Урок изобразительного искусства в 6-м классе по теме: "Портрет. Пропорции головы"

Разделы: МХК и ИЗО


Форма: урок-соревнование.

Цели:

  • Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.
  • Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитание у учащихся чувства ответственности перед товарищами по команде.

Материалы: альбом, простой карандаш, трафареты овалов лица.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, магниты с прикрепленными на них изображениями глаз, носа, ушей, цветные карточки за верные ответы.

Зрительный ряд:

  1. Репродукции портретов художников.
  2. Плакат: “Пропорции лица”.
  3. Рисунки в файлах “Пропорции лица” на каждую парту.
  4. Карточки с вопросами для игры “Получи 5”.
  5. Плакат-ребус “Чем рисовать”.
  6. Рисунки лиц с ошибками для игры “Самый внимательный”.

Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.

 ХОД УРОКА

 I. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.
Проведем урок-соревнование между рядами. За каждый верный ответ команда будет получать карточку. За каждую хорошо выполненную работу тоже получите карточку.
Все члены команды, которая наберет наибольшее количество карточек и станет победителем – получат за урок по две пятерки.

II. Повторение

– А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.

  1. Назовите жанры изобразительного искусства, к которым относятся эти картины. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет.)
  2. Как называют художника, который пишет пейзажи? Море? Животных, птиц? Портреты?
  3. Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)
  4. Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)
  5. Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.
    1. Парадный – во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека–ордена, медали.
    2. Камерный – противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.
    3. Психологический – показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п.
    4. Социальный – портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.
  6. Назовите, какое изображение человека использовано в данных портретах? (Поплечное, погрудное, попоясное, лицо, 3/4, в полный рост.)
  7. Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)

III. Объяснение нового материала

– Чем же вы сегодня будете рисовать? Об этом вы узнаете отгадав ребус. (Карандаш)

Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску, а затем рисуют в альбомах.

– У вас в альбомах уже нарисованы овалы для лица, которые разделены вертикальной штрих-линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Вертикальную линию разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Проведем еще две горизонтальные линии снизу и сверху овала. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)

– Что вы можете сказать о расстояниях от линии подбородка до линии основания носа, от линии основания носа до линии бровей, от линии бровей до линии роста волос? (Они равны.)

– Проведем дополнительную штрих- линию– линию головы. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между глазами равно ширине одного глаза, которая в свою очередь равна ширине носа. (Отдельно рассмотрим рисунок глаза.)

– Основание носа расположено где? (На линии основания носа.)

– Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого? Нижняя губа расположена на линии делящей пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка?

– Где расположено ухо? (Между линией бровей и линией основания носа.)

IV. Закрепление изученного

– Проведем игру “Получи 5” с последующей взаимопроверкой.
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику. Художник приготовил для каждого из вас карточки с вопросами. Всего 5 вопросов. Запишите в альбоме ответы.
Теперь обменяйтесь альбомами с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. За каждый верный ответ поставьте 1 балл.
Сложите полученные баллы и запишите получившееся число в альбом– это и будет ваша оценка.
Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”. (За каждую “5” команда получает карточку.)

Карточка

  1. На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3.)
  2. Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)
  3. Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)
  4. Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)
  5. Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)

V. Самостоятельная практическая работа

– Ребята, сейчас вам предстоит самостоятельно нарисовать лицо человека.
В помощь вы получите карточки- образцы с изображением лица человека. Внимательно рассмотрите пропорции лица и постарайтесь нарисовать лицо, не допуская ошибок. Все линии теперь намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).

VI. Итог урока

Игра на внимательность “Найди и объясни ошибки”.

– Итак, поиграем. Я буду сегодня самым невнимательным учеником. А вот кто из вас самый внимательный, мы узнаем, когда вы назовёте допущенные мною ошибки и объясните, как их можно исправить.

За каждый верный ответ команда получает одну карточку.

Учитель показывает рисунки с ошибками.

– Есть ли ошибки? Какие? Как их можно исправить?

На магнитной доске нарисован овал лица, разделённый на 3 части. Глаза, нос, уши на магнитах учитель прикрепляет поочерёдно, допуская ошибки, ученики исправляют их.

VII. Подведение итогов игры-соревнования

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

– Подобрать портреты из журналов, газет, книг.

Литература

  1. Н.Н. Ростовцев “Учебный рисунок”. Москва Просвещение 1985.
  2. Н.М. Сокольникова “Краткий курс художественных терминов”5–8 класс Обнинск Издательство “Титул” 1998 стр. 62–63.
  3. Н.М. Сокольникова “Основы рисунка” 5–8 класс Издательство “Титул” 1998 стр. 34–35.
  4. Уильям Ф. Пауэлл “Рисунок. Шаг за шагом” Москва АСТ-Астрель 2004 стр.22–23.