План-конспект урока по теме: "Измерительные приборы. Простейшие измерения". 6-й класс

Разделы: Физика

Класс: 6


УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Дидактическая цель: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по указанной теме. Включить их в общую систему знаний, умений и навыков.
  • Воспитательная цель: Формирование у учащихся привычки аккуратного и бережного отношения к приборам, которыми они пользуются, так как указанная привычка имеет значение не только к сохранности оборудования, но главным образом для воспитания должного взгляда на общественную и частную собственность, который необходим для дальнейшей трудовой деятельности в любой сфере производства и обслуживания.
  • Развивающая цель:
    1) Развитие у учащихся творческого мышления, коммуникативных и общеучебных умений и навыков как способов овладения информацией.
    2) На уроке продолжается развитие умственной деятельности (способность наблюдения, умение делать выводы, выдвигать гипотезы) .
  • Основные ЗУН: Учащиеся должны знать понятие измерительного прибора, цены деления прибора, предела измерения прибора, погрешности измерения.

Уметь пользоваться простейшими измерительными приборами.

Уметь проводить простейшие измерения и оценивать результат измерения с учётом погрешностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Оборудование:

  1. Плакаты (2 шт) “Простейшие измерения”/
  2. Коллекция различных измерительных приборов (барометр, термометр (медицинский, уличный, комнатный) , манометр (жидкостный) , мерные цилиндры, часы, линейка, измерительная лента и т. д. ) .
  3. Коллекция различных приборов, изготовленных самими учащимися в ходе изучения данной темы (астролябии, термометры, измерительные линейки) .

Мотивация познавательной деятельности учащихся: На сегодняшний день нет ни одной профессии и даже школьного предмета где ничего не нужно измерять с помощью приборов или на глазок, то есть без приборов. В жизни бывают ситуации, которые хотелось бы поточнее контролировать. “Невооружённого глаза” (уха, носа) для этого бывает недостаточно. Тогда и помогают измерения.

ТИП УРОКА: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗЕЦИИ ЗНАНИЙ.

ЛОГИКА УРОКА:

  1. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
  2. Анализ содержания изученного.
  3. Выделение главного.
  4. Обобщение и систематизация ЗУН.
  5. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
  6. Организация рефлексивного пространства.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании.
Этапы урока Дидактическая цель этапа Деятельность учителя, учащихся
1. Организационный этап.

2. Подготовить учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях и откорректировать их.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализацию опорных знаний и умений.

 
3. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.  
4. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.  
5. Подведение итогов урока. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.  
6. Организация рефлексивного пространства. Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) . Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.  
7. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверить соответствующие записи.  

1. Организационный этап.

Дидактическая цель этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова А. Эйнштейна:

“То, что мы называем физикой,
охватывает группу естественных наук,
основывающих свои понятия
на измерениях…”

Сегодня на уроке мы организуем нашу совместную работу, используя системный подход. В чём он заключается? В применении той схемы, по которой строится любая деятельность человека:

ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД

На “входе” мы зададим цель занятия.

В процессе урока её реализуем.

На “выходе” подведём итог и проверим полученные знания.

Итак, цели нашего урока:

  • Обобщить и систематизировать ваши знания по теме “Измерительные приборы. Простейшие измерения”.
  • Включить эти знания в общую систему знаний, умений и навыков.

2. Подготовить учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Дидактическая цель этапа: Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях и откорректировать их.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализацию опорных знаний и умений.

Фронтальный опрос:

  1. Что называется измерительным прибором?
  2. Что значит измерить физическую величину?
  3. Что такое шкала? (Шкала – метки с цифрами на приборе, вдоль которых перемещается указатель) . Деление – это не штрих, а промежуток между штрихами.
  4. Чем характеризуется шкала измерительного прибора?
  5. Что называется ценой деления прибора?
  6. Что называется пределом измерения прибора?
  7. Как определить цену деления прибора?

Работа с таблицей “ПАРАД ПРИБОРОВ”.

На прошлом уроке мы начали с вами заполнять таблицу и вспомнили 8 приборов, рассмотрели величину которую измеряет данный прибор, меру измерения, пределы измерения, цену деления. Дома вы должны были подумать и внести ещё измерительные приборы, которые есть у вас дома или на работе у родителей.

