Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.
Задачи:
- формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;
- развивать чувство гордости за родное Отечество;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:
1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Оборудование урока:
- карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;
- изображения флагов России, США, Канады;
- изображения с бело-синими флагами;
- герб России, герб Московского государства XV в.;
- оставной герб;
- толковые словари;
- текст гимна (по количеству учащихся).
- карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Символы государства
Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.
– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2].
– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)
– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).
Учитель обобщает:
– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:
– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?
– Какая музыка при этом исполняется?.
II. Российский флаг
– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Учитель зачитывает стихотворение:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!
С.Куприн
Рассказ учителя
– Государственный флаг – это знак (символ)
свободы, независимости, самостоятельности
государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг
нужен, чтобы служить отличительным знаком,
объединять людей.)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:
– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.
– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4] тогда в какой стране мы находимся? (США)
– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).
Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6].
– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)
– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)
– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).
Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.
– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
III. Российский герб
– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.
Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.
– Покажите день сегодняшний.
– Покажите отрезок будущего времени.
– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?
– Обозначим X век.
– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.
– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.
Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.
– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7].
Учитель постепенно собирает составной герб на доске.
– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)
Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.
– Двуглавый орел – это символ вечности России,
символ сохранения в русском народе православной
веры. Две головы орла символизируют единство
страны: он как бы смотрит одновременно на запад и
на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и
держава)
Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.
– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен
резьбой и драгоценными камнями. Держава – это
золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр,
держава когда-то служили знаками царской власти.
Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам
о прошлом нашей страны и символизируют
независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с
изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали
заступником человека, ограждающим его от сил зла,
бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и
темной силой. В давние времена дедушки и бабушки
рассказывали своим внукам историю о Егории,
царевне и змее очень похожую на сказку. “В
некотором царстве, в некотором государстве
случилось великое несчастье – напал на него
лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере
на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома.
Взмолились жители того царства-государства. Змей
же потребовал, чтобы каждый день кормили его
досыта свежим мясом. Но чудовище было
прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни
овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел
змей приводить к нему каждый день человека на
съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской
дочери. Привели ее на берег морской и оставили
там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на
добром коне, не мог он оставить царевну в беде,
сразился со змеем и победил его”. Щит с
изображением Георгия Победоносца – это герб
столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы
символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)
IV. Гимн России
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.
Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.
– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)
– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
Ребятам раздаётся текст гимна [Приложение 8]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
Учитель: Прочитайте про себя.
1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем,
самостоятельно).
– Какие слова непонятны?
– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)
V. Физкультминутка
Учитель просит ребят встать.
– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)
– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:
Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)
Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.
VI. Закрепление
Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [Приложение 9(1), Приложение 9(2), Приложение 10]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.
VII. Подведение итогов занятия
В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).
С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.
Литература:
1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.
2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.
3. Ворожиткина Н.И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.
4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.
5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.
6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.
9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева)
10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.