Психологическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, общении (из опыта работы)

Разделы: Школьная психологическая служба


…опыт – учитель, очень дорого берущий за уроки,
но никто не научает лучше его.
(Л.И. Рувинский “Сознательная вера и духовное совершенствование”

Психологическое сопровождение ребенка необходимо для того, чтобы он легче адаптировался к школе. Адаптация является одной из важных психолого-педагогических проблем, поскольку ребенок, приходя в школу, попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в детском саду или дома. Он лишается привычного стиля общения. Подчас ситуация так обостряется, что ученик начинает негативно относиться к школе в целом, у него складывается устойчиво недоверчивое отношение к ученикам, он мучается, страдает. Помочь ребенку в общении с другими, научить его адекватно воспринимать и оценивать окружающую действительность должны, прежде всего, педагоги-психологи. Оказание целенаправленной квалифицированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, общении, мы и включаем в понятие психологического сопровождения.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение психолого- педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития.

Общительность, потребность в эмоциональных контактах во многом зависят от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в классе отношения напряженные — ребенок может уйти в себя и замкнуться, либо будет искать компенсации в каких-либо других группировках. Поэтому для благополучного развития ребенка очень важен позитивный опыт общения. Педагог-психолог должен позаботиться о том, чтобы хотя бы в школе ребенок получил такой опыт.

С этой целью нами проводится коррекционно-развивающая работа с группой детей, имеющих трудности в общении. Основные задачи:

  • развитие сплоченности в детской группе, а также навыков совместной деятельности;
  • уменьшение агрессивности и активной защиты своего "Я";
  • повышение умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • снижение порицания самих конфликтных ситуаций, склонности видеть все причины своих неудач во внешних обстоятельствах.

Нами был проанализирован ряд коррекционно-развивающих программ для младших школьников: для первоклассников — "Человекознание" (Л.С. Комогоровой), "Я хочу!" (Г. Бардиер, И. Ромазан); для второклассников — "Профессия — школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников" (M.Р. Битяновой); для третьеклассников и четвероклассников — “Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников” (Т.Н. Князева); для начальной школы - “Жизненные навыки. Уроки психологии” (Под ред. С.В. Кривцовой), “Психологическая азбука” (Под ред. И.В. Вачкова), “Тропинка к своему Я” (О.В. Хухлаева), “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста" (С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник).

На их основе и с учетом индивидуальных особенностей развития детей было разработано тематическое планирование и определено содержание коррекционно-развивающих занятий. Например, для первоклассников их разработано двадцать восемь. Тематика таких занятий разнообразна: "Мое настроение", "Радость", "Печаль", "Гнев", "Что я знаю о своей памяти", "Левый — правый", “Я – особенный”, “ “Нравится – не нравится” каждый день”, “Дружба” и т.д. На занятиях применяются игротерапия, тренинг общения и познания себя. Выработка элементарных умений и навыков рефлексии происходит на каждом занятии. Какой я? Насколько я внимательный? Какая у меня память? Какой я по характеру? И т.д. Отношение к подобным вопросам постепенно меняется, соответственно претерпевают изменения и все составляющие Я-концепции.

Проводимые занятия по форме в некотором плане похожи на уроки. С уроками их сближают индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания творческого характера, такие, как "Рисунок семьи", "Если бы я был волшебником", "Лесенка "Самый-самый"", "Нарисуй мостик "Дружбы"" и другие. Домашние задания выполняются под руководством и при непосредственном участии родителей. На протяжении всех занятий вместе с детьми путешествуют и сказочные персонажи – психолог-волшебник “Псимаг”, его друг – учёный “Держатель Знаний” и учёный кот – Василий Капитонович Звёздочкин.

Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые ещё не освоили слова, ценности и правила взрослых. Семилетний Дмитрий не может сказать: “Я сильно хочу избавиться от раздражения, гнева и обиды, которое вызывает у меня мой брат”. Ребёнок не формирует и, возможно, даже не осознает причину внутреннего дискомфорта, но выражает в игровом задании доступными ему средствами. Так, изобразив солнышко и себя в нём, на первую орбиту он с большим удовольствием поместил маму, папу – на вторую, а брата на самую дальнюю (Тема: “Отношения с другими”). Другой пример. “У-у-у!” - завыло в кране. Второклассник Артём испуганно втянул голову в плечи и зажмурился. “Страшно? Это тебе что-то напоминает?” - спрашивает психолог. “Так мама ругается, когда сердится. А можно я кран постучу?” - спросил Артём и несколько раз постучал ладошкой по крану. Затем ему представилась возможность нарисовать просто линии, цветные пятна или какие – нибудь случаи, слова, все, что выражает его злость, страх или раздражение. Вскоре на его лице появилась улыбка: наконец-то он смог выразить свое отношение к манере поведения мамы (Тема: “Гнев – это нормально”). Школьники, с которыми систематически занимаются по такой системе, приобретают способность управлять своим поведением; легче переносят запреты; становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми; легче вступают в сотрудничество; выражают гнев более “пристойными” способами.

Участие родителей в реализации названных программ — обязательное условие. Занятия с родителями состоят из двух блоков. Первый посвящен психологическим аспектам взаимоотношений с ребенком: приобретение теоретических знаний, анализ и обсуждение конкретных проблем и ситуаций, консультирование. Второй блок включает различные упражнения и тренинги с родителями. Для поддержания постоянной обратной связи работает "Родительская школа".

Пятнадцатилетний опыт работы показывает, что целенаправленное осуществление психологического сопровождения помогает ребенку осознать свое состояние, запомнить свои чувства и действия, а также чувства и действия каждого участника группы. Это, в свою очередь, развивает обратную связь, коммуникативные умения, перцептивную и интерактивную стороны общения. Происходит это тогда, когда психолог и педагоги используют различные формы сотрудничества с ребенком, непосредственно-эмоциональное общение, непосредственно-действенное сотрудничество, игровое сотрудничество группы детей с целью осознания социальных отношений, учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым как носителем культурных норм и общих способов мышления и деятельности.

Список литературы

  1. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 122—127.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Издательство “Ось-89”,2003г.-168с.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Издательство” Ось-89”,2004г.-168с.
  4. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис,2002.-208 с.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис,2002.-248 с.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис,2004.-176 с.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе(1-4). –М.: Генезис, 2004.- 303 с.