Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • закрепление и расширение знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока, повышение интереса к истории древнего мира как к части мировой культуры;
  • развитие умений: самостоятельной работы с текстом, анализа и обобщения учебного материала, выбора важного и существенного из полученной информации, умения использовать её при ответах, формировать собственное отношение к историческому факту;
  • воспитание уважения к прошлому человечества;
  • формирование навыков межличностного общения в коллективе.

Оборудование:

  • на каждой парте – фломастеры, цветные карандаши, “светофор” для ответа; карточки для закрепления;
  • у каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, дневник;
  • настенная карта “Древний Египет”;
  • плакаты “Розеттский камень”, “Календарь древних египтян”;
  • для каждого ученика – пригласительный билет, картуш, алфавит, календарь;

Тип урока: урок нового материала с опорой на полученные ранее знания

Форма урока: экскурсия

Приемы обратной связи с учеником на уроке:

  1. “Светофор”.
  2. “Программируемый опрос”.

План урока:

1. Вызов: мотивационная беседа, формулировка цели урока.
2. Ход: обсуждение, обобщение материала темы.
3. Рефлексия: подведение итогов, контроль.

Педагогическая инструментовка:

  • карточки-задания,
  • работа с учебником
  • работа с картой
  • взаимоопрос
  • физкультурная пауза

На доске:

  • Музей египетских древностей
  • Между 3300–3100 гг – возникновение письменности в Древнем Египте
  • 1799 г. – найден Розеттский камень
  • 1822 г. – открытие Ш.Ф. Шампольона
  • Ключевые слова:
    • Иероглифы
    • Папирус
    • Картуш

ХОД УРОКА

Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

– Здравствуйте, меня зовут Ольга Ивановна. Сегодня мы побываем в необыкновенном музее – музее египетских древностей. Я буду вашим экскурсоводом. Но вход в наш музей платный, а плата – ваши ответы на вопросы. Кто даст правильный ответ, тот получит входной билет. У вас на столах у каждого две карточки – если вы знает ответ – вы поднимаете зеленую карточку, если сомневаетесь – красную, как у светофора.
Итак, внимание – вопросы.

Вопросы проектируются через   видеопроектор. (Приложение №1).

– Молодцы на все вопросы мы получили правильные ответы и заслужили билеты в музей искусства древнего Египта. Мои помощники, дежурные раздайте входные билеты в музей. Дежурные помогают раздать входные билеты. (Приложение №2)

– А что написано на вашем билете? Не знаете?! Вот и я не знаю, я в школе учила русский язык. А в институте – немецкий. А вы учите – английский? А этот язык не похож на те языки, которые мы знаем с вами. Вот в нашем музее – каменные жуки-скарабеи, и здесь мы видим какие-то письмена.

На видеопроекторе – “Египет” (1 мин.)

Текст за кадром: Давно исчезли многие государства Востока: Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Мидия и Финикия. Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например, египетские пирамиды, обелиски, саркофаги. Заметьте, все они щедро исписаны. А эта письменность ничего вам не напоминает? Точно это знаки с вашего билета в наш музей. Значит, они связаны: скорее всего, это язык, на котором писали в Древнем Египте. А кто из вас может читать по-египетски?
Где-то между 3300 и 3100 гг до н.э. в Египте появилась письменность.
Египетская письменность известна под названием иероглифов. В переводе с греческого – “священные письмена”, тогда как сами египтяне называли их “божественная речь”. Они верили, что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости.
Но прошли годы и тысячелетия, и письменность была забыта, и никто не мог прочесть древние письмена.
Но в XIX веке начались археологические раскопки, продолжающиеся до настоящего времени. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, оросительные сооружения, гробницы с множеством лежащих в них вещей, добыли письменные источники на камне, кости, коже, глине, папирусе. Ценой упорного труда ученые расшифровали письменность большинства древневосточных народов. Но ни один ученый не мог прочитать египетские письмена.

Розеттский камень – найденная офицером армии Наполеона в 1799 г. в Египте гранитная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя: на древнеегипетском языке – начертанными древнеегипетскими иероглифами и древнегреческом языке. Камень был обнаружен в Египте неподалеку от города Розетт, потому и получил такое название. понял важность находки и отправил камень в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. Но французы потерпели в Африке поражение от англичан и были вынуждены передать им камень вместе с рядом других памятников. Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую египетские жрецы адресовали Птолемею V.
Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление текстов позволило французскому исследователю Жан-Француа Шампольону впервые в новой истории расшифровать письменность древнего Египта в1822 году.
Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и, прежде всего фараона, жрецов и конечно писцов, на подготовку лучших из них тратились годы. Ведь в древнеегипетском письме свыше 700 знаков, или иероглифов, большинство из которых очень сложны.
Множество домашних заданий и классных упражнений, написанных этими прилежными учениками, сегодня бережно хранится в музеях мира как ценнейшие реликвии. Что они из себя представляют? (Приложение №3)
В одном отношении египтянам приходилось легче в учении, нежели нашим современникам: для египетской письменности не существовало жестких правил орфографии.

– Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, в зависимости от того, где они использовались.
Буквы писались таким образом, чтобы быть обращенными к читателю. Ни один из знаков не оказывался столь "невежливым" к читателю, чтобы показать ему свою спину. Эти же принципы можно видеть, когда речь двух собеседников обращена друг к другу
Некоторые знаки размещались как вертикально, так и горизонтально. Многие египетские слова имели два или более различных написаний.
На чем писали египтяне?
Записи делались на папирусе – египетском предшественнике бумаги, изготовлявшемся сложным способом из тростника (показать тростник).
Посмотрите на этот папирус и вы увидите – между фараоном и его женой продолговатые картуши, точно такие же как на Розеттском камне. Картуш – кольцо царя, которое образовано из завязанной узлом веревки, символизирует космос, “то, что окружает солнце”. Овальная форма картуша также развилась из формы кольца царя. Она лучше всего подходила для размещения многочисленных письменных знаков. В качестве магического амулета картуш должен был защищать царя. Некоторым саркофагам властителей придавали форму царского кольца, чтобы выразить всемирную власть фараона.

Работа с учебником и историческими персоналиями

– Сейчас мы с вами в нашем учебнике найдем ключевые слова. Давайте и мы с вами напишем свой картуш, чтобы он защищал нас как фараонов от злых чар.
У вас на столах фломастеры и дежурные вам выдадут картуши. Каждый попробует написать в картуше собственное имя. А как мы напишем? Ведь мы не изучали египетский язык? Я вам в этом помогу – и дам азбуку древних египтян. Дежурные раздают азбуку и картуши. (Приложение № 4)

– Пусть предубеждение об особой трудности египетского языка всё-таки не пугает вас – попытайтесь записать иероглифами свое имя. Вместо гласных используйте сходные по звучанию знаки. Правда, большинство из них не просто писать. Но и это лишь вопрос практики. Египетский алфавит состоит из двадцати четырех согласных. Безударные гласные могут быть пропущены или заменены близкими по звучанию. В конце мужских имен рисуйте фигурку сидящего мужчины , а в конце женских имен – фигурку женщины. Выбрав нужные иероглифы, постарайтесь скомпоновать их в прямоугольник.

Самостоятельная работа учащихся

– Давайте все покажем друг другу, какие красивые у нас получились картуши!!!
Прошу всех встать, давайте попробуем руками изобразить буквы древнего Египта

  • Первая буква – делаем рукой движение, а так как писать можно было с двух сторон – делаем это движение и второй рукой.
  • Вторая буква –
  • Третья буква –

– Отдохнули немного. Спасибо, садитесь. Молодцы, теперь вы дома сможете делать египетскую азбуку как зарядку.
Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению первых научных знаний в Древнем Египте.
В египетских школах учили не только письму, но и математике, астрономии, медицине:

– египтяне составили карту звездного неба;
– знали рецепты для лечения многих болезней;
– делали операции на всех частях тела;
– считали до миллиона;
– могли определять время, даже ночью, не имея часов;
– сумели создать календарь;

Ученики разбираются с календарем на доске:

– Сколько было времен года?
– Сколько месяцев?
– Как назывались времена года?

Учитель раздает детям маленькие календари, они их разукрашивают, и отмечают свой день рождения и день рождения родителей.

– Настало время подвести итоги урока. Давайте посмотрим, насколько прочно вы усвоили материал урока, перед вами карточки с ответами. Приготовьте ручку, напишите свою фамилию. Я читаю вопросы, вы отвечаете – обводите кружком правильные, как вам кажется, ответы.

Видеопроектор – вопросы для повторения (Приложение № 5, Приложение № 6)

Взаимоопрос

– Все выполнили задание, а теперь поменяйтесь карточками. Даю правильнее ответы. Подсчитайте число правильных ответов, неправильные ответы зачеркните – дежурные соберите, пожалуйста, карточки.

Пролонгированное и дифференцированное домашнее задание:

  1. Обязательный минимум – пересказ, близкий к тексту, содержания параграфа п. 12 (учебник Вигасина А.А. и др.);
  2. Творческое домашнее задание:

– составить кроссворд по теме: “Древний Египет”;
– написать рассказ “Как я путешествовал по Древнему Египту” (можно использовать изученный материал уроков по Древнему Египту).

Рефлексия:

– Вам понравилось путешествие?

– Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Итог урока:

– В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.