Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова-помощники"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания об изученных частях речи.
  • Познакомить уч-ся с названиями для слов-помощников и дать понятия “служебные” и “самостоятельные” части речи.
  • Показать какую работу выполняют служебные части речи.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие:

  • Учить заботиться о своём здоровье.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. мультимедийный проектор и экран;
  2. компьютер;
  3. презентация;
  4. схемы-опоры;
  5. задания на карточках;
  6. учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. “К тайнам нашего языка”. 3 класс;
  7. Тетрадь – задачник №2 к учебнику русского языка для 3 класса.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Прозвенел звонок!

Начинаем работу. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

II. Повторение. (Приложение 1. Презентация - 1 слайд).

- Ребята, мы с вами продолжаем изучать Части речи.

- Чтобы определить тему и задачи сегодняшнего урока, нам надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - На какие 3 группы можно разделить?

- Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий).

- Теперь, вы уже знаете научные термины. Какие?

(Слова названия предметов – это … (им. сущ).,

названия признаков – это …

названия количества – это …

названия действий – это …)

- Назовите научно слова – указатели. (Местоимения).

- Можете научными словами назвать слова-помощники? (Нет)

III. Тема, задачи. (Приложение 1. Презентация - 2 слайд).

- Тогда попробуйте сами определить тему урока.

- Слова – помощники.

- Сегодня мы с вами должны ответить на три главных вопроса.

1. Как слова-помощники назвали учёные?

2. Для чего они служат?

3. Как пишутся слова-помощники?

IV. Работа по теме.

А). ПРЕДЛОГИ.

Задание. - Прочитайте про себя шуточное стихотворение.

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

- Можно ли его оставить в таком виде? Почему? (Слова связаны по смыслу?)

(Не понятно, слова не связаны по смыслу).

- Кто хочет исправить?

1 чел. к доске. (на магнитах предлоги В, НА, ПОД, ЗА)

- Вставь слова-помощники. (выполняет) Прочитай!

- Как эти слова-помощники называются научно? (Предлоги).

- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Были отдельные слова теперь связаны).

Как пишутся предлоги со словами?

Предлоги со словами пишутся раздельно.

ОБОБЩЕНИЕ: Итак, предлоги – это слова, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно.

Первичное закрепление.

- Вместе с нами Антон изучает части речи.

Проверьте, всё ли у него получается? Откройте Задачник упр. № 133.

- Прочитай, какие подписи к рисункам он сделал? Что скажете?

- Дайте совет Антону.

(Надо использовать предлоги и изменять окончания для связи слов).

Приведите пример по 1 картинке.

Обратите внимание, на предлоги в рамочке! Прочитайте! Что интересного заметили в их написании?

- Исправьте подписи под картинками (устно), а затем правильно запишите их в тетрадь. Работу выполняем самостоятельно. Проверим!!! (читают по 1)

Б). ЧАСТИЦА. (Приложение 1. Презентация - 3 слайд).

- Ребята, пока вы помогали Антону, к нам на компьютер кто-то прислал вот такие советы. Прочитайте.

- Дайте оценку советам.

1). Какое слово-помощник встало не на своё место и превратило полезные советы во вредные? (Не).

2). Учёные назвали его “Частица”.

3). Сделайте советы полезными. 1 чел. Читает, исправляя.

4). Прочитайте, перед какими словами поставили частицу “НЕ”?

5). Какими частями речи они являются? (Глаголами).

6). Как написана частица “НЕ” с глаголами? Прочитайте правило! НЕ с глаголами пишется отдельно

7). Какую работу выполняет частица “НЕ”? Какое она вносит значение? (вносит отрицательное значение)

Её так и назвали – отрицательная частица.

8). Самостоятельно запишите полезные советы в тетрадь, решив орфографические задачи. (Кто готов позаботьтесь о позвоночнике.)

ОБОБЩЕНИЕ: Итак, вы познакомились с предлогами, частицей, но это не всё. Чтобы познакомиться со следующей частью речи, вам надо объединиться в группы по рядам.

В). СОЮЗЫ. Работа в группах.

Задание на карточках. - Соберите пословицу из данных частей и обсудите, чему она учит.

Ум хорошо, а два лучше.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Работа сердце веселит и радует.

Проверяем!

1). - Какую пословицу составили ребята первой группы?

Когда так говорят? (Просят совета или помощи).

Какое слово-помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? А

2). - Что получилось у ребят из второй группы?

Чему учит пословица? (Прежде, чем браться за работу, хорошо подумай.)

Какое слово-помощник вы использовали? НО

3). - Прочитайте вашу пословицу. Когда так говорят? (Работают с удовольствием.)

Какое слово-помощник соединило части вашего предложения?

- Такие слова – помощники учёные назвали союзами.

Как вы думаете, для чего они служат?

(Они связывают части предложений, и даже целые предложения).

ВНИМАНИЕ!!! Теперь я очень тихо скажу правило, которое вы, ребята, должны запомнить на всю жизнь!

Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая. РИСУЮ!

ОБОБЩЕНИЕ. С какой частью речи работали? Что узнали о союзах?

V. Подведение итогов. (Приложение 1. Презентация - 4 слайд).

- Итак, мы познакомились со словами-помощниками.

Какие названия дали ученые словам-помощникам? (Пр., ч., с.)

2. Все части речи учёные разделили на две группы: самостоятельные и служебные.

3. Как вы думаете? Предлоги, частицы и союзы к какой группе частей речи относятся? Почему? Для чего служат предлоги, частица НЕ, союзы?

4. Соответственно остальные отнесём к самостоятельным частям речи.

МОЛОДЦЫ!!! Вы отлично справились с работой.

VI. Домашнее задание.

Потренироваться в определении частей речи вам поможет упражнение № 132 в учебнике. Это – домашнее задание. Откройте учебник. Отметьте галочкой первое стихотворение.

VII. Рефлексия.

Дадим оценку проделанной работе.

- Кому было интересно на уроке?

- Кто пополнил свои знания о частях речи?

- Ну, а теперь, я проверю, кто был самым внимательным учеником на уроке? Какое правило я просила вас запомнить на всю жизнь?

Сегодня ВАША работа моё сердце весь урок радовала. Почему?