"Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога с учителями и родителями учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Что такое флэштренинг?

Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.

Флэштренинг - средство развития личности, доступное всем. Это тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержания “флэшки” (музыкального видеообраза) позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.

Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые "фильтры" нашего сознания. Материал “флэшки” используется как средство выявления в человека "скрытых" мотивов и подсознательных установок, искажающие реальность.

Цель флэштренинга:

Релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы;

Задачи флэштренинга:

  1. Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь;
  2. Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;
  3. Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;
  4. Развитие эмпатических способностей участников группы.

Как проходит флэштренинг:

Педагог-психолог формирует группу людей (10-15 человек) со сходными проблемами, которых зацепит один и тот же сюжет. Во время просмотра исследует реакцию зрителей, внимательно следит за их жестами, изменением выражения и даже цвета лица. Потом начинается дискуссия, во время которой обсуждаются переживания и чувства участников флэштренинга - люди пытаются взглянуть на проблему глазами партнера. Именно в такие минуты и видна готовность человека к переменам в жизни.

Этапы флэштренинга:

  • участники смотрят видеоролик;
  • участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;
  • педагог-психолог помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
  • участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
  • участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.

Видеоролики для флэштренинга создавались мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями и родителями учащихся. Приведу пример одного видеоролика.

Название видеоролика: “Ветер и цветок”.

Тема: Любовь мужчины и женщины.

Цель: Релаксация с целью самоактуализации личности во взаимоотношениях мужчины и женщины.

В ролике использован видеоряд романтического направления, притча неизвестного автора “Ветер и цветок”, музыка рок-группы “Зодиак”.

Общее время видеоролика 5 минут 6 секунд.

Раскадровка

№ п/п Кадр Изображение Длительность (сек.) Текст на изображении Музыка
1 2 3 4 5 6
1 1 нет 8 сек. титры  
2 2

<Рисунок1>

10 сек. без слов рок-группа “Зодиак”, композиция “Сатурн”.
3 3

<Рисунок2>

10 сек. без слов -------------
4 4  

<Рисунок3>

10 сек. без слов -------------
5 5

<Рисунок4>

10 сек. без слов -------------
6 6  

<Рисунок5>

10 сек. без слов -------------
7 7  

<Рисунок6>

10 сек. без слов -------------
8 8

<Рисунок7>

10 сек. без слов -------------
9 9

<Рисунок8>

10 сек. без слов -------------
10 10  

<Рисунок9>

10 сек. Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. -------------
11 11  

<Рисунок10>

15 сек. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью. -------------
12 12  

<Рисунок11>

15 сек. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: -------------
13 13  

<Рисунок12>

20 сек. “Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим”. -------------
14 14  

<Рисунок13>

20 сек. И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. -------------
15 15  

<Рисунок14>

15 сек. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. -------------
16 16  

<Рисунок15>

15 сек. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. -------------
17 17  

<Рисунок16>

20 сек. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. -------------
18 18  

<Рисунок17>

15 сек. Закричал тогда Ветер: -------------
19 19  

<Рисунок18>

15 сек. — Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! -------------
20 20  

<Рисунок19>

15 сек. Видно не было в тебе любви, значит ты не любил! -------------
21 21  

<Рисунок20>

15 сек. Но Цветок ничего не ответил. Он умер. -------------
22 22  

<Рисунок21>

20 сек. Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь... -------------
23 23  

<Рисунок22>

15 сек. ...а нежностью и трепетным отношением. -------------
24 24 нет 8 сек. титры нет

Данный метод работы с учителями и родителями учащихся, безусловно, обогатит арсенал школьных психологов, поможет взрослым “остановиться”, посмотреть на себя со стороны, чутко прислушаться к себе.

Приложение (.wmv)