Функциональные обязанности куратора профильного класса в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9–11-х классах общеобразовательных школ

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


Общие положения

  1. Куратор классного руководителя в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения – педагог школы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребёнка и содействующий тому, чтобы более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
  2. Куратор имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
  3. Руководство деятельностью куратора осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
  4. Куратор работает в тесном сотрудничестве со школьным координатором по введению предпрофильной подготовки и профессионального обучения.
  5. Куратор отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, Советом школы, родителями обучающихся.

Основные задачи и направления работы куратора в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения

  1. Планирование, организация и проведение информационной работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению:
    а) с родителями обучающихся 9 – 11 классов;
    б) с обучающимися 9 – 11 классов;
    в) с учителями-предметниками.
  2. Контроль посещаемости элективных курсов и курсов по выбору.
  3. Информирование обучающихся о модели профильного обучения школы на предстоящий учебный год.
  4. Осуществление мониторинга здоровья детей в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  5. Планирование и организация воспитательной и внеклассной работы класса с учётом введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  6. Осуществление воспитательной работы класса в тесном сотрудничестве со школьным психологом, координатором предпрофильной подготовки и профильного обучения и педагогами, работающими в классе.
  7. Обеспечение взаимодействия класса с учреждениями высшего, средне-специального и профессионального образования (встречи, экскурсии), социальное партнёрство.
  8. Оказание помощи в составлении личного портфолио каждого ученика.
  9. Участие в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
  10. Вовлечение семьи и других членов социума в воспитательный процесс в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения:
    а) изучение семьи;
    б) координация и взаимодействие с семьёй;
    в) планирование и организация совместных программ;
    г) реализация совместной программы “Досуг, профессии, деятельность, поддержка”.
  11. Совместная работа с классным руководителем:
    а) мониторинг интересов, развития, здоровья, потребностей, удовлетворённости, участия, активности, лидерства;
    б) совместное со всеми заинтересованными сторонами определение проблем и комплексное планирование школьной жизни, досуга, увлекательных дел;
    в) работа по созданию ученического самоуправления на основе проблемно-деятельностного, содержательного и мотивационного подхода;
    г) проведение диагностики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения;
    д) создание условий для наибольшего успеха в избранных предметных областях и реализации себя в любой избранной внеклассной и внешкольной деятельности;
    е) совместная работа с учреждениями дополнительного образования.

Куратор должен знать:

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  2. Нормативно-правовые документы по обеспечению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  3. Как максимально учесть возрастные особенности учащихся при работе с учебной информацией в профильной школе.
  4. Конвенцию ООН о правах ребёнка.
  5. Теорию и методику воспитательной работы.

Куратор должен уметь:

  1. Оказать помощь классному руководителю в составлении плана воспитательной работы с учётом введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  2. Организовать и провести родительское собрание или воспитательное мероприятие, содействующее профессиональному самоопределению учеников.
  3. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками, раскрывающими личность обучающегося и выясняющими его профессиональную предрасположенность.

Методические рекомендации

Введение должности куратора профильного класса кажется нам целесообразным на переходном этапе школы к профильному обучению, так как это будет содействовать тому, чтобы более полно учитывать интересы, склонности и способности детей, создавая условия для обучения учащихся 9 – 11 классов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Кроме того, куратор является помощником для классного руководителя, он помогает ему планировать и организовывать мероприятия, способствующие процессу формирования личности старшеклассников и содействующие их дальнейшему профессиональному самоопределению.