизвольном обращении ученика к записанному материалу заключается основная ценность методики.

Методики интенсивного изучения лексики.

Слова, изучаемые в ходе курса, нужно фиксировать не только на обоях и дачных объектах, но и там, где учащийся сможет в дальнейшем увидеть и повторить их. Мы рекомендуем завести для этого “лексический мешок”. Каждое слово, выучиваемое учеником, записывается на отдельную карточку (для этого хорошо подходят карточки метро – они плотные и одинакового размера). Все карточки складываются в красивый мешочек и формируют учебную “колоду”, которую можно использовать на уроке достаточно разнообразно. Можно просто вытягивать карточки и переводить их с английского на русский за определенный промежуток времени. Эмоциональный эффект усвоения значительно усиливается применением декоративных часов, в которых капает цветная жидкость (или песочных часов). “Лексический мешок” можно использовать для составления словосочетаний и предложений (например, “вытяни 2 карточки и составь с ними одно предложение”), можно составить мини-ситуацию, в которой в начале должно употребляться слово, вытянутое первым, в середине – второе слово, а в конце, слово, которое попалось ученику последним. Можно попросить изобразить или объяснить слово по-английски. Можно, вытягивая слова, составлять с ними кроссворд – проигрывает тот, кто не сможет в свой ход “встроить” слово в создаваемый кроссворд. Можно раздать по 5 карточек и играть, выкладывая их учителю и ученику по очереди. Победителем считается тот, у которого карты закончатся первыми, а выкладывать свою карту можно только когда две буквы слова на карточке ходящего совпадают с двумя буквами карточки, выложенной предыдущим игроком. Думается, список возможных применений “лексического мешка” может быть дополнен, причем как учителем, так и учеником. В любом случае использование тетради-словаря не дает такой свободы методического маневра, являясь только средством регистрации педагогического требования в области лексического минимума, в то время как “мешок слов” предоставляет широкий ассортимент приемов закрепления и контроля знаний. В то же время надо отметить, что и функция предъявления педагогического требования к лексическому минимуму реализована более наглядно, чем в тетради: его можно оценить визуально по размеру стопки слов. Дополнительным средством контроля знаний и фактором стимулирования мотивации ученика является “индекс изученности слова”. Идея заключается в том, чтобы каждое слово, которое ученик не только записал, но и действительно выучил, помечать карандашной галочкой или линией и присваивать за него одну “лексическую скрепку” (“vocabulary clip”) (в роли которой может выступить любая скрепка для бумаги). “Лексические скрепки” складываются в “лексическую цепочку” (“vocabulary chain”). Цепочка визуально растет при выучивании новых слов, но может и уменьшаться (если помеченное слово ученик забыл, то карандашная пометка стирается и снимается скрепка, при этом она может быть возвращена в дальнейшем). На цепочку можно вешать сувениры и призы, заменять определенное количество обычных скрепок на цветные – например, 100 обычных скрепок из металла = одна декоративная красная. В конечном итоге визуализация выученной лексики способствует созданию ситуации успеха для ученика, который каждый день курса видит результаты своего труда. Практика показывает, что при применении комбинации всех вышеперечисленных приемов и методов можно добиться эффективного усвоения более 300 лексических единиц за две недели и избежать при этом механического зазубривания слов. Описываемая методика позволяет сформировать личностное эмоциональное восприятие языка и, конкретно, его словарного запаса. Какие-то слова будут ассоциироваться у ученика с объектами на территории, другие – с интересным опытом расписывания обоев и попыткой объяснить слово без помощи родного языка. Многие слова и выражения будут ассоциироваться с определенными действиями: помыть руки, сделать утреннюю гимнастику с инструктажем на английском языке, пожелать приятного аппетита, предложить игру, объявить победителя… Слова, изученные таким образом легче запомнить и сложнее забыть.

Методы работы с грамматическим материалом.

Особого подхода требует и изучение грамматики. По нашему мнению в рамках описываемого курса грамматика не должна являться самоцелью, а служить речевым потребностям коммуникантов. При этом оптимальное объяснение грамматического материала должно основываться на понятной, легко запоминаемой модели, на основе которой можно построить собственное высказывание. Гувернер может варьировать грамматические структуры в собственной речи, демонстрируя обилие примеров употребления определенной конструкции и периодически обращая внимание учащегося на тот или иной характерный для грамматического явления пример употребления. Можно поощрять ученика использовать грамматическое явление в речи, присваивая за это баллы, или, наоборот, штрафовать за неверное употребление конструкции. При этом не рекомендуется постоянно исправлять ошибки в речи учащегося, особенно прерывая речь на полуслове. Исключения составляют случаи, когда из-за ошибок в грамматике теряется смысл сказанного. Тогда необходимо попросить ученика перефразировать свою мысль. Принцип аппроксимации применительно к нашему курсу особенно целесообразен. Мягкая борьба за грамотность речи может происходить разве что в рамках одного-двух правил в день, которые заранее оговариваются с учащимся (Например, “Сегодня обрати внимание на употребление степеней сравнения прилагательных”). Ненавязчивое исправление ошибок может происходить в конце дня. При разборе правила необязательно упоминать, что ученик сделал в нем столько-то ошибок, иначе может сложиться впечатление, что преподаватель только и делал весь день, что считал ошибки, а не участвовал в беседе на правах заинтересованного партнера. Кроме того, лучший способ исправить ошибку – показать хороший пример. Например, задать похожий вопрос, но правильно построив предложение. Иллюстрацию подобного подхода приведем из реальной ситуации общения:

Ученик: Have I produced much mistakes today?

Гувернер: No, you haven’t made many mistakes today.

Слишком пристальное внимание к грамматике в рамках курса дискредитирует его концепцию, превратит в один многочасовой практикум по употреблению грамматических явлений.

Оценка результатов.

Неотъемлемой частью любой педагогической системы является оценка результатов учебной деятельности учеников и, на этой основе, оценка успешности деятельности учителя. Функции оценки весьма разнообразны, но в целом мы понимаем это явление как инструмент обратной связи между учителем и учеником. При этом термин “отметка” более узок и выражает числовое значение, получившееся из сопоставления уровня педагогического требования со стороны учителя с реальными возможностями, способностями и уровнем подготовки ученика. Педагогическому сообществу известен ряд способов альтернативного оценивания, помогающий избежать жесткой шкалы “2”-“5”. Таким средством, в частности, является рейтинг. Также общепринята вербальная оценка учебной деятельности. В нашем курсе мы предлагаем использовать кумулятивную (накопительную) систему оценивания – интеллектуальные деньги, а конкретно – мудрики. Изобретенный нами интеллектуальный денежный знак может оценить любые учебные усилия, которые не укладываются в шкалу “2” - “5”, например, небольшое добавление к ответу другого ученика за который в традиционной системе либо не ставят ничего, либо отмечают плюсом. В то же время, в отличие от отметки в журнале, мудрик можно подержать в руках, обменять, приобрести на него призы или те же отметки или же положить под проценты в банк. Мудрик является предметом накопления. За определенное число мудриков (обычно 100) предлагается приз. Мы рекомендуем каждый вечер открывать “магазин мудриков”. На столе устанавливаются канделябры, зажигаются свечи и раскладываются карточки с наименованием предметов и услуг продажи.

Говоря о создании индивидуальной образовательной среды, нельзя ограничиться вопросами формирования этой среды вокруг ученика. Мы убеждены, что сам учащийся может и должен быть ключевой фигурой своей образовательной среды. С целью органичного включения ученика в логику летнего курса мы предлагаем внедрить систему титулов, последовательное приобретение которых учеником и определит общую и промежуточные цели курса, его структуру. На первом занятии учащийся автоматически получает титул “Гостя”, а затем, выполняя определенные учебные задачи и в соответствии с заранее оговоренными условиями, он может двигаться вверх по карьерной лестнице от эсквайра (оруженосца) до герцога в следующем порядке, реально существующем в Великобритании: Esquire, Knight, Baronet, Baron, Viscount, Earl, Marquess, Duke, King. Каждому титулу соответствуют конкретные требования и присущи определенные привилегии. “Эффект титула” усиливается вручением атрибутов титула и писчей бумаги для написания указов, резолюций, эссе, писем и т. д. (для каждого титула определен свой цвет бумаги). Для получения нового титула претендент пишет большое прошение на имя гувернера с перечислением своих заслуг и просьбой присвоить новый титул. Получение титула короля означает признание высокой эффективности курса. Коронация является самым крупным и итоговым праздником дачного сезона, кульминацией которого является костер. На нем королю вручаются атрибуты власти и произносятся тронные речи на иностранном языке. Приглашенные гости поздравляют короля, дарят сувениры. Костер заканчивается пением английских песен и чтением стихов.

Формирование обучающей среды в условиях летнего дачного отдыха – дело сугубо индивидуальное и чрезвычайно творческое, требующее от лингво-гувернера нестандартных методических решений, гибкого педагогического мышления, готовности к поиску оптимальных путей организации учебного процесса. Изучение языка должно быть организовано как смена разнообразных языковых и иных впечатлений. При этом задача гувернера не только включить ученика в создаваемую среду, но и ориентироваться на него, побуждая к активной роли в собственном учебном процессе. Учащийся не только является частью обучающей среды, но и формирует ее. Особенностью создаваемой среды является отсутствие ориентации на стандартные, известные ученику формы организации учебного процесса, к которым прежде всего относятся: урок, домашнее задание, опрос, словарный диктант, роль учителя-ментора. Вместо этого должна быть предложена принципиально иная система, следует создать определенные традиции и учебные ритуалы. При этом девизом создаваемой системы могут стать слова А. Франса: “Для того, чтобы успешно переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.