Тема урока: “Физические явления”.
Цели урока.
Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений. Обучение применению полученных знаний для объяснения изучаемых явлений.
Развивающие: продолжение развития навыка работы в паре и в группе. Развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе практической работы.
Воспитывающие: используя факты биографии М. В. Ломоносова раскрыть значение таких методов изучения физики, как наблюдение и опыт, в познании природы, в развитии науки. Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: механические игрушки, спиртовка, магниты, металлические шарики, собирающая линза, эбонитовая палочка, шланг гофрированный, раздаточный материал для работы на местах.
ТСО:
1. Видеомагнитофон. К/фр. “Материальная картина мира”.
2. Мультимедийный курс “Физикус”.
3. Мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие. – 2 мин.
2.
Разминка.“Веришь, не веришь?”. – 3 мин.
- Что физика – наука о природе?
- Телом можно назвать любой предмет?
- Учёные сами придумывают законы?
- Движение –понятие относительное?
- Скорость измеряется в м/с?
- Динамометр – прибор для измерения массы тела?
- Рычаг и блок – виды простых механизмов?
- Плотность измеряется в тоннах на литр?
- Явлением можно назвать любое тело?
3.
Постановка цели урока.Объявление темы урока. – 18 мин.
Ход урока
Физические явления. Демонстрация опыта. | Индивидуальное задание. |
1. Механические. Движение игрушек(поступательное, вращательное). Реактивное движение воздушного шарика. |
Зная пройденный путь и время вычислить скорость реактивного движения. Вспомнить понятие о средней скорости. Выразить её в м/с и км/ч. |
2. Тепловые. Наблюдение вращения “змейки” от тепла огня. 3. Электрические. Притяжение деревянной линейки к наэлектризованной эбонитовой палочке. |
Наблюдение вращения вертушки от тепла
руки. Наблюдение притяжения мелких частичек к наэлектризованной ручке. |
4. Магнитные. Ориентирование магнитной стрелки в пространстве. Намагничивание металлических шариков от магнита. |
Обнаружение намагничивания металлических предметов магнитным полем Земли при помощи компаса. |
5. Световые. Получение изображения предмета при помощи собирающей линзы. |
Наблюдение смешения цветов. |
6. Звуковые. Фрагмент электронного учебника “Физикус”. “Эхо. Реверберация”. |
Обнаружение вибрации гортани. |
4. Роль наблюдения и опыта, как основных методов познания природы. – 7 мин.
Интересные факты из жизни М. В. Ломоносова.
Разбивка на группы, работа в группах.
(см. Приложение 1)
Задание группе №1.
А. Придумать способы получения звука при помощи гофрированной трубы.
Оборудование: гофрированная труба.
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Как аукнется, так и откликнется”.
Загадка: “Меня никто не видит, но всякий слышит,
а спутницу мою всякий видит, но никто не слышит”.
Задание группе №2.
А. Выяснить, как зависит объём воздуха от его температуры?
Оборудование: холодная и горячая вода, воздушный шарик, пластиковая бутылка.
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Тише едешь – дальше будешь”.
Загадка: Поднялись врата – всему миру красота!”
Задание группе №3.
А. Придумать способы, чтобы воздушный шарик, наполненный обычным воздухом, прилип к потолку.
Оборудование: воздушный шарик.
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Гроза застала в поле – садись на землю”.
Загадка: “Сильнее Солнца, слабее ветра. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет”.
Задание группе №4.
А. На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Придумать способ, чтобы монетка попала в стакан (переворачивать стакан, трогать монетку нельзя).
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Куй железо, пока горячо”.
Загадка: “В круглом домике, в окошке, ходят сёстры по дорожке,
Не торопится меньшая, но зато спешит старшая”.
5
. Отчёт групп с демонстрацией опытов. – 8 мин.6.
Посадка на свои места.Закрепление материала. Раздача опорных конспектов. – 2 мин.
(см. приложение 2)
7. Подведение итогов. Выставление отметок. – 3 мин.