Пожалуйста, поднимите и покажите ваши таблицы с места. Укажите, какие ещё измерительные приборы вам удалось добавить в таблицу.

Молодцы, я вижу, с этим заданием вы справились.

Так же из дополнительной литературы вы должны были по желанию выбрать измерительные приборы о которых мы не рассматривали на наших уроках. Рассказать о них по следующему плану:

  • Назначение,
  • Схема,
  • Принцип действия.

В жизни бывают ситуации, которые хотелось бы поточнее контролировать. “Невооружённого глаза” (уха, носа) для этого бывает недостаточно. Тогда и помогают измерения.

Если вам захотелось что-то измерить (длину, температуру, силу, ловкость) – нужно разыграть трёхходовку:

  1. Выбрать единицу измерения.
  2. Придумать способ сравнения измеряемой величины с выбранной единицей.
  3. Сконструировать (или взять готовый) прибор, который поможет это сделать.

Сейчас умеют измерять густоту тумана, уровень осадков, степень облачности. Приборы эти просты, вы сами можете додуматься, как их сделать. Вы легко назовёте приборы, измеряющие здоровье человека и его физические качества. За измерение качества ума и характера физика пока не берётся.

Итак, какие же приборы вам удалось создать?

Молодцы те, кто проявил смекалку, находчивость и творческую инициативу. Вы получаете “ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ”, который позволит считать ваше изобретение вашей интеллектуальной собственностью.

Подведение итогов этапа.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая цель этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Я напомню вам, что задача физики – изучить явления, то есть выяснить закономерности их протекания. Но устанавливать их можно двояко: на качественном и на количественном уровне.

Качественный уровень изучения явлений – это их словесное описание их протекания (больше – меньше, выше – ниже, быстрее – медленнее) .

Количественный уровень изучения явлений – математическое описание их протекания с помощью формул, графиков, таблиц.

Физическая величина – измеряемые свойства тел или явлений, то есть то, что можно измерить.

Чтобы изготовить авиационный двигатель, нужно выполнить более 100 тысяч технологических операций. Почти половина из них связана с измерениями. Измерения неотъемлемая часть современного производства. Ежедневно только в нашей стране выполняются несколько миллиардов измерений, которыми заняты миллионы человек. Уровень развития измерительной техники является одним из важнейших показателей НТП.

С давних пор измерения служат основным источником объективной информации об окружающем нас мире.

Д. И. Менделеев: “Наука начинается там, где начинают измерять”.

А вспомните пословицы и поговорки, которыми так богат наш язык:

  • “Семь раз отмерь, а один раз отрежь”.
  • “Семь пядей во лбу”.

Итак, измерить – значит найти с помощью специальных технических устройств значение некоторой физической величины. При этом её сравнивают с одноимённой величиной, принятой за единицу.

Огромное число измеряемых величин:

  • Угловые
  • Оптические, механические
  • Акустические
  • Электрические теплофизические
  • Физико-химические
  • Радиоизмерения и т. д.

Но по способу получения результата величины делятся:

  • Прямые (V тела при помощи мензурки, мл) .
  • Косвенные (V = abc) .

В повседневной жизни мы постоянно пользуемся измерительными приборами:

  • Прямого действия (термометр, циферблатные весы) .
  • Сравнения (рычажные весы) .

Следует помнить, что численное значение любой величины зависит от единицы измерения.

Например:

180 с = 3 мин;

200 мл = 0,2 л;

72 км/ч = 20 м/с.

Измерительные приборы бывают:

  • Цифровые (электронные часы, счётчик электроэнергии, счётчик пройденных км на спидометре автомобиля) .
  • Шкальные (линейка, транспортир, термометр, стрелочные часы) .

Измерения любой физической величины никогда не бывают абсолютно точными. Всегда возникают небольшие ошибки или, как говорят погрешности измерений. Если вы возьмёте две линейки и приложите их вплотную друг к другу, то обнаружите, что деления их шкал не точно соответствуют друг другу. Поэтому, пользуясь различными измерительными приборами, мы получаем не точные, а лишь приближённые значения измеряемых величин.

Запомните, что при пользовании большинством измерительных приборов наибольшая погрешность правильно выполненных измерений составляет половину цены деления шкалы этого прибора.

Если мы обратимся к нашей таблице “Парад приборов”, то какова же погрешность измерений перечисленных приборов?

В дальнейшем при изучении физики и выполняя любые измерения, значения измеренных величин вы должны записывать с указанием погрешности

Подведение итогов этапа.

Опираясь на конспект ответьте на вопросы:

  1. В чём состоит задача физики?
  2. На каких уровнях можно устанавливать физические закономерности?
  3. Что такое качественный и количественный уровень изучения явлений?
  4. Что такое физическая величина?
  5. Что следует помнить в отношении численных величин?
  6. Какие виды измерительных приборов ты знаешь?
  7. Шкала …
  8. Деление …
  9. Какой опыт вам предложили проделать в классе, чтобы убедиться, что любое измерение является приближённым.
  10. Чему равна наибольшая погрешность правильно выполненных измерений?

4. Контроль и самопроверка знаний.

Дидактическая цель этапа: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

А теперь попробуйте выполнить следующие задания, используя теоретический материал нашего урока.

1. Диаметр проволоки меньше одного мм. Как простыми средствами измерить этот диаметр как можно более точно?

(метод рядов) .

Задание: Измерьте толщину листа книги вашего учебника.

Как вы это делаете?

Почему нельзя измерить толщину отдельно взятого листа?

Как вы думаете, почему размер маленьких предметов следует измерять методом рядов, а не приложив их к линейке?

2. Чем обусловлено неизбежные неточности при измерении размеров тел (глазомер, большая цена деления прибора) .

3. У вас есть мензурка с большой ценой деления. Можно ли повысить её точность? Предложите способ.

4. Определите цену деления измерительной ленты и линейки, медицинского и комнатного термометров. В чём отличие?

5. Часы являются измерительным прибором, а циферблат – шкалой этого прибора. Имеет ли эта шкала одно определённое значение цены деления? (Цена деления различна в зависимости от того, за какой стрелкой мы наблюдаем. Полный оборот: сек. стрелка – 1 мин,

мин. стрелка – 1 час,

час. стрелка – 12 час.

Таким образом “шкале” циферблата соответствует три различные цены деления, у каждой стрелки своя.

Задание (см рис) : Предположим, что это не настенные часы, а будильник, и зелёная стрелка не секундная, а управляет звонком. В каком часу звенит наш “будильник”?

Твои наручные часы цифровые или шкальные?

Как ты считаешь, какими приборами удобнее пользоваться - цифровыми или шкальными?

6. Задание по вариантам:

1 вариант: Нарисуйте шкалу мензурки с ценой деления 2,5 мл.

2 вариант: Нарисуйте шкалу термометра с ценой деления ) ,25 градусов С.

(заготовки рисунков мензурки и термометра на столах) . Работы сдать. Сделать проверку (на доске рисунки) .

Подведение итогов этапа.

Молодцы! Я вижу вы хорошо справились с заданиями и усвоили материал темы, который вы будете использовать при дальнейшем изучении физики.

Начнём подведение итогов нашей совместной работы.

5. Организация рефлексивного пространства.

Дидактическая цель этапа: Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) . Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

На имеющихся у вас на столах карточках изображена окружность, в ней 4 радиуса. На ОА – по 3-х бальной системе отметьте точкой степень сложности предлагаемых заданий, на ОВ – степень интереса материала на уроке, на ОС – степень вашей самостоятельности при выполнении заданий, на ОД – уровень усвоения материала. Соедините 4 точки, вы получили многоугольник. Чем больше площадь, тем продуктивнее вы работали на уроке . Покажите мне ваши многоугольники!

6. Подведение итогов урока.

Дидактическая цель этапа: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Я вижу вы достаточно продуктивно потрудились и это подтверждается оценками за урок.

7. Информация о домашнем задании.

Дидактическая цель этапа: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверить соответствующие записи.

Приложение

Домашнее задание: Как измерить (примерно) , сколько зёрен риса помещается в стакане? Что вам для этого понадобиться?