Человек, который не умеет сам учиться, а лишь
усваивает то, что ему говорит учитель, который
умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен.
Нам надо научить подрастающее поколение учиться
самостоятельно, овладевать знанием, развивать
мышление.
Это одна из важнейших проблем, которую должна
решить школа И сегодня задачей учителя является
развитие самостоятельности мышления, максимум
знаний за минимальное время, повышение качества
преподавания и воспитания, обеспечение более
высокого научного уровня преподавания каждого
предмета.
Эти задачи требуют от учителя пересмотра форм и
методов преподавания, определения самых
эффективных и наиболее приемлемых для обучения
школьников. Цель каждого учителя – довести
навыки обучаемых до автоматизма. Автоматизации
навыка предшествует усвоение учащимися
различных мыслительных операций и стремиться,
чтобы основная нагрузка приходилось не на
память, а на мышление.
Всё это реализует система УДЕ (укрупнение дидактических единиц). Успешное и полное выполнение программы с экономией времени, при повышении глубины и прочности знаний.
Исследуя ряд психолого-педагогической, методической литературы, курса математики под редакцией П.М. Эрдниева, опираясь на опыт учителей и свой личный, могу сделать следующие выводы:
1. Значимость идеи УДЕ как новой дидактической
закономерности обеспечивает: оптимальную работу
мозга; саморазвитие знаний школьника (благодаря
трехфазным укрупненным упражнениям учащиеся
обретают приращение знаний и алгоритмов).
Трехфазная целостность: частное – общее –
частное; образное – логическое – образное;
словесное – символическое – словесное; числовое
– буквенное – числовое.
2. При обучении посредством УДЕ увеличивается число понятий, вошедших в данную смысловую единицу и число связей между понятиями.
3. Обучение на основе укрупнения знаний посредством преобразования задачи в обратную, обобщения задачи, построения матриц или граф-схем, упражнений имеет ту особенность, что к исходной информации добавляется новая, которая благоприятствует самовозрастанию информации в голове школьника.
4. При последовательном применении методической системы УДЕ усвоение программных знаний достигается с экономией учебного времени до 14% против годовых норм и уровень знаний в среднем возрастает на 1 балл.
5. УДЕ помогает разрешить противоречие между увеличением объема, информации и ограниченным количеством учебного времени: на уроках создается единый, общий темп учебной работы заданный самими учащимися; дети быстрее думают, быстрее пишут (и меньше), свободнее рассуждают, доказывают; в целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.
6. Введение УДЕ значительно оживляет урок, активизирует учащихся. УДЕ следует использовать в системе, начиная с 1 класса. Я ясно осознала, что в крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделяются ведущие мысли.
Учитель получает возможность ставить перед учащимися сложную и потому интересную задачу, справиться с материалом нескольких уроков за один урок. Например – математика, 1 класс, знакомство с задачей. Решаются задачи прямые и обратные, но понятие "обратные" не используются. Только на 21 уроке вводится понятие обратной задачи. Я же ввожу это понятие уже при решении примеров (3 + 2 = 5; 5 – 3 = 2; 5 – 2 = 3).Это тройка примеров или два обратных примера. Считаю, уже нужно эти понятия дать и использовать в речи при изучении чисел 2 и 3.
2 класс. Математика
Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток. В учебнике дается 1 урок на сложение и вычитание, 1 урок на запись столбиком. Опыт показывает, что лучше сразу на первом уроке дать устное объяснение и запись столбиком. Значит, закрепление идет два урока. Числа в пределах 1000. На протяжении 20 уроков идет подготовка к умножению и делению, а таблица умножения только в 3 классе. Мои учащиеся уже с первых уроков этого раздела учат таблицу умножения и деления, название компонентов. Ежедневные арифметические диктанты помогают усвоению. При нахождении периметра начинают использовать таблицу умножения. Находят площадь фигур.
3 класс.
Случаи умножения и деления изучаем 19 часов с устным объяснением, а только потом учим записывать столбиком. Результаты лучше, меньше ошибок, автоматизация вычислительных навыков высока, если сразу с первых уроков дать письменное умножение и деление (т.е. запись столбиком). Учащиеся упражняются не 23 часа, а 34. По табличному умножению и делению работаем 6 часов, потом дается таблица умножения и деления на 2, а на 7 уроке раздела умножения и деления вводится название компонентов. Благодаря использованию УДЕ учащиеся этот материал усвоили уже в конце второго класса.
Прием использования граф-схем особенно удобен при работе со слабыми учащимися, а также при устном выполнении решения, для составления обратной задачи.
Пример. Миша купил 5 тетрадей по 3 тенге и линейку за 9 тенге. Сколько стоит вся покупка?
Семья купила 30 кг картофеля по 20 тенге за кг и 5 кг капусты по 40 тенге. Сколько денег уплатили за покупку?
Построение граф-схем решения задач раскрывает скрытые структурные особенности задач (в логическом строении задач)
Граф-схема помогает в освоении не только
решения задач, но и составление задач, как
основного приема развития творческого мышления.
Основной знак граф-схемы – стрелки (направленный
отрезок), почти не используется в школьных
учебниках математики, учит учащегося применению
одной из важнейших операций математической
логики – импликации (следования).
На уроках русского языка в 1 классе использую УДЕ
при знакомстве со звуками (гласные и согласные)
те же 2 часа, но эффекта больше. Звуки, слоги,
слова, предложения – дается по этапам, а лучше
дать с обратной стороны, т.е. с общего. Результат
лучше и осознанней.
2 класс. Состав слова.
На изучение окончания – 1 час, корень – 4 часа,
согласные и гласные в корне – 11 часов, приставка
– 5 часов, суффиксы – 5 часов, разбор слова по
составу – 3 часа. Всего – 29 часов.
Целесообразно начать с конца, т.е. каждую часть и
с правилами сразу дать. Экономия в 5 часов и
знания более прочнее.
2–3 классы. Части речи.
Надо дать сразу все изменения каждой части речи
на первом уроке, и на последующих закреплять. Имя
существительное – дать лучше все 3 склонения с
падежами.
Применяя укрупнение знаний, встретилась с таким
явлением: на составление и решение обратных
примеров и задач времени тратится в несколько
раз меньше, чем на решение одной исходной задачи
по традиционному учебнику.
Таким образом, программный материал курса
математики в 1 классе можно изучить за 100 часов
вместо 136 по традиционной программе. Годовая
экономия учебного времени составила 36 часов. Это
позволяет осуществлять индивидуальный подход
при устранении пробелов по отдельным темам, так
как дети в детском доме имеют разный уровень
подготовленности.
И позволяет развивать творческие способности
учащихся.