Цели и задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания об изученных частях речи.
- Познакомить уч-ся с названиями для слов-помощников и дать понятия “служебные” и “самостоятельные” части речи.
- Показать какую работу выполняют служебные части речи.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы делать выводы), память, способность к переключению внимания.
- Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
Здоровьесберегающие:
- Учить заботиться о своём здоровье.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийный проектор и экран;
- компьютер;
- презентация;
- схемы-опоры;
- задания на карточках;
- учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. “К тайнам нашего языка”. 3 класс;
- Тетрадь – задачник №2 к учебнику русского языка для 3 класса.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Прозвенел звонок!
Начинаем работу. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
II. Повторение. (Приложение 1. Презентация - 1 слайд).
- Ребята, мы с вами продолжаем изучать Части речи.
- Чтобы определить тему и задачи сегодняшнего урока, нам надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - На какие 3 группы можно разделить?
- Какие слова относятся к первой группе?
(Названия предметов, признаков, количества, действий).
- Теперь, вы уже знаете научные термины. Какие?
(Слова названия предметов – это … (им. сущ).,
названия признаков – это …
названия количества – это …
названия действий – это …)
- Назовите научно слова – указатели. (Местоимения).
- Можете научными словами назвать слова-помощники? (Нет)
III. Тема, задачи. (Приложение 1. Презентация - 2 слайд).
- Тогда попробуйте сами определить тему урока.
- Слова – помощники.
- Сегодня мы с вами должны ответить на три главных вопроса.
1. Как слова-помощники назвали учёные?
2. Для чего они служат?
3. Как пишутся слова-помощники?
IV. Работа по теме.
А). ПРЕДЛОГИ.
Задание. - Прочитайте про себя шуточное стихотворение.
Птицы … клетке,
Листики … ветке,
Кошка … столом,
Садик … углом.
- Можно ли его оставить в таком виде? Почему? (Слова связаны по смыслу?)
(Не понятно, слова не связаны по смыслу).
- Кто хочет исправить?
1 чел. к доске. (на магнитах предлоги В, НА, ПОД, ЗА)
- Вставь слова-помощники. (выполняет) Прочитай!
- Как эти слова-помощники называются научно? (Предлоги).
- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Были отдельные слова теперь связаны).
Как пишутся предлоги со словами?
Предлоги со словами пишутся раздельно.
ОБОБЩЕНИЕ: Итак, предлоги – это слова, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно.
Первичное закрепление.
- Вместе с нами Антон изучает части речи.
Проверьте, всё ли у него получается? Откройте Задачник упр. № 133.
- Прочитай, какие подписи к рисункам он сделал? Что скажете?
- Дайте совет Антону.
(Надо использовать предлоги и изменять окончания для связи слов).
Приведите пример по 1 картинке.
Обратите внимание, на предлоги в рамочке! Прочитайте! Что интересного заметили в их написании?
- Исправьте подписи под картинками (устно), а затем правильно запишите их в тетрадь. Работу выполняем самостоятельно. Проверим!!! (читают по 1)
Б). ЧАСТИЦА. (Приложение 1. Презентация - 3 слайд).
- Ребята, пока вы помогали Антону, к нам на компьютер кто-то прислал вот такие советы. Прочитайте.
- Дайте оценку советам.
1). Какое слово-помощник встало не на своё место и превратило полезные советы во вредные? (Не).
2). Учёные назвали его “Частица”.
3). Сделайте советы полезными. 1 чел. Читает, исправляя.
4). Прочитайте, перед какими словами поставили частицу “НЕ”?
5). Какими частями речи они являются? (Глаголами).
6). Как написана частица “НЕ” с глаголами? Прочитайте правило! НЕ с глаголами пишется отдельно
7). Какую работу выполняет частица “НЕ”? Какое она вносит значение? (вносит отрицательное значение)
Её так и назвали – отрицательная частица.
8). Самостоятельно запишите полезные советы в тетрадь, решив орфографические задачи. (Кто готов позаботьтесь о позвоночнике.)
ОБОБЩЕНИЕ: Итак, вы познакомились с предлогами, частицей, но это не всё. Чтобы познакомиться со следующей частью речи, вам надо объединиться в группы по рядам.
В). СОЮЗЫ. Работа в группах.
Задание на карточках. - Соберите пословицу из данных частей и обсудите, чему она учит.
Ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
Работа сердце веселит и радует.
Проверяем!
1). - Какую пословицу составили ребята первой группы?
Когда так говорят? (Просят совета или помощи).
Какое слово-помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? А
2). - Что получилось у ребят из второй группы?
Чему учит пословица? (Прежде, чем браться за работу, хорошо подумай.)
Какое слово-помощник вы использовали? НО
3). - Прочитайте вашу пословицу. Когда так говорят? (Работают с удовольствием.)
Какое слово-помощник соединило части вашего предложения?
- Такие слова – помощники учёные назвали союзами.
Как вы думаете, для чего они служат?
(Они связывают части предложений, и даже целые предложения).
ВНИМАНИЕ!!! Теперь я очень тихо скажу правило, которое вы, ребята, должны запомнить на всю жизнь!
Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая. РИСУЮ!
ОБОБЩЕНИЕ. С какой частью речи работали? Что узнали о союзах?
V. Подведение итогов. (Приложение 1. Презентация - 4 слайд).
- Итак, мы познакомились со словами-помощниками.
Какие названия дали ученые словам-помощникам? (Пр., ч., с.)
2. Все части речи учёные разделили на две группы: самостоятельные и служебные.
3. Как вы думаете? Предлоги, частицы и союзы к какой группе частей речи относятся? Почему? Для чего служат предлоги, частица НЕ, союзы?
4. Соответственно остальные отнесём к самостоятельным частям речи.
МОЛОДЦЫ!!! Вы отлично справились с работой.
VI. Домашнее задание.
Потренироваться в определении частей речи вам поможет упражнение № 132 в учебнике. Это – домашнее задание. Откройте учебник. Отметьте галочкой первое стихотворение.
VII. Рефлексия.
Дадим оценку проделанной работе.
- Кому было интересно на уроке?
- Кто пополнил свои знания о частях речи?
- Ну, а теперь, я проверю, кто был самым внимательным учеником на уроке? Какое правило я просила вас запомнить на всю жизнь?
Сегодня ВАША работа моё сердце весь урок радовала. Почему?