Занятие на тему: "Вода – наше богатство"

Разделы: Экология


Занятие рассчитано на учащихся 6-7 классов. Представляемое занятие проводится с участниками творческого объединения “Экомониторинг” Дворца детского творчества “У Вознесенского моста” Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга.

В кабинете дети рассаживаются группами по 3-4 человека.

На рабочем месте группы находится раздаточный материал для конкурсов, карандаши, карточки для наклеивания стикеров, протоколы исследования воды, тест-комплекты и тест-системы производства ЗАО “Крисмас+”

Преподаватель Дети
Приветствие.

Тему сегодняшнего занятия нам подскажет следующая история. Когда австралийского аборигена, который не видел благ цивилизации, показали обычную городскую квартиру, то его сильнее всего удивил … Подумайте и скажите, что же его удивило и почему. Подсказка: к этому атрибуту благоустроенного жилья мы привыкли. Мало того, что мы не удивимся его наличию, более того, при его отсутствии или поломке дискомфорт ощутят все.

ОТВЕТ Речь идёт о водопроводном кране, а на аборигена произвело неизгладимое впечатление то, что можно без труда брать чистую воду в достаточном количестве.

Обсуждают, дают варианты ответа
Действительно вода играет большую роль и в жизни человека, и для природы.

Первые законы, которые издал человек, были именно о воде.

Итак – тема занятия – “Вода – наше богатство”

Работать мы будем по командам. За сегодняшнее занятие вы выполните задания нескольких конкурсов, также будет небольшая лабораторная работа.

Команда, которая успешно справится с заданием, получает стикер на свою карточку.

Команды подписывают карточки, придумывают себе названия (приложение 1).
С.-Петербург богат водными объектами. Поэтому первый конкурс - “Как ты знаешь водоёмы С-Петербурга”

Конкурс №1. “Как ты знаешь водоёмы С-Петербурга”

На карте города цифрами обозначены важнейшие водные объекты С.-Петербурга. Каждой команде нужно найти и назвать 5 водных объектов.

После окончания конкурса – проверка правильных ответов, командам, которые дали наибольшее количество правильных ответов, выдаёт стикер.

Выполняют задание конкурса

После выполнения – озвучивают ответы

Несмотря на то, что в нашем городе много водоёмов, мы не станем прямо из них употреблять воду в быту. Её нужно сначала подготовить. Как называется предприятие, которое очищает для нас воду? Отвечают “Водоканал”
В следующем конкурсе вам нужно проявить смекалку и собрать цепочку, по которой вода на “Водоканале” проходит очистку.

Конкурс №2 “Схема водоснабжения”

(приложение 2)

После окончания конкурса – проверка правильных ответов, командам, которые дали наибольшее количество правильных ответов, выдаёт стикер.

Выполняют задание конкурса

После выполнения – озвучивают ответы

Конкурс №3 “Как мы расходуем воду”

Итак, чистая вода пришла к нам в дома. А куда мы расходуем воду, на какие цели? На специальных листочках нужно написать как можно больше вариантов. Время - 1 минута.

Команда, которая привела наибольшее количество примеров, получает стикер.

Записывают

После команды “Стоп!” - по очереди озвучивают ответы без повторений

Конкурс №4 “Сколько мы расходует воды”

А теперь мы должны ответить на вопрос “Сколько мы расходуем воды?”. Ведь запасы чистой воды небезграничные, а людей, потребляющих воду, много, поэтому нужно каждому знать, сколько он расходует воды.

В задании приведены средние цифры для жителей, которые не расточительны в потреблении воды.

(приложение 3)

Выполняют задание конкурса

После выполнения – озвучивают ответы

Таким образом, мы видим, что нам нужно охранять водоёмы. Школьники Адмиралтейского района уже несколько лет взяли под своё наблюдение участок побережья Финского залива в Курортном районе, где они и проводят научные исследования, и участвуют в благоустройстве территории побережья.

А летом 2005 года школьники побывали в экспедиции по северной части Ладожского озера, где также исследовали воду и участвовали в мероприятиях по охране этой части Ладожского озера.

Команды рассматривают фотографии и наглядные материалы
Следующая часть занятия – небольшая лабораторная работа. Ведь для охраны водоёма нам нужно знать, в каком состоянии вода, чем загрязнена, и мы можем узнать источник загрязнения.

Помощь в проведении опытов, проверка результатов, запись на доске.

Комментарий по результатам. Чтобы сделать вывод о пригодности воды и её качестве, её нужно исследовать по многим показателям. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет более 100 основных показателей, по которым можно судить о качестве питьевой воды. Наш ГОСТ признает лишь 28. Реально и систематически контролируются только 14-18.

Исследуют простейшие химические показатели с помощью оборудования ЗАО “Крисмас+”, результаты записывают в протоколы (приложение 4).

В завершении занятия подсчитываются количество стикеров у каждой команды, победители получают призы, все участники – памятные подарки.