Роль социокультурной деятельности в процессе социализации учащихся

Разделы: Социальная педагогика


Цель образования – воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Не может быть образования, не уходящими корнями в национальную культуру, не может быть образованным народ, не стремящийся овладеть общечеловеческими ценностями, познать культуру других наций и народностей. Система образования будет эффективной в том случае, если в обществе будет высок статус образованного интеллектуального человека.

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности учебных заведений к выполнению ими своих функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Названные противоречия обуславливают необходимость решения связанных с ними проблем в образовании:

  • проблема нового целеполагания;
  • проблема новой структуры образования;
  • проблема обновления содержания образования;
  • проблема обновления организационных форм и методов.

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентаций совокупного субъекта педагогической деятельности, в которое включаются все участники образовательного процесса (ученики и их родители, учителя и педагоги дополнительного образования, а также социальные педагоги и представители производственной, культурной, просветительской общественности).

Общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, “предназначение которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке”. Механизмом приобщения человека к культурным ценностям является социокультурная деятельность.

Социокультурная деятельность – это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.

Процесс социокультурной деятельности включает в себя культурную трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:

  • отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей;
  • отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения;
  • отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Чтобы узнать какую роль играет социокультурная деятельность в образовательном процессе, и как она влияет на социализацию учащихся, рассмотрим опыт работы и организацию социокультурной деятельности МОУ “Гимназия №1” г. Усолье - Сибирского.

Вся социокультурная деятельность гимназии рассматривается как поле для творческого самовыражения субъектов образовательного процесса. Где в роли субъектов выступают учащиеся и преподаватели гимназии. Этот процесс взаимодействия инициируется педагогами, которые в данном случае выступают в роли агентов передачи социокультурной деятельности. Каждый из них имеет свой механизм взаимодействия. Это может быть урок, факультатив, практические занятия и т. д. В МОУ “Гимназия №1” такими механизмами являются: учебные занятия, факультативы различного направления, спецкурсы, кружки, секции и объединения дополнительного образования. В процессе социокультурной деятельности происходит культурная трансмиссия, которая осуществляется в трех направлениях:

  • Вертикальная трансмиссия – это процесс прямой передачи культурных ценностей в общении;
  • Горизонтальная трансмиссия – передача культурных ценностей между учащимися в процессе общения;
  • “Непрямая” трансмиссия – передача через процесс обучения, с помощью предмета и техники преподавания.

Педагоги в этом случае выполняют различные функции: обучающие, развивающие, воспитывающие и т. д.

Вся модель социокультурной деятельности ориентирована на творческое самовыражение субъектов процесса образования. Для этого необходимо проследить механизм организации взаимодействия педагога и ребенка и выполнения различных видов культурной трансмиссии. Каждый учитель создает проблемное поле в соответствии с выбранной темой. Видя в ней актуальность, ставит перед собой цель и задачи предстоящей работы. Педагог организует взаимодействие, обязательно используя все виды культурной трансмиссии.

Педагог
Проблемное поле
 
ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ

(горизонтальная, вертикальная, “непрямая”)

 
Механизмы взаимодействия
 
Учащийся

Данная модель организации социокультурной деятельности позволяет рассмотреть образовательный процесс как культурную трансмиссию, процесс инкультурации и социализации субъектов образования. Он и является неотъемлемой частью педагогической деятельности МОУ “Гимназия №1”